» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






Великому князю понадобился теперь ссыльный Пимен, импонировавший князю своей проордынской ориентацией, который осенью 1382 г. был переведен из Твери в Москву. Таким образом, церковное деление Руси оказалось приведенным в полное соответствие с делением политическим: Галицкая Русь, принадлежавшая Польше, имела своего митрополита Антония; Западная Русь, подвластная Великому княжеству Литовскому, – митрополита Киприана; Великая Русь, вновь подчиненная татарам, – митрополита Пимена.

Поездка Пимена 1379 г. не была единственной. Митрополит ездил в Константинополь еще два раза – в 1385 и 1389 гг.207 В последнюю поездку он умер, а митрополитом Киева и Всея Руси стал Киприан (1390-1406), болгарин по происхождению и византиец по воспитанию и взглядам.

С упомянутой поездкой 1389 г. связано получившее широкую известность так называемое Пименово хождение, автором которого является находившийся в свите посольства Пимена Игнатий, по прозвищу Смольнянин, описавший путешествие в Византию (ему принадлежит также краткий летописец "Сказание летом въкратце")208. Не исключена возможность, что именно он составил гимнографическое сочинение "Канон радостен пресвятой Богородице", находящееся в рукописных сборниках XV-XVII вв.209 Вместе с Игнатием Смольнянином в поездке участвовали архимандрит Спасский Сергий Азаков, владыка Смоленский Михаил, протопоп Иван, архидьякон Герман, протодьякон Григорий, дьякон Михаил, иноки и другие слуги210. Хожение было написано в 1389-1393 гг. В нем идет речь о взаимоотношениях московских и рязанских князей, митрополитов Пимена и Киприана, о положении Московской митрополии, а также династической борьбе в Византии.

Любопытно упоминание Игнатия Смольнянина о встрече с проживавшими в Константинополе русскими. Книжник пишет, что в "понедельник канон Петрову дни в год вечерни прийдоша к нам Руси, живущий ту, и бысть обоим радость велиа" (см. наст. изд. С. 279, 287). Русский путешественник подробно сообщает и о происходившем тогда в столице Византии столкновении двух враждовавших между собой групп – императора Иоанна и его сына Мануила. «В лето 6898 Андроников сын Калоан (Иоанн) нача искати в Цариграде царства с турьскою помощию. И приа грады и пирги, и прииде к Царюграду, близ святыа Пасхы начаша битися. В велики четверток прииде Мануил старого царя сын Калоанов от Лимноса, в катаргах на помощь Царюграду… Во 2-ю неделю Пасхы в среду ополунощи долнейшаа люди отвориша врата граднаа Калоану Андрониковичу и пустиша его с греци, а без турков, и ничтоже зла не сътвориша. Мануил же в катаргах убеже в остров Лимноса… Звон же бысть по всему граду, ратнии же осветиша весь град фонарьми, гоняюще по всему граду и на конех и пеши толпами, оружиа держаще в руках своих… кличюще сице: "пола та ите Андронику!"» (см. наст. изд. С. 282, 290). Это весьма ценное свидетельство характеризует обстановку в Византии того времени, когда отдельные группы пытались опереться на турок, и позволяет говорить об Игнатии Смольнянине как о наблюдательном и опытном дипломате.

Новые грани личности автора путевых записок выявляются при подробном описании торжественной церемонии коронации Мануила в Софийском соборе 11 февраля 1392 г. Русский автор обстоятельно рассказывает об одежде византийцев и иностранцев, присутствовавших на церемонии коронации (см. наст. изд. С. 283, 291).

Детальный рассказ о самой коронации, царском шествии, продолжавшемся три часа, заставляет предположить целенаправленный характер описания. Вероятно, посредством сообщений путешественников-дипломатов Русское государство перенимало устоявшиеся традиции византийской императорской власти.

Связи Руси и Византии в XIV-XV вв. определялись не только церковными и дипломатическими контактами. Важным фактором во взаимоотношениях двух стран в эти столетия стала материальная помощь, оказанная Византии Москвой211.

Летописи свидетельствуют, что информация о странах Востока, и прежде всего о Византии, поступала на Русь регулярно. Московские князья знали о тяжелом положении византийских императоров, призрачная власть которых к концу XIV в. распространялась по существу лишь на Константинополь. Было известно об осаде Константинополя Баязидом.

Летописец отмечал: "В лето 6906 (1398 г. – М.Е.) бысть Царь-град в осаде… и рати стояху около города, погании бессерменове, окаянии Туркове, сын Амуратов, брат Чалибеев, Баазыт, со все стороны перея пути, и по морю и по суху и тако стояша долгое время, яко и до седми лет". В это трудное для Византии время великий князь Дмитрий Иванович послал императору и патриарху много серебра с чернецом Родионом Ослябятею; отправил деньги и тверской князь Михаил Александрович с протопопом Даниилом212.

