» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






О султане Мехмете, о взятии Царьграда


Прямых сведений о личности путешественника источники не сохранили, поэтому вопрос о происхождении Варсонофия сложен. Тем не менее, в его путевых записках исследователи обнаружили доказательства, позволяющие предположить, что родиной путешественника была Северо-Западная Русь: в языке имеются следы северо-западного русского говора. Косвенные источники свидетельствуют, что до 1475 г. Варсонофий состоял игуменом Бельчицкого монастыря в пригороде Полоцка, а затем был переведен в один из новгородских монастырей и стал духовником новгородского архиепископа Ионы222. Хожение упоминает о том, что русского путешественника доброжелательно приняли в Каире, создав необходимые условия для путешествия223. Такое отношение к Варсонофию, возможно, объясняется стремлением Египетско-Сирийского султаната Мамлюков установить добрые отношения и надежные связи с православной Русью в целях защиты своего государства от турецких завоеваний. Н.И. Прокофьев предположил, что Варсонофий мог быть официальным представителем русского духовенства, а не простым частным паломником224.

Гость Василий совершил путешествие на Восток (в Малую Азию, Египет и Палестину) чуть позднее Варсонофия, в 1465-1466 гг., при великом князе Московском Иване Васильевиче. Определяя причину, побудившую его отправиться в путь, гость Василий отметил, что пожелал "видети Святых мест и градов, и сподоби мя Бог видети и поклонихомся Святым местом…"225. Но само содержание путевых записок с большим основанием позволяет утверждать, что не только паломнические стремления увидеть христианские достопримечательности Востока заставили Василия пуститься в столь опасное и трудное путешествие. По характеру описания ученые предположили, что Василий путешествовал с торговыми целями226.

Записки путешественника дают возможность говорить о большом опыте гостя Василия. Со знанием дела он отмечает, что вокруг города Алеппо – "большой внешний город", где находится множество торгов и бань. А вот другие записи: "От Дамаска три дня пути до Якавлева моста. Караван-сарай у моста того велми велик…"227.

Со страниц своих путевых очерков гость Василий предстает перед нами как человек с проницательным умом, больше всего доверяющий своему личному опыту. Ему чуждо пренебрежительное отношение к другим народам, их верованиям, обычаям, нравам, культуре. Н.И. Прокофьев, продолживший изучение хожения гостя Василия, пришел к выводу, что целью путешествия было установление дипломатических и торговых связей со странами Малой Азии и Египетско-Сирийским султанатом Мамлюков, а также выяснение положения, сложившегося в межгосударственных отношениях в этом регионе228.

В период путешествия Василия здесь завязывались важные узлы международных событий, столь взволновавших Европу и Русь. На юго-западных границах, у Турции появился грозный противник – государство белобаранных туркмен (Ак-Койюнлу), правитель которого Усун-Хасан (Асанбек) нанес туркам поражение, что ослабило их агрессивные устремления в Европе. Агрессивность Османского государства вызывала тревогу у эмирата Караман и Египетско-Сирийского султаната Мамлюков.

Сложен также вопрос и об авторе хожения. Предполагают, что гость Василий – из Москвы. Основанием для предположения послужило сравнение одной из азиатских рек вблизи г. Османжик с р. Окой в тексте его путевых записок: "А река под ним червлена, с Оку величеством, а течет от Севастии"229. Он же отождествлял путешественника с дьяком Василием Мамыревым, который в 1470 г. был назначен Иваном III дьяком Посольского приказа230. Однако это предположение слабо аргументировано.

Страх перед турками, которые после 1453 г. стали быстро продвигаться в Европу, заставил западноевропейских правителей обратиться к Ивану III за помощью. Но борьба с Турцией не отвечала политическим и экономическим интересам Руси того времени. Она отвлекла бы Ивана III от политики завершения объединения Русских земель вокруг Москвы.

Иван III продолжал развивать торговые, политические и культурные связи с ближними и дальними странами231.

Большую роль играли контакты с Западом, прежде всего с Германией и Италией, откуда по приказу русского царя были приглашены мастера для строительства в Московском Кремле232. Усилению связей отчасти способствовал брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина, заключенный в 1472 г. при активном участии Рима, в частности – кардинала Виссариона, который в лице Московской Руси искал союзника для создания антитурецкого фронта233. Летописи свидетельствуют, что первые посольства из Рима кардинала о сватовстве Софьи были осуществлены в 1469-1471 гг. Ответная миссия в Рим была возложена на Ивана Фрязина. Позднее по этим же вопросам приезжал в Москву посол Венецианской республики Иван Тревизан, а также Онтон Фрязин с охранной грамотой папы для проезда послов Ивана III234. 16 января 1472 г. из Москвы в Рим был послан Иван Фрязин: "Князь велики… послаша Фрязина в Рим по царевну Софью с грамотами и посольством к папе и гардиналу Виссариону"235. В Риме послам московского государя была оказана "честь велика": 24 июня 1472 г. Софья в сопровождении свиты из греков и римлян отправилась в путь и уже 12 ноября прибыла в Москву236.

