» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






Однако имеющиеся данные о времени и обстоятельствах этой поездки позволили выстроить и другую версию. В.Г. Ченцова обратила внимание на то, что время путешествия Зосимы совпадает с подготовкой в Троице-Сергиевом монастыре канонизации Сергия Радонежского, древнейшая редакция жития которого была написана учеником святого Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг., т.е. как раз накануне поездки Зосимы190. Обретение мощей святого Сергия Радонежского пришлось на 5 июля 1422 г.; к этому сроку Зосима, отбывший из византийской столицы в мае 1422 г. (до начала осады города турками) и, возможно, имевший полномочия обратиться за разрешением на канонизацию к вышестоящим церковным властям, уже мог добраться до Троице-Сергиева монастыря191. Таким образом, миссия Зосимы вполне могла носить официальный характер. Если высказанные В.Г. Ченцовой предположения верны, то поездка Зосимы может служить одним из примеров дипломатических связей русской церкви с Константинополем в начале XV в.

В XIV-XV вв. в страны Востока отправлялись и русские дипломатические миссии. Летописи свидетельствуют, что в период с 1376 по 1389 г. имели место поездки духовных лиц на Восток, вызванные необходимостью решения вопроса о кандидатуре московского митрополита после смерти митрополита Алексея в 1378 г.192 В составе нескольких летописных сводов до нас дошла "Повесть о Митяе", рассказывающая об эпохе Куликовской битвы, а также о династической и церковно-иерархической борьбе на Руси и в Византии193. Именно из нее известны содержание разногласий двух сторон и сущность церковно-дипломатических поездок.

Четыре года (1378-1381) митрополит Киприан, ставленник константинопольского патриарха Филофея, встречая сопротивление великого князя Дмитрия Ивановича, не мог занять московский митрополиций престол. Одной из причин расхождения московского великого князя с вселенским патриархом в вопросе о преемнике митрополита Алексея стала неудачная попытка объединения русских и литовско-русских княжеств для борьбы с татарами в 1374 г. Византийская церковь была заинтересована в осуществлении объединительных замыслов и в лице патриарха Филофея стремилась к достижению реального единства Русской митрополии, утраченного вследствие раздела Руси между Ордой, Литвой и Польшей194. Киприан, представляя на Руси патриарха, принял участие в организации русско-литовского антитатарского союза 1374 г.195 Но татарская дипломатия одержала победу, и это привело к развалу княжеского объединения, к литовско-тверской войне и к обострению отношений Московской Руси и Великого княжества Литовского.

Чтобы удержать подвластную Литве Западную Русь в православии и создать условия для сближения ее с восточной частью Руси в будущем, патриарх Филофей в 1375 г. поставил Киприана в литовские митрополиты с правом наследовать после смерти Алексея митрополию всея Руси196. В ответ на это московский князь Дмитрий Иванович, не желая сближения с Литвой, выдвинул кандидатом в митрополиты своего духовника и печатника, попа Митяя197.

Летописные свидетельства об этом человеке таковы: "Сей убо архимандрит Митяй сын Тешиловского попа Ивана, иже на реце Оке, и потом Митяй бысть един от Коломенских попов"198; "Сын Митяй саном бяше поп, един от коломенских попов, возрастом не мал, телом высок, плечист… И пребысть в такове чину и в такове устроении многа лета, дондеже состарься старец Иван, нарицаемый Непеица, архимандрит Спасский… Пребысть Митяй в архимандритах яко две лете, а по преставлении митрополита Алексея покинул архимандритью по великого князя слову, и на преболыний сан устремился"199. Пострижение Митяя в монахи (он получил при этом имя Михаила) и назначение его в архимандриты, приблизившее его к митрополичьему престолу, было, очевидно, непосредственной реакцией великого князя на сообщение о поставлении в митрополиты Киприана. В отличие от Митяя, опиравшегося на московского князя, Киприан нашел поддержку в русском монашестве (у Сергия Радонежского, Дионисия Суздальского и др.)200. Таким образом, произошедшее размежевание в вопросе о преемниках митрополита Алексея было одновременно размежеванием политических течений. Одно из них представляло монашеское общественное движение, которое наряду с церковным объединением Руси имело целью создание в рамках митрополии всея Руси конфедерации великорусских и западнорусских княжеств для борьбы с мусульманами-татарами. Другое – московская великокняжеская группировка – добивалось полного обособления Северо-Восточной Руси от Литвы и Польши201. Эта группировка стремилась разделить Русскую митрополию по границе татарских и литовских владений на Руси и подчинить себе ее великорусскую часть. Митяй должен был стать первым митрополитом Великой Руси. После захвата Митяем митрополичьего места Киприан, снесясь со своими русскими сторонникамимонахами, решился без ведома великого князя явиться в Москву, чтобы стать здесь фактически митрополитом всея Руси. Но он потерпел неудачу и был изгнан из Москвы. Митяй же попытался получить сан епископа еще в Москве, прежде путешествия на Балканы, где он и так имел основания рассчитывать на успех. За три года до этого в Константинополе произошел переворот, инспирированный генуэзцами, в результате которого патриарх Филофей был свергнут.

