Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.
В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.
О султане Мехмете, о взятии Царьграда
Прямых сведений о личности путешественника источники не сохранили, поэтому вопрос о происхождении Варсонофия сложен. Тем не менее, в его путевых записках исследователи обнаружили доказательства, позволяющие предположить, что родиной путешественника была Северо-Западная Русь: в языке имеются следы северо-западного русского говора. Косвенные источники свидетельствуют, что до 1475 г. Варсонофий состоял игуменом Бельчицкого монастыря в пригороде Полоцка, а затем был переведен в один из новгородских монастырей и стал духовником новгородского архиепископа Ионы222. Хожение упоминает о том, что русского путешественника доброжелательно приняли в Каире, создав необходимые условия для путешествия223. Такое отношение к Варсонофию, возможно, объясняется стремлением Египетско-Сирийского султаната Мамлюков установить добрые отношения и надежные связи с православной Русью в целях защиты своего государства от турецких завоеваний. Н.И. Прокофьев предположил, что Варсонофий мог быть официальным представителем русского духовенства, а не простым частным паломником224.
Гость Василий совершил путешествие на Восток (в Малую Азию, Египет и Палестину) чуть позднее Варсонофия, в 1465-1466 гг., при великом князе Московском Иване Васильевиче. Определяя причину, побудившую его отправиться в путь, гость Василий отметил, что пожелал "видети Святых мест и градов, и сподоби мя Бог видети и поклонихомся Святым местом…"225. Но само содержание путевых записок с большим основанием позволяет утверждать, что не только паломнические стремления увидеть христианские достопримечательности Востока заставили Василия пуститься в столь опасное и трудное путешествие. По характеру описания ученые предположили, что Василий путешествовал с торговыми целями226.
Записки путешественника дают возможность говорить о большом опыте гостя Василия. Со знанием дела он отмечает, что вокруг города Алеппо – "большой внешний город", где находится множество торгов и бань. А вот другие записи: "От Дамаска три дня пути до Якавлева моста. Караван-сарай у моста того велми велик…"227.
Со страниц своих путевых очерков гость Василий предстает перед нами как человек с проницательным умом, больше всего доверяющий своему личному опыту. Ему чуждо пренебрежительное отношение к другим народам, их верованиям, обычаям, нравам, культуре. Н.И. Прокофьев, продолживший изучение хожения гостя Василия, пришел к выводу, что целью путешествия было установление дипломатических и торговых связей со странами Малой Азии и Египетско-Сирийским султанатом Мамлюков, а также выяснение положения, сложившегося в межгосударственных отношениях в этом регионе228.
В период путешествия Василия здесь завязывались важные узлы международных событий, столь взволновавших Европу и Русь. На юго-западных границах, у Турции появился грозный противник – государство белобаранных туркмен (Ак-Койюнлу), правитель которого Усун-Хасан (Асанбек) нанес туркам поражение, что ослабило их агрессивные устремления в Европе. Агрессивность Османского государства вызывала тревогу у эмирата Караман и Египетско-Сирийского султаната Мамлюков.
Сложен также вопрос и об авторе хожения. Предполагают, что гость Василий – из Москвы. Основанием для предположения послужило сравнение одной из азиатских рек вблизи г. Османжик с р. Окой в тексте его путевых записок: "А река под ним червлена, с Оку величеством, а течет от Севастии"229. Он же отождествлял путешественника с дьяком Василием Мамыревым, который в 1470 г. был назначен Иваном III дьяком Посольского приказа230. Однако это предположение слабо аргументировано.
Страх перед турками, которые после 1453 г. стали быстро продвигаться в Европу, заставил западноевропейских правителей обратиться к Ивану III за помощью. Но борьба с Турцией не отвечала политическим и экономическим интересам Руси того времени. Она отвлекла бы Ивана III от политики завершения объединения Русских земель вокруг Москвы.
Иван III продолжал развивать торговые, политические и культурные связи с ближними и дальними странами231.
Большую роль играли контакты с Западом, прежде всего с Германией и Италией, откуда по приказу русского царя были приглашены мастера для строительства в Московском Кремле232. Усилению связей отчасти способствовал брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина, заключенный в 1472 г. при активном участии Рима, в частности – кардинала Виссариона, который в лице Московской Руси искал союзника для создания антитурецкого фронта233. Летописи свидетельствуют, что первые посольства из Рима кардинала о сватовстве Софьи были осуществлены в 1469-1471 гг. Ответная миссия в Рим была возложена на Ивана Фрязина. Позднее по этим же вопросам приезжал в Москву посол Венецианской республики Иван Тревизан, а также Онтон Фрязин с охранной грамотой папы для проезда послов Ивана III234. 16 января 1472 г. из Москвы в Рим был послан Иван Фрязин: "Князь велики… послаша Фрязина в Рим по царевну Софью с грамотами и посольством к папе и гардиналу Виссариону"235. В Риме послам московского государя была оказана "честь велика": 24 июня 1472 г. Софья в сопровождении свиты из греков и римлян отправилась в путь и уже 12 ноября прибыла в Москву236.