Новые факты о связях с Италией появляются в летописях в 1474 г. 25 апреля этого года в Москву прибыл Онтон Фрязин, передавший Ивану III просьбу венецианского дожа не задерживать посла Венеции Ивана Тревизана и разрешить ему проезд в Золотую Орду. Просьба была выполнена, и с известием об этом 24 июля вместе с Онтоном Фрязином был отправлен в Венецию первый русский посол Семен Толбузин: "Послал князь велики к Венецъи посольством Семена Толбузична съ Антоном Фрязином к Венецъискому дюцъ к Николе ко трону о том, что пожаловал посла их Ивана Тревизана, из нятиа выпустилъ по их челобитью и помогши его всемъ отпустил къ царю Ахмату в Большую Орду съ своим послом о их деле, чтобы пожаловал царь, шол на помочь на Турьского салтана къ Царюграду"237. В поручение Семену Толбузину входили, вероятно, не только передача ответа великому князю на просьбу венецианского сената об Иване Тревизане, но и привлечение итальянских специалистов. Во всяком случае летописи фиксируют, что 26 марта 1475 г. Семен Толбузин возвратился в Москву и "привел с собою мастера муроля", который "ставит церкви и полаты, Аристотеля именем"238. Так, летописец сообщил о появлении в Москве знаменитого Аристотеля Фиораванти. Согласно итальянским источникам, русские были частыми гостями и в Италии: за период с 1461 по 1493 г. там побывало одиннадцать посольств239.

Не менее интенсивными были отношения с Германской империей. Московский летописный свод конца XV в. сообщает, что 9 июля 1488 г. "прииде из Рима посол вел. кн. Юрьи Грекъ Траханиот, да с ним прииде посол от короля Римъского Максимилиана Фердирикова сына цесарева, именем Юрьи Дълатор, о любви и о дружбе и о братстве"; упоминает об отпуске 19 августа Юрия Делатора и об отправлении с ним к Максимилиану послов великого князя Юрия Траханиота и дьяка Василия Кулешина240. Симеоновская летопись фиксирует приход в 1489 г. от императора Фридриха III посла Николая Поппеля, сообщает о посылке в 1493 г. в Венецию и в Милан Мануила Ангелова и Данилы Мамырева, а также о возвращении от римского короля Максимилиана великокняжеских послов Юрия Траханиота, Михаила Кляпика и Ивана Курицына241. Развивая связи с Западом, Москва продолжала сохранять устойчивый интерес к Востоку и другим регионам.

Русские часто посещали Крым. В 1473 г. Иван III отправил с возвращавшимся из Москвы посланцем хана Менгли-Гирея "Ачигирева сына, именем Азибаба" послом в Крым Никиту Беклемишева "такоже с любовию и братством"242. Он выехал из Москвы в марте 1474 г.

Поездки в Крым продолжались и после 1480 г. Известно о поездках туда русских в 1481-1482 гг.243 Около 1480 г. были установлены контакты с господарем Молдавии Стефаном. Судя по наказу, данному в 1480 г. князю Ивану Звенцу, русские послы ездили через владения крымского хана244. Под 1474-1475 гг. летопись упоминает о после Никифоре Басенкове: "…месяца июля 7 пришел из Орды Никифор Басенков с послом царевым Ахмутом Болыииа Орды с Каракучуком, а с ним множество татар пословых было"245.

Оживленными были отношения и с Кавказом. В 1492-1493 гг. летопись зафиксировала сведения, что "прииде посол к великому князю из Иверскиа земли от князя Александра, именем Мурат". Продолжались в конце XV в. оживленные контакты с Молдавией: "…месяца февраля 1493 г. приде из Волох Скурат Зиновьевич, да с ним прииде посол к великому князю Стефану Волошского воеводы Мушат". В этом же году "в Волохи был послан Иван Андреевич Плещеев"246.

Поддерживались отношения и с Персией. Во второй половине XV в. из Москвы в Персию к шаху Узун-Гасану был отправлен в качестве русского посла, вероятно, итальянский уроженец Марк Руф. Об этом сообщил итальянец Контарини, встретивший в 1476 г. в Экбатане возвращавшегося на родину Марка Руфа и приехавший вместе с ним на Русь247.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.