Обмен посланиями между московским правительством и новым патриархом Макарием дал благоприятные для Митяя результаты. Генуэзцы, на которых опирался Макарий, готовы были предоставить московскому кандидату денежный заем. В 1379 г., стремясь унаследовать митрополию всея Руси, Митяй, наконец, отправился в Константинополь, а "с ним вместе поидоша к Царюграду трие архимандрита: первый Иван, архимандрит Петровский, сеи бысть первый общему житию начальник на Москве, Пимин, архимандрит Переяславский, Мартын, архимандрит Коломенский, Дорофей печатник, Сергей Озаков, Степан Высокий, Антонеи Копие, Макарий, игумен Мусолиньский, Григорий диакон Спасский, и инии мнози игумений, Попове, диакони, черньци, и Александр, протопоп Московский, Давид, протодиакон Даша, и крилошане Володимерский, и люди дворныя, и слуги пошлыя митрополичи, и казна и ризница митрополичя. А се бояре: Юрьи Васильевич Кочевин Олешенский, то есть большой боярин, тоже и посол князя великаго, потому и старшиньство приказано; а се митрополичи бояре: Феодор Шолохов, Иван Артемьевич, Коробьин, Андрей, брат его, Невер Бармин, Степан Ильин, Кловыня, а толмачь Василий Кустов, а другой Буило. И бысть их полк велик зело…"202. По дороге в Константинополь, имея при себе грамоту с печатью от великого князя Московского, Митяй встретился с Мамаем. Выданный татарами Митяю ярлык показывает, что хан пробовал дипломатическим путем восстановить подчинение себе Руси, нарушенное при "розмирье" 1374 г., а великорусская или великокняжеская московская партия готова была пойти на это. Иными словами, политическому сближению с Литвой эта группировка предпочитала покорность татарам. В пути между Кафой и Константинополем "уже близ Царьграда бывшим, внезапну Митяй разболелся и умер на мори"203.

Члены посольства, продолжая стремиться к созданию великорусской митрополии, в качестве нового кандидата в митрополиты самостоятельно выдвинули архимандрита Горицкого монастыря в Переславле-Залесском Пимена (впоследствии в 1383 г. он стал митрополитом "всея Руси"). Для достижения этой цели он занял крупные суммы денег у генуэзских купцов204.

Прежде чем русское посольство успело вернуться из Византии домой, произошла Куликовская битва (8 сентября 1380 г.). Мамай был разбит русскими и через некоторое время потерпел поражение от Тохтамыша. Победный исход кампании побудил великого князя Дмитрия Ивановича пригласить в Москву Киприана (в то время митрополита Литовского) как митрополита всея Руси.

Первый митрополит Великой Руси Пимен по прибытии на Русь был подвергнут опале: "Князь же великий не восхоти приати его… Приставиша к нему некоего боярина, именем Ивана, сына Григорьева Чюриловича, нарицаемого Драницу, и послаша Пимена в изгнание и в заточенье… на Чухлому (северо-восток Руси. – Е.М.) и тамо бысть в оземствовании лето едино; но и от Чухломы веден бысть в Тверь"205.

Однако Киприан управлял церковью всея Руси не долго (1381-1382). Разгром Северо-Восточной Руси в 1382 г., втайне подготовленный Тохтамышем, принудил Дмитрия Донского вернуться к старой, выгодной для татар политике дробления Русской церкви. Возможно, это и было причиной изгнания из Москвы митрополита Киприана206.

Великому князю понадобился теперь ссыльный Пимен, импонировавший князю своей проордынской ориентацией, который осенью 1382 г. был переведен из Твери в Москву. Таким образом, церковное деление Руси оказалось приведенным в полное соответствие с делением политическим: Галицкая Русь, принадлежавшая Польше, имела своего митрополита Антония; Западная Русь, подвластная Великому княжеству Литовскому, – митрополита Киприана; Великая Русь, вновь подчиненная татарам, – митрополита Пимена.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.