» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






Оживленными были отношения и с Кавказом. В 1492-1493 гг. летопись зафиксировала сведения, что "прииде посол к великому князю из Иверскиа земли от князя Александра, именем Мурат". Продолжались в конце XV в. оживленные контакты с Молдавией: "…месяца февраля 1493 г. приде из Волох Скурат Зиновьевич, да с ним прииде посол к великому князю Стефану Волошского воеводы Мушат". В этом же году "в Волохи был послан Иван Андреевич Плещеев"246.

Поддерживались отношения и с Персией. Во второй половине XV в. из Москвы в Персию к шаху Узун-Гасану был отправлен в качестве русского посла, вероятно, итальянский уроженец Марк Руф. Об этом сообщил итальянец Контарини, встретивший в 1476 г. в Экбатане возвращавшегося на родину Марка Руфа и приехавший вместе с ним на Русь247.

В этих условиях пристального внимания к Востоку становится понятным и путешествие русского купца XV в. Афанасия Никитина в восточные страны и в Индию. Хожение Афанасия Никитина потомки без преувеличения назвали великим, так как его автор был не только первым русским, оставившим сохранившиеся до наших дней письменные известия о Индии, но и одним из первых европейцев, проникших в эту страну. Мы мало знаем об авторе хожения. Единственно достоверным является лишь то, что он был выходцем из Твери и купцом по роду занятий, что умер на обратном пути, не дойдя до Смоленска, бывшего тогда литовским248.

В XV в., и особенно во второй его половине, купечество играло уже заметную роль в Русском государстве. Оно было непосредственно заинтересовано в централизации государства, в ликвидации феодальной раздробленности Руси, мешавшей развитию торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому неудивительно, что именно купец осуществил трудное путешествие, достигнув рубежей Индии.

После смерти путешественника его "тетради" были привезены в Москву к дьяку Даниилу Мамыреву в 1475 г., вероятнее всего, кем- либо из спутников Афанасия Никитина. Что же касается целей путешествия, которые ставил перед собой Афанасий Никитин, когда "очи понесли" его в Индию, то они едва ли были им достигнуты. "Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего многож нашего товара, ано нът ничего на нашу землю: все товаръ бълой на бесерменьскую землю, перец да краска…", – с сожалением заметил он249. Записки отличаются ярко выраженной индивидуальностью и могут служить иллюстрацией широты международных связей Русского государства XV в.

Различными оказывались причины путешествий, неодинаковыми стали жизненные судьбы самих путешественников после возвращения на Родину, но посещение заморских стран, прикосновение к святыням христианского мира для всех оказалось серьезной вехой на жизненном пути.

Имеющиеся сведения позволяют узнать об изменениях в социальном облике путешественников, и судить о политической и общественно-экономической активности отдельных русских княжеств и земель (табл. 1). Очевидно, что контакты с православным Востоком (а в какой-то мере и с Востоком вообще) в XII-XV вв. играли немалую роль во внешней политике наиболее значимых государств тогдашней Руси. Даже после завоевания Константинополя латинянами (1204 г.) и монголо-татарского нашествия на Русь контакты со средиземноморским миром не прервались. В отличие от Северо-Восточной Руси (Суздальской, Владимирской) в Северо-Западной Руси (Псковской, Тверской и, конечно, Новгородской) путешествия на христианский Восток регулярно совершались не только в XIII в., но даже в XIV в. Начиная с XV в. инициативу в осуществлении связей с другими странами (в Западную Европу и на мусульманский Восток) берет на себя Москва.


Таблица 1.

Основные сведения источников о русских путешественниках XII-XV веков


МАРШРУТЫ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНЫ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Важную роль в жизни средневековой Руси играли пути сообщения. Главными среди них были реки. Речные трассы считались относительно безопасными, и передвижение по ним обходилось дешевле. Именно по ним, а не по сухопутным дорогам, осуществлялась связь с ближними и дальними странами.

Источники свидетельствуют, что в Древней Руси были хорошо известны пути на Ближний и Средний Восток, в Закавказье, в страны Западной Европы, на Каспий и на Урал. Об этих вполне реальных маршрутах говорится уже в ранней летописной легенде – описании путешествия апостола Андрея в Киев и Новгород: «По Понетьскому морю оучил святый Оньдрей, брать Петровъ якоже реша. Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, оувиде, яко ис Корсуня близь оустье Днепрьское, и въсхоте пойти в Рим, и пройде въ вустье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепре горе: и по приключаю приде и ста подъ горами на березе. Заоутра въставъ и рече к сущимъ с ним оученикомъ: "Видите ли горы сия? – яко на сих горахъ восияеть благодать Божья; имать градъ великъ быти и церкви многи Богъ въздвигнути имать". И въшедъ на горы сия, благослави я, и постави крестъ, и помоливъся Богу… иде же послеже бысть в Киевъ, и поиде по Днепру горе. И прииде въ словени, идеже ныне Новъгородъ, и виде ту люди сущая… И иде в варяги, и приде в Римъ, и исповеда…»250.

