» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






Более длинным был путь к Сараю по Волге280. Им для достижения Царьграда воспользовался Суздальский епископ Дионисий, который, соперничая со ставленником Дмитрия Донского Митяем за митрополичий престол, в 1378-1379 гг. "поиде в Царьград в судех Волгою к Сараю"281. Этот же путь использовал Пимен, когда вторично, в 1384-1385 гг. ездил в Константинополь: "…в десятый день св. отца нашего Николы Пимен митрополит в Царьград изволити плыти по воде в судех по Волзе на низ к Сараю: тогда Авраамеи, игумен Ростовский поиде с ним вкупе"282.

Источники свидетельствуют, что Волжский путь и в эти годы не терял своего значения, а связи с Золотой Ордой и золотоордынскими городами, крупнейшими из которых были Сарай-Бату, Сарай-Берке и Астрахань, были постоянными. Так, в 1248 г. "Глеб Василкович иде в Орду к Сартаку, сыну Батыеву". В 1341 г. "митрополит Феогност поиде в Орду к новому царю Чанибеку", наконец, в 1371 г. "князь великий Дмитрий Иванович поиде в Орду"283. Наиболее знакомы русским были земли Среднего Поволжья (этот край в XIV-XV вв. составлял часть Золотой Орды) и район Нижней Волги284.

Афанасий Никитин в XV в. также продемонстрировал хорошее знание русскими купцами пути по Волге. Путешествие Никитина началось от Твери. Выгодно расположенная на перепутье между восточными и южными рынками Тверь к тому времени уже играла заметную роль в русской торговле, в частности – в московской. Купцы часто отправлялись в далекие поездки, и само намерение предпринять такое путешествие не представляло по тем временам ничего необычного285.

Из Твери Афанасий Никитин поплыл "вниз Волгою". Миновав Калязин, Углич и Кострому, он достиг Нижнего Новгорода, бывшего в то время крайним форпостом Руси на Волге. Здесь купец рассчитывал присоединиться к каравану московского посла в Ширван Василия Папина, но разминулся с ним и вынужден был поехать вместе с возвращавшимся из Москвы ширванским послом Хасанбеком. Далее маршрут шел вниз по Волге к Казани, которую "прошли без препятствий", затем к Сараю, Беркезану и Астрахани286.

Путешествие по Каспию было далеко небезопасным. Когда путники прибыли к р. Бузань (волжский рукав, впадающий у Красного Яра в р. Ахтубу), их встретили татары, сообщившие о ждавшей их на Бузани татарской засаде. Татарский хан послал в погоню за пробиравшимися ночью мимо Астрахани судами. Меньшее судно, на котором находилась часть имущества Афанасия Никитина, было разграблено, а большее судно застряло на мели в устье Волги. "И пошли есмя в Дербенть, заплакавши, двема суды", – записал путешественник287.

Таковы сведения о водных путях сообщения Руси XII-XV вв. с Причерноморьем и Прикаспийским районом. Наряду с Донским и Волжским путями существовали и другие маршруты: сухопутные (они пересекали степь, выводя путешественников к морским берегам) и комбинированные.

Сухопутные и комбинированные маршруты. Если Пимен ездил в Азов на речных судах, то его предшественник Митяй-Михаил двигался к Азову сухим путем, который тянулся на юг по течению того же Дона и выводил к Азовскому (Кафинскому) морю. "Поиде Митяй к Царюграду на митрополию с Москвы на Коломну за Оку на Рязань… И проидоша всю землю Рязанскую, и приидоша в Орду, в места Половечьская и в пределы татарскыя"288.

Путь по степи был полон опасностей в связи с нападением разбойников и татар, которые контролировали эти районы. Митяй же проехал спокойно, так как Мамай велел проводить его татарам: "…и приходящим им в Орду, и ту ясть бысть Мамаем немного удержан быв, и пакы отпущен бысть, и проидоша всю землю татарскую, и приидоша к морю Кафиньскому, и внидоша на корабль"289.

Неоднократно использовался и другой сухопутный путь, ориентированный на Белгород-Днестровский (Аккерман или Монкастро). Одно из самых ранних свидетельств о использовании этого пути (от 1370 г.) содержится в записках о путешествии Смоленского архимандрита Агрефения (из Москвы в Тверь и Смоленск к Белгороду- Днестровскому и далее в Константинополь). Агрефений указывает и другую дорогу в Белгород-Днестровский, начинавшуюся от Великого Новгорода (она шла через Великие Луки на Витебск, Друцк и Слуцк)290. Занимая выгодное географическое положение на северном побережье Черного моря, Белгород-Днестровский представлял собой крупный политико-экономический центр средневековья291. Этот город имел большое значение не только для русских, но и для итальянских (венецианских и генуэзских) купцов. Об этом свидетельствуют средневековые морские карты XIII-XV вв., так называемые портоланы292. После битвы при Анкаре (28 июля 1402 г.) турки заметно усилили контроль за переходом судов по проливам, и поэтому итальянские купцы были вынуждены искать иной сухопутный подход к Черному морю293. Он был найден в Монкастро.

