Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.
В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.
Елена Малето
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
МИР СРЕДНЕВЕКОВЫХ ХОЖЕНИЙ
Хожения… Это непривычное для современного читателя слово получило распространение скорее всего на рубеже I – II тыс. н.э., когда вместе с христианством древнерусское общество стало осваивать новые понятия и представления христианского мира. В русский язык и в русскую культуру под влиянием великой греческой культуры было привнесено много нового. Одним из феноменов христианства стало паломничество.
В течение многих веков в далекую Палестину отправлялись путники, чтобы своими глазами увидеть христианские святыни. В средние века их называли паломниками (от лат. palma – пальма), так как человек, предпринявший длительное и нелегкое путешествие, согласно обычаю, возвращался домой с пальмовой ветвью, знаком мира и свидетельством своего хожения. В Западной Европе паломников называли пилигримами, а на Руси – каликами перехожими, так как странники надевали в дорогу специальную обувь – калиги.
Массовый характер паломничество приобрело с IV в., под воздействием путешествия святой Елены в Иерусалим с целью поиска истинного креста, где был распят Иисус Христос. По преданию, Елена приказала разрушить стометровую террасу Адриана, построенную на холме Голгофа и увенчанную храмом, посвященным Венере. Нужное место она увидела во сне и приказала начать раскопки. Именно здесь были найдены три креста. Для определения, на каком из них был распят Христос, она подводила к каждому по очереди калеку и молилась об исцелении. Два креста никак на калеку не подействовали, но, прикоснувшись к третьему, он тут же исцелился. Сразу стало ясно, что Спаситель был распят именно на этом кресте. Странствие Елены, причисленной затем к лику святых, привело к воздвижению креста Господня и получило широкий резонанс во всем христианском мире. В том же веке появился и первый путеводитель по Святой земле – Бордосский путник 333 г.
На Руси паломничество началось с первых веков принятия христианства. Христианизация Руси сопровождалась поступлением из Византии, а также славяноязычных христианских стран (таких, как Болгария, Чехия, Сербия) необходимых для богослужения и формирования нового мировоззрения книг (Библия, Псалмы, Часослов). Наряду с богослужебными и патриотическими произведениями, житиями святых, хрониками, в которых излагались события священной и всемирной истории, повестями, сказаниями и путевыми записками о путешествии по святым для христиан местам, большой популярностью пользовались хожения и апокрифы – произведения христианской литературы, которые не были официально признаны церковью и не входили в число священных богоугодных текстов. Последние, существуя параллельно с текстами каноническими, не только поднимали злободневную для русского человека того времени тему "земного рая" ("Хождение Богородицы по мукам", "Хождение Агапия в рай" и т.п.), но и сообщали исторические, географические и другие практические сведения о иноземных странах. Выдающиеся мыслители древней и средневековой Руси активно включали апокрифические сюжеты в свое творчество. Это и автор путешествия в Палестину игумен Даниил (начало XII в.), новгородский архиепископ Василий Калика (занимал кафедру в 1330-1352 г.), признававший авторитет "Хождения Агапия в рай", а также авторы последующих эпох.
Нет сомнения и в том, что хождения на Руси, как и в других странах, где они имели распространение, удовлетворяли различным духовным запросам. Они были связаны не только с пропагандой христианства и его идеей, но и с народной, причем нередко двоеверной, религиозностью.
Хожения по святым местам рассматривались как главное событие в жизни странников, как подвижничество. Путешественники вызывали уважение и преклонение, а их путевые записки украшали княжеские, монастырские, а позднее и царские библиотеки. Хожения назывались также путники, паломники, исхождения, странствования. Они отражали мир средневекового русского человека, сообщали о жизни и быте, народонаселении и обычаях иноземных стран.
Главной целью хожений было посещение Палестины, страны, в которой жил и проповедовал Иисус Христос. Назарет, Вифлеем, Иерусалим, река Иордан, Елеонская и Фаворская гора – все это места, священные для христианских паломников. Однако в VII в. эти города и земли были завоеваны арабами-мусульманами. Борьба с ними христиан привела к тому, что на короткий исторический период с 1099 по 1187 г. территория Палестины находилась под контролем крестоносцев. Вплоть до 1291 г. они предпринимали новые попытки освобождения Гроба Господня и овладения Святой землей, но безуспешно. В результате длительных и постоянных военных действий эти территории подверглись значительным опустошениям. Другим местом, куда устремлялись паломники с Руси, стал Константинополь, исторический центр православия. Он был одним из красивейших и богатейших городов Европы, в церквях и соборах которого хранились многие священные реликвии, некоторые из которых привезли из Палестины. Поскольку христианство пришло на Русь из Византии, последняя длительное время в сознании русских православных людей считалась высшим духовным наставником и примером, тем более что именно в Константинополе находилась резиденция патриарха. Там бывали многие купцы, воины, дипломаты, паломники. Путешествия русских не были редкостью и в последующие столетия.
