Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.
В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.
Факты свидетельствуют, что русские путешественники были хорошо знакомы с путями, ведущими в Константинополь, на Афон, в Иерусалим, Египет и страны Западной Европы. Маршруты, которыми они шли, большей частью служили традиционными путями сообщения и широко использовались для международной торговли. Очевидно, именно этими путями передвигалась основная масса путешественников. Можно предположить, что в отдельных случаях, как, например, в путевых записках гостя Василия, речь идет о малоизвестных караванных путях, нашедших отражение в источнике. По крайней мере, часть маршрутов гостя Василия и Афанасия Никитина пролегала в неизвестных или малоизвестных для русских, а быть может, и для европейцев местностях. Все это свидетельствует о значительном освоении новых для русских купцов и путешественников маршрутов передвижения в разных странах и является прекрасным подтверждением многообразия международных связей средневековой Руси.
МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ХОЖЕНИЙ
Сведения хожений о мерах длины, веса, денежных единицах обращения и времени имеют первостепенное значение для уточнения маршрутов и сроков движения русских путешественников XII-XV вв. Наибольший интерес представляют материалы путевых записок Зосимы и Неизвестного Суздальца.
Игумен Даниил использует следующие меры длины: локоть, пядь, сажень, версту, а также поприще315. Иногда он прибегает к описательным выражениям, которые дают представления о расстояниях. Например, "дни пути", "вержение камня" (расстояние, которое пролетает стрела, выпущенная из лука)316. Из мер веса упоминает кадь317.
Подробно русский игумен описывает размеры наиболее памятных для христиан реликвий. Рассказывая о гробе Господнем, указывает размеры святыни – 4 локтя в длину и 2 локтя в ширину. При этом считает необходимым указать и размеры места, где гроб Господен помещен: "Печерка мала, у камени сечена… 4 лакотъ и въ длину и въ ширину". (См. наст. изд. С. 169.)
Игнатий Смольнянин, как и его далекий предшественник, описывает "гроб Господен", но при этом фиксирует размеры не только в локтях, но и в пядях: "длина 9 пядей, ширина – 4 пяди". Сопоставление двух хожений позволило установить, что размер пяди колебался в пределах 19-23 см. Иными словами, пядь равнялась почти половине локтя318. К таким выводам пришел Б.А. Рыбаков на основании изучения размеров кирпичей XII в.319
Столь же подробно Даниил отмечает размеры церкви Рождества Христова: "в длину церковь 50 саженей до великаго алтаря, а в шире 20 саженъ"; дуба Мамврийского, около которого по преданию жил патриарх Авраам: "втолще же есть дуб двою сажень моихъ около его, а голомя възвыше до ветвей его полуторы сажени"; размеры церкви Воскресения: "…есть же церковь та Воскресение образомъ кругла, всямокачна и въ дле и въ преки имать сажень 30. И есть же от дверей гробныхъ до стены великаго олтаря сажень 12". Для определения расстояний между отдельными пунктами он применяет версту. (См. наст. изд. С. 169, 182, 184.)
Если проверить длину верст, встречающихся у Даниила, то окажется, что его верста не имеет определенных размеров и колебание ее величины значительно:
Возможно, при уточнении пройденного пути Даниил пользовался информацией справочного характера (греческими путеводителями, картами Святой земли, советами проводников и т.п.)320, либо определял расстояние "на глазок". Тем не менее, проведя несложные математические подсчеты по определению среднего значения отклонения в измерениях версты игумена Даниила (в данном случае, на больших расстояниях: например, от Царьграда до Тивериадского озера) и версты XIX в., можно показать, что такое отклонение составляет не более 3 %.
На наш взгляд, это подтверждает достоверность сведений, приводимых средневековым автором.
В Анонимном хожений упоминаются две меры длины: локоть и сажень. Наиболее информативно описание церкви Святой Софии в Константинополе: "Егда же во храме божий ходих святыя Софея и видех ино чюдо: есть бо идущу во святую Софею от великаго оклада от первых дверей до вторых 50 лакот, сиречь сажен, а от втораго порога до амвона 70 лакот… А от амвона до олтаря 30 лакот, а олтарь есть 50 лакот в долготу, а ширина 100. А ширина Софея 200 лакот, а высота ея 104" (см. наст. изд. С. 238).