В летописях находим также тщательное описание двух важнейших путей, которые вели от Балтийского моря: один – на юг, по Днепру к Черному морю, другой – на юго-восток, по Волге к Каспию. По ним еще в X-XI вв. и позднее дорогие товары, главным образом пушнина, мед, воск шли из Восточной Европы на юг, по Днепру – в Византию, по Волге – в арабские страны и Индию.

Волховско-Днепровский путь протяженностью около 1500 км начинался в восточной оконечности Финского залива и проходил по Неве ("устье озера Нево"), юго-западной части Ладожского озера, Волхову, Ильменю, р. Ловать, с переходом из Балтийского бассейна в Черноморский, по речкам Усвяче, Каспле, Лучесе, верхнему течению Западной Двины (где открывался еще один выход в Балтику) и системе волоков на Днепр в районе Гнездова. Отсюда начинался путь по Днепру с важным перекрестком в районе Киева, труднопроходимым участком днепровских порогов и выходом на простор Черного моря в непосредственной близости от Херсонеса (Корсуни) и других византийских владений в Крыму251. Южный отрезок пути "из варяг в греки" от Киева вниз по Днепру называли греческим путем. Устье Днепра замыкал подвластный Киеву портовый г. Олешье, где заново оснащали ладьи. Отсюда морской путь в Царьград шел вдоль болгарского побережья Черного моря252.

Вот как описал путь "из варяг в греки" летописец: "…бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево, и того озера внидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море, в него же втечет Днепр река… жеролом, еже море словеть Руское…"253

Волжский древнерусский путь от верховьев до устья широко использовался уже в VIII-X вв., о чем свидетельствуют найденные на разных его участках многочисленные клады арабских монет с надписями, выполненными древнейшим арабским куфическим письмом. Они найдены к северо-востоку от Валдайской возвышенности, которую огибает р. Мета до ее впадения в Ильмень: истоки Меты и левых притоков Верхней Волги, Тиверцы (190 км) и Мологи (450 км) сближаются, поэтому волоки между ними использовались для сообщения. Еще более оживленной была связь между Метой и Мологой, течение которой обозначено находками куфических монет254. От нее спускались до устья Которосли, где был основан Ярославль; но оттуда, судя по находкам кладов и монет, обычно ходили до устья Оки не по Волге, а обходным путем: поднимались по Которосли до оз. Неро, к Ростову, переходили оттуда на Нерль (277 км), левый приток Клязьмы (274 км), и по ней спускались до Оки, в устье которой позднее (в 1221 г.) был основан Нижний Новгород255.

Великий Волжский путь связывал Восточную Европу с мусульманским и западным католическим миром: "Ис того же леса (Оковского) потече Волга на въетокъ и вътечеть семьюдесять жерелъ в море Хвалисьское (Каспийское). Тем же и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы, и на въеток дойти въ жребий Симовъ, а по Двине въ Варяги, изъ Варягъ до Рима, от Рима же и до племени Хамова…"256. Благодаря этому пути поддерживались связи с Волжской Булгарией.

Волга была связана и с Днепром: существовала возможность из верховьев Волги попасть в Ильмень и далее на юг – в Днепр. Путь по Дону в указанное время, видимо, не функционировал, так как монетные находки здесь не известны257. В последующие столетия Волжский путь продолжал сохранять свое значение в качестве одного из главных путей сообщения со странами Востока258.

Изучение маршрутов русских пилигримов связано с рядом трудностей. Первая из них, и главная – отсутствие описания маршрутов в значительной части древнейших хожений. Его нет в хожений игумена Даниила (рассказ о своем путешествии он начинает только с выезда из Константинополя, не говоря о пути из Руси ни слова) и хожений Добрыни Ядрейковича XII – XIII вв., хожений дьяка Александра и Анонимном хожений конца XIV в., хожений Стефана Новгородца XIV в., в тексте записок которого содержится лишь косвенное доказательство того, что он прибыл морем: рассказывая о монументе византийского императора Юстиниана, Стефан Новгородец отметил, что его "из далеча с моря видети"259. По мнению М.Н. Сперанского, русский паломник обратил на это внимание, подъезжая к Константинополю на корабле260. Нет описания маршрута и в путевых записках путешественников XV в. Авраамия Суздальского и гостя Василия. Это позволило предположить, что путь в Константинополь из Руси был настолько известен, что авторы хожений просто не посчитали нужным уделить внимание его описанию261.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.