В 1435 г. венецианцы установили отношения с молдавскими господарями и связь Италии с городами Северного Причерноморья стала осуществляться по трудному пути через Германию, Польшу, минуя турецкие преграды294. К Белгороду-Днестровскому сходились основные пути Северо-Западной Руси. Именно этим путем воспользовался дьякон Зосима в начале XV в. (см. наст. изд. С. 296-311; 311-314).

Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, Зосима направился к Киеву. Оттуда со своими спутниками-купцами он пошел на юго-запад и достиг Южного Буга у г. Браславль (Переяславль), расположенного в Подолии295. От Браславля путешественники вступили в степи татар Белгородской орды и шли по так называемой татарской дороге.

Ранее золотоордынцы господствовали на территориях между Южным Бугом и Прутом. Ко времени путешествия Зосимы они были отсюда вытеснены, но проложенные ими маршруты продолжали использоваться. Пройдя этот отрезок пути, путники вышли к Днестру, где был перевоз через реку и проходила литовская граница с Волохами296. Зосима пишет, что "оттоле три дни до Бела города ити по Волоскои стране; и пребыхом въ Беле городе две недели. Оттуда девять верст до моря". Пройдя от Белгорода девять верст, они спустились в устье Днестра, "где столп стоит, еже зовется Фонарь, и ту бяше пристань корабленая". Здесь сели на корабли и через три недели прибыли в Царьград (см. наст. изд. С. 296, 311).

Этим же путем (через Белгород к Константинополю) в XV в. воспользовался и священноинок Варсонофий: "И поидох от богоспасаемого града Киева в землю Волоскую, зовемо Малодатская земля" (см. наст. изд. С. 336). Молдавское княжество, о котором упоминает Варсонофий, в XV в. занимало обширную территорию, включая в себя собственно Молдавию, Бессарабию и Буковину. Благодаря общим условиям политического и экономического характера, своему географическому положению, природному и экономическому потенциалу эти земли активно пользовались сетью торговых путей. В XIV-XV вв. они осуществляли прямые и косвенные торговые контакты с Австрийским герцогством, Германией и Венецией, поддерживаемые чаще всего через Венгрию. В районе устья Дуная и Черного моря были налажены контакты с генуэзцами. Все это способствовало усилению позиций Молдавского княжества в указанное столетие.

На пути Варсонофию встретилась р. Молдава (приток р. Серет, в устье которой располагался г. Романов торг), которая, "течет от Угорския (Венгерской) земли в реку Серет под Романовым торгом". Далее путь Варсонофия шел через Белгород-Днестровский и Царьград, а оттуда – в другие восточные страны.

Таковы сведения о сухопутном маршруте через молдавские земли к Белгороду-Днестровскому. Они не только подтверждают интенсивность использовании этого пути в XIV-XV вв., но и свидетельствуют о хорошем знании русскими путешественниками района Днестровско-Прутского междуречья.

Как единичные случаи летописи отмечают для достижения Царьграда пути через Великое княжество Литовское, состоявшее с конца XIV в. в унии с Польским королевством297. Маршрут использовали тогда, когда ввиду церковной политики возникала необходимость посетить Киев. Этим путем ездил митрополит Киприан. Им же воспользовался в 1414 г. митрополит Фотий, когда "восхоти итти к Царьграду", но "яко доиде Литвы, Витовт же не пусти его, но пограбив его возврати к Москве"298.

В эти годы под властью Великого княжества Литовского еще находилась часть русских, украинских и белорусских земель. Задача возвращения их в состав Русского государства стала одной из важнейших целей его внешней политики.

Таким образом, использование сухопутных маршрутов, пролегавших по территории Великого княжества Литовского, было возможным лишь в случае урегулирования острых церковно-политических разногласий Литвы с Москвой. Но в XIV-XV вв. противоречия двух государств были столь сильны, что использование этих маршрутов было редким.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА

Пути, ориентированные на Восток, не были единственными для русских путешественников. Во второй половине XV в. под влиянием развития экономики и расширения внутреннего рынка в Московской Руси сложились благоприятные условия для торгового обмена со странами Запада. Но выход русского купечества на мировые торговые пути был затруднен299.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.