Хожение Стефана Новгородца содержит упоминания о поприще и о таком описательном выражении, как "полет стрелы". Рассказывая о своем путешествии по Царьграду, Стефан отмечает: "…ту есть монастырь женскы въ имя святой Феодосии девицы при мори… И оттоле идохом сквозе град далече поприще велико, итти к святому Кипреяну". Описывая колонну императора Константина, считает нужным подчеркнуть, что если пойдешь "от святыа Софии мимо столп Иустинианов, мимо малы торъг нарицаемы Милии, мимо святаго Федора, на гору пойти великою улицею Царевым путем. Подшед не далече доброго стрелца перестрел, ту стоить столп правоверного царя Костянтина, от багряна камени, от Рима привезен". (См. наст. изд. С. 254, 261.)
Игнатий Смольнянин упоминает: сажень, пядь, милю. Ценно в метрологическом отношении описание Софийского собора. Игнатий сообщает, что видел вверху Софийского собора 40 окон, что измерил окно с простенком и оказалось, что размер их составляет две сажени: "В 31-й (день) ходихом вверху церкве святыя София, и видехом 40 окон шииных и мерих окно съ столпом, 2 сажени без двух пядей". (См. наст. изд. С. 281, 289.)
Рассказ Игнатия послужил Б.А. Рыбакову подтверждением расчетов размера древнерусской сажени321. Установлено, что по современным чертежам Софийского собора в Константинополе ширина окна с простенком составляет 300 см. Отсюда был сделан вывод, что одна сажень, по данным Игнатия Смольнянина, приблизительно равна 150-152 см. Эта длина определяется частями тела человека и соответствует расстоянию между вытянутыми руками от одного большого пальца до другого. При последовательном делении 152 см на два получится локоть в 38 см и пядь в 19 см. Сажень в 152 см называлась простой, или прямой322.
Интересно в метрологическом отношении хожение дьяка Зосимы XV в. Он упоминает: сажень, версту, поприще, милю, расстояние на полет стрелы, дни пути; из денежных единиц обращения: драхму, флорин.
Можно говорить и о наличии в тексте хожения мер времени, хотя вопрос об использовании тех или иных измерителей времени на Руси XII-XV вв. исследован недостаточно323.
Учитывая оживленные торговые и культурные связи Руси с Византией и другими странами, следует думать, что наши предки употребляли те же приборы для измерения времени, что и в странах Древнего Востока, т.е. солнечные и песочные часы, – преимущественно в княжеских дворах и в монастырях324. Уже то обстоятельство, что русские летописцы нередко указывали момент того или иного события в часах, убеждает, что существовали приспособления для измерения времени, о которых летописцы уже не упоминают, может быть, вследствие их простоты. Игумен Даниил, путешествуя, часто фиксировал момент времени в часах (даже ночью): "Во второй час нощи", "въ 6 час дни", "в 1 часъ дне". Подобная фиксация времени встречается и у Зосимы: "В 10-мь часу дни въ великую суботу зажигаются паникадила надъ гробомь Божиимь", и "восходящи солнцю, яко бе первый час, и прииде амир со всеми своими слугами и отомкнеть церковь и отпечатаеть и выпустить всехъ". (См. наст. изд. С. 201-204.)
Но не только эта информация привлекательна в записках Зосимы. Метрологические данные его хожения важны для определения и уточнения маршрута путешественника.
Как отмечалось, Зосима подробно описал путь своего следования из Москвы к Белгороду-Днестровскому и далее в Константинополь, указав расстояния между отдельными пунктами. Согласно Зосиме, путники переправились через реку в Митеревых Кишинах (местонахождение не установлено). Ключом к определению маршрута, который выбрали Зосима и его спутники, служит упоминание о "татарской дороге на Великий Дол". На рубеже XIV-XV вв. "татарские торговые пути" отмечены как на правобережье Днестра, так и на левом его берегу, в степях. Проводники направили свой караван из Бряславля через степи (татарским полем) по леводнестровской "татарской дороге". Их целью было сократить путь, переправившись через реку в наименьшем удалении от Белгорода. Л.Л. Полевой считает, что Зосима и его спутники переправились через Днестр в районе современных Бендер325. Подтвердить правильность этого предположения помогают метрологические расчеты: Зосима, описывая путешествие, использовал три вида измерений, называя пройденное расстояние в милях, верстах и днях пути. При этом он приравнивает милю пяти русским верстам (судя по всему упоминается старонемецкая миля, равная 5,5 км). Этой мерой пользовались прибывшие в Россию западные путешественники и картографы вплоть до XVII в.326 Но из его указания на расстояние ("и пребыхом въ Беле городе две недели. Оттуду девять верст до моря"), отделяющее Белгород от моря (19 км – 9 верст), становится ясно, что купцам была известна также великая верста (2,16 км), которая получила распространение на Смоленщине327.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.