В одной из летописей говорится о разгроме турок под Анкарой в 1402 г.213 Сражение на пятьдесят лет отсрочило падение Византии, положение которой, однако, продолжало оставаться весьма тяжелым.

В условиях растущей угрозы византийское правительство стало искать помощи на Западе, главным образом в Риме. Для спасения империи Иоанн VIII Палеолог решился на крайнее средство – под предлогом соединения церквей (православной и католической) подчинить греко-восточную церковь папе, а за это получить помощь от западных государств214. Для решения вопроса об унии был созван Вселенский собор, который начал свою работу в Ферраре в 1438 г., а затем перенес ее во Флоренцию.

Там после ожесточенных дебатов 6 июля 1439 г. была провозглашена уния. Во Флоренции митрополит Исидор подписал акт церковной унии и был назначен папой легатом для Литвы, Лифляндии и Руси, а в декабре 1439 г. стал кардиналом.

Однако на Руси унию встретили враждебно: когда посольство возвратилось из Италии в Москву, Исидор был схвачен и брошен в заключение, откуда ему удалось бежать в Литву, а затем – в Константинополь215. Русские политические и церковные круги в вопросе об унии были единодушны: они ее решительно отвергли.

Эти важные для судеб Руси и Византии международные события нашли отражение в путевых записках русских путешественников- дипломатов. 1430 и 1440 гг. датируются два хожения, авторы которых – участники посольства русской Православной церкви на Ферраро-Флорентийский собор Неизвестный Суздалец и суздальский епископ Авраамий216.

Авторство второго хожения не вызывает сомнений, но вопрос об авторстве первого спорен, поскольку источники сохранили очень скудную информацию. По мнению Н.В. Мощинской, автором путевых записок является какой-то неизвестный человек из свиты суздальского епископа Авраамия. Она же, определяя социальное положение автора хожения, предположила, что Неизвестный Суздалец был дьяком из суздальского архиерейского двора, так как он в числе избранных присутствовал на торжественных обедах, даваемых в честь митрополита Исидора, посещал в составе небольшой свиты монастыри217.

Помимо митрополита всея Руси Исидора (1437-1441), в состав русской делегации входили еще девять человек и многочисленная свита. Там были суздальский епископ Авраамий (противник Исидора), тверской боярин и княжеский посол Фома, поп Симеон Суздальский, архимандрит Вассиан и другие лица218.

Хожения Неизвестного Суздальца и Авраамия Суздальского, последний из которых подробно описал техническое оборудование, использовавшееся для показа мистериальных представлений в соборах Флоренции, свидетельствуют о литературном мастерстве авторов этих путевых записок. Оба путешественника – образованные люди.

После унии империя по-прежнему оставалась в одиночестве перед растущей турецкой агрессией. В 1451 г. умер султан Мурад II, его наследником стал Мехмед II, немедленно начавший готовиться к захвату Константинополя. Бесчисленные турецкие силы двинулись к городу и осадили его с моря и суши. 29 мая 1453 г. после упорной борьбы Константинополь был взят войсками Мехмеда II и Византийская империя перестала существовать219. "Взят бысть Царьград от безбожных турков, от Мустафы Муратовича", – записал русский летописец220.

События XV в. сильно изменили традиционные связи Руси с Византией. Попытка греческой дипломатии заключить союз с Римом была расценена на Руси, и прежде всего в Москве, как предательство интересов православия, а захват Константинополя турками в 1453 г. рассматривался как наказание за предательство. Греческая православная церковь пришла в упадок. Москва стала духовной наследницей Византии – Третьим Римом. Ее новая роль была закреплена легендой о происхождении великих князей владимирских от римского императора Августа, династическим браком Ивана III с Софьей Палеолог и поставлением русского митрополита Ионы, преемника Исидора, без согласия Константинополя. Окончательное же присоединение Новгорода к Москве (1478 г.) и ликвидация монголо-татарского ига (1480 г.), экономический прогресс, политическое объединение Русских земель и, наконец, создание Русского централизованного государства, ставшего важным фактором политической жизни Европы, привело к тому, что Москва стала крупнейшим в мире центром православия. Под влиянием этих событий московские идеологи стали разрабатывать новые концепции о месте Руси среди других стран мира, о русской государственности и русском церковном приоритете, в том числе "Сказание о князьях Владимирских" и широко известную теорию "Москва – Третий Рим"221. Одновременно возникли предпосылки для расширения связей Руси с западными странами. В этих изменившихся условиях путешествия продолжались.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.