Новые факты о связях с Италией появляются в летописях в 1474 г. 25 апреля этого года в Москву прибыл Онтон Фрязин, передавший Ивану III просьбу венецианского дожа не задерживать посла Венеции Ивана Тревизана и разрешить ему проезд в Золотую Орду. Просьба была выполнена, и с известием об этом 24 июля вместе с Онтоном Фрязином был отправлен в Венецию первый русский посол Семен Толбузин: "Послал князь велики к Венецъи посольством Семена Толбузична съ Антоном Фрязином к Венецъискому дюцъ к Николе ко трону о том, что пожаловал посла их Ивана Тревизана, из нятиа выпустилъ по их челобитью и помогши его всемъ отпустил къ царю Ахмату в Большую Орду съ своим послом о их деле, чтобы пожаловал царь, шол на помочь на Турьского салтана къ Царюграду"237. В поручение Семену Толбузину входили, вероятно, не только передача ответа великому князю на просьбу венецианского сената об Иване Тревизане, но и привлечение итальянских специалистов. Во всяком случае летописи фиксируют, что 26 марта 1475 г. Семен Толбузин возвратился в Москву и "привел с собою мастера муроля", который "ставит церкви и полаты, Аристотеля именем"238. Так, летописец сообщил о появлении в Москве знаменитого Аристотеля Фиораванти. Согласно итальянским источникам, русские были частыми гостями и в Италии: за период с 1461 по 1493 г. там побывало одиннадцать посольств239.
Не менее интенсивными были отношения с Германской империей. Московский летописный свод конца XV в. сообщает, что 9 июля 1488 г. "прииде из Рима посол вел. кн. Юрьи Грекъ Траханиот, да с ним прииде посол от короля Римъского Максимилиана Фердирикова сына цесарева, именем Юрьи Дълатор, о любви и о дружбе и о братстве"; упоминает об отпуске 19 августа Юрия Делатора и об отправлении с ним к Максимилиану послов великого князя Юрия Траханиота и дьяка Василия Кулешина240. Симеоновская летопись фиксирует приход в 1489 г. от императора Фридриха III посла Николая Поппеля, сообщает о посылке в 1493 г. в Венецию и в Милан Мануила Ангелова и Данилы Мамырева, а также о возвращении от римского короля Максимилиана великокняжеских послов Юрия Траханиота, Михаила Кляпика и Ивана Курицына241. Развивая связи с Западом, Москва продолжала сохранять устойчивый интерес к Востоку и другим регионам.
Русские часто посещали Крым. В 1473 г. Иван III отправил с возвращавшимся из Москвы посланцем хана Менгли-Гирея "Ачигирева сына, именем Азибаба" послом в Крым Никиту Беклемишева "такоже с любовию и братством"242. Он выехал из Москвы в марте 1474 г.
Поездки в Крым продолжались и после 1480 г. Известно о поездках туда русских в 1481-1482 гг.243 Около 1480 г. были установлены контакты с господарем Молдавии Стефаном. Судя по наказу, данному в 1480 г. князю Ивану Звенцу, русские послы ездили через владения крымского хана244. Под 1474-1475 гг. летопись упоминает о после Никифоре Басенкове: "…месяца июля 7 пришел из Орды Никифор Басенков с послом царевым Ахмутом Болыииа Орды с Каракучуком, а с ним множество татар пословых было"245.
Оживленными были отношения и с Кавказом. В 1492-1493 гг. летопись зафиксировала сведения, что "прииде посол к великому князю из Иверскиа земли от князя Александра, именем Мурат". Продолжались в конце XV в. оживленные контакты с Молдавией: "…месяца февраля 1493 г. приде из Волох Скурат Зиновьевич, да с ним прииде посол к великому князю Стефану Волошского воеводы Мушат". В этом же году "в Волохи был послан Иван Андреевич Плещеев"246.
Поддерживались отношения и с Персией. Во второй половине XV в. из Москвы в Персию к шаху Узун-Гасану был отправлен в качестве русского посла, вероятно, итальянский уроженец Марк Руф. Об этом сообщил итальянец Контарини, встретивший в 1476 г. в Экбатане возвращавшегося на родину Марка Руфа и приехавший вместе с ним на Русь247.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.