Одним из традиционных мест паломничества русских людей на протяжении многих веков была также Святая гора Афон (по-гречески – Агион Орос), расположенная в Греции, на восточном выступе п-ва Халкидики, и Святая гора Синай – в Египте.
На Афоне со времени Константина Великого, т.е. уже в III – IV вв. возникли первые монашеские поселения. Подвижничество их жителей, нестяжательство и суровость монастырских уставов привели к тому, что Афон стали считать святым местом во всем православном мире. Среди десятка расположенных там монастырей было несколько русских. Наибольшую известность приобрел монастырь святого великомученика Пантелеймона, где хранятся грамоты русских царей и патриарха Иова, славяно-сербский Хиландарский монастырь, основанный по преданию святым Саввой Сербским, монастырь Ватопед – один из древнейших на Афоне. Фактически на полуострове (80 км в длину и 11 – 20 км в ширину) сложилось целое государство, единственная в мире православная христианская республика.
Согласно Аватону (запрет на посещение полуострова) женщины там никогда не бывают. По известному преданию, в V в. дочь римского императора Феодосия Великого Галла Плацидия по пути в Константинополь решила остановиться на Афоне и на пороге собора услышала голос Божьей Матери, сказавшей ей: "Остановись жена, зачем ты пришла сюда смущать покой Моих избранных". Правда, история Афона знает и исключения. Елена, жена Стефана IV Душана, величавшего себя "царем и императором сербов и греков", была единственной женщиной, чья нога за последнюю тысячу лет ступала на землю Афона. В 1347 г. в Сербии свирепствовала чума, и царь Душан с царицей Еленой спаслись от нее на Афоне, который тогда был частью их владений.
Связи Руси с Афоном начались вскоре после того, как христианство на Руси стало государственной религией. Основатель русского монашества Антоний Печерский (ум. в 1072-1073), ходил на Афон к святым отцам, жил там. Позже, во времена княжеских усобиц, он опять посетил Афон, принял монашеский постриг и по возвращении на Русь основал Киево-Печерский монастырь. На Руси Афон считали земным уделом Богородицы. По преданию, Божья матерь, вышедшая на Афонский берег, была так покорена его красотой, что попросила Сына дать ей Афон в земное владение. Сын ответил: "Да будет это место Твоим владением, и садом, и местом спасения тех, кто хочет быть спасен". Древние греки называли п-ов Акте. А само название Афон связано с мифологическим Атосом. Как гласит легенда, во время битвы между богами и гигантами Атос швырнул в Посейдона огромный камень, который упал у моря, и теперь его называют горой Афон.
В средние века Афон был частью могущественной Византийской империи, а в жизни средневековой Руси занимал место не только духовного, но и культурного центра. На Афоне всегда поощрялась книжная деятельность: там переводились на славянский язык многие греческие книги. Отчасти этому способствовало раннее появление славянских монастырей. Уже в XI в. был основан первый русский монастырь, в XII в. – сербский, в XIII в. – болгарский. А в XIII в. в списке имущества русского монастыря Ксилургу (буквально – обитель плотников) упоминались русские книги: апостолы, ирмологии, синаксары, минологи, номоканоны. Со временем высокие традиции монашеского подвижничества и утонченной учености на Афоне сделались образцом для подражания не только на Руси, но и во всем православном мире.
Не меньший интерес у путников вызывала и Святая гора Синай, где согласно Священному Писанию сам Господь заговорил с пророком Моисеем из горящего, но несгорающего Тернового куста (так называемой Купины Неопалимой) и дал скрижали Закона – знаменитые 10 заповедей, повелев устроить переносной храм Божий – скинию. Он был посвящен Преображению Господню. Сегодня там расположен Синайский монастырь святой великомученицы Екатерины. Согласно Житию, Екатерина жила в Александрии в IV столетии. Это была умная и образованная девушка, отказывавшая всем женихам, потому что не могла найти достойного стать ее супругом. Но она была язычницей. Однажды во сне ей явилась Матерь Божия с Младенцем на руках, но когда Екатерина захотела заговорить с Иисусом, Младенец отвернулся и сказал, что не желает разговаривать с такой глупой и некрасивой девицей. Екатерина проснулась в недоумении и обратилась к христианскому священнику за объяснением сна. Вскоре Екатерина приняла крещение и было ей одно откровение. Снова Младенец, но уже улыбаясь, сидел на руках Матери, ласково говорил с ней и протянул ей обручальное кольцо. Девушка проснулась с кольцом на пальце. В воспоминание об этом событии иноки монастыря, вынося из алтаря для поклонения мощи святой Екатерины, дарят каждому из паломников кольцо с ее именем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.