» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






На основании хожений и летописей для связей со странами Востока в XII-XV вв. можно определить использование Днепровского, Волжского, Черноморско-Донского и Южно-Днестровского пути, а для периода XIV-XV вв. – выделить пять основных направлений из Москвы на юг, которые были ориентированы на Константинополь: первое – путь "по суху" до Крымского побережья (вероятно, до Кафы); второе – путь вниз по Дону до Азова (Тана); третье – путь вниз по Волге до Сарая (затем, вероятно, либо до Тамани, либо по Дону до Азова); четвертое – путь через Литовские земли и через Киев (вероятно, до Олешья и Днепровского лимана); пятое – сухопутный маршрут из Москвы через земли Молдавского княжества и Белгород-Днестровский к Константинополю.

Для связей со странами Запада можно зафиксировать использование трех основных маршрутов: Дунайского, Магдебургского и Прибалтийского.

Дунайский путь шел от городов на Маасе и Рейне вверх по Майну или Неккару в Южную Германию к верховьям Дуная. От Регенсбурга дороги вели в Чехию, Польшу, Венгрию, а оттуда через Мукачево и Галич на Русь. Из Регенсбурга существовал и прямой путь на Прагу, затем через Бреславль (Вроцлав) – на Краков и далее через г. Владимир-Волынский и Луцк – на Киев.

Магдебургский путь надежно связывал города в районе Эльбы с Чехией, Польшей и Русскими землями. Северо-русские территории в отличие от Южной и Северо-Восточной Руси во главе с Новгородом и Псковом осуществляли торговые, политические и культурные контакты Прибалтийским путем, который шел вдоль южного и восточного побережья Балтийского моря и был ориентирован на Ригу, Гданьск, Колобжег, Щетин и другие западнославянские города Поморья, являвшиеся посредниками Германии в торговле с Восточной Прибалтикой и Северо-Западной Русью. Ведущую роль в прибалтийской морской торговле играли Вестфалия, Саксония и северо- германские портовые города (Любек, Бремен, Гамбург), которые в XIII в. объединились в Ганзейский союз.

Между этими маршрутами были пути, идущие по диагонали, и поперечные пути, знакомство с которыми также сказывается в путевых записках русских путешественников.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ С ПРИЧЕРНОМОРЬЕМ И ПРИКАСПИЙСКИМ РАЙОНОМ

Водные маршруты. Днепровский путь, сохранявший важнейшее значение до конца XII в., в последующие столетия постепенно утратил свою ведущую роль. В XIV-XV вв. она перешла к Черноморско-Донскому пути, поскольку после монголо-татарского нашествия условия общения Русских земель с Византией изменились262. Галицко-Волынская земля поддерживала связи с Византией при посредстве соседней Болгарии. Наиболее коротким водным путем из Московской Руси к берегам Черного моря был Дон263.

Маршрут по Дону к Тане и далее до Константинополя получил наиболее полное освещение в источниках. Благодаря путевым запискам Игнатия Смольнянина, участника поездки митрополита Пимена и его спутников в Константинополь, у нас есть возможность детально проследить весь путь русских путешественников. Здесь же помещен интересный и разнообразный материал, позволяющий расширить наши познания о районах, расположенных к югу от русских границ.

Выехали путешественники из Москвы 13 апреля 1389 г., в "великой вторник на страстныа недели" и, плывя на судах по Оке, прибыли в Коломну, стоящую при впадении Москвы-реки в Оку264 (см. наст. изд. С. 278, 286). Далее путь шел по Оке до Переславля- Рязанского (современной Рязани). "В неделю Фомину, – пишет Игнатий, – проводиша с нами три стругы да насад на колесах, в четверток же спустиша суды на реку Дон и во второй день доплыли до Чур-Михайловых"265. Здесь эскорт, сопровождавший путешественников, "возвратишася домой въсвояси", а митрополит Пимен и его спутники продолжили путь вниз по Дону.

Уже в первые дни путешествия они "минули две реце, Мечю и Сосну (притоки Дона), в 3 день Острую Луку, а в 4 Кривыи бор. В 6 день приспехом до устьа Воронажа". Путь через степь пугал безлюдьем266. Проехав устье р. Медведицы и Теркли-город, 19 мая путешественники прибыли к Великой Луке, т.е. к месту, где Дон резко поворачивает на восток, образуя большую излучину267. И только 26 мая добрались до Азова в устье Дона.

Азов был конечным пунктом пути по Дону. Именно под этим именем, он известен в русских источниках, не знающих итальянского названия Тана268. Являясь важным транзитным портом, город имел большую итальянскую колонию и находился под контролем Золотой Орды. От него начинался не только путь на север по Дону, но и сухопутная дорога на восток, в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию.

Дорога от Азова к Поволжью, как отмечал М.Н. Тихомиров, шла кружным путем, не прямо в Сарай, а сухопутным из Азова в Астрахань269. Путь из Астрахани в Ургенч шел караванной дорогой. Во второй половине XIV-XV в. торговые связи Азова с Поволжьем осуществлялись через "переволоку" между Волгой и Доном. Прямым следствием освоения этого пути стал кратковременный расцвет города Сарай-Берке.

Франческо Бальдуччи Пеголотти, автор справочника-путеводителя "Практика торговли", связывал Тану с главнейшим и самым протяженным из средневековых путей в Китай (Тана-Астрахань-Сарай-Сарайчик в устье р. Урал-Ургенч-Отрар-Алмалык-Ханджоу-Ханбалык (Пекин)270. Путь Тана-Ханбалык подтверждает важность политического и экономического положения Азова в средние века.

В Азове-Тане с Пименом произошла неприятность. Он был должен значительные денежные суммы генуэзским и турецким банкирам еще с 1381 г., когда после смерти Митяя взял деньги под залог грамоты с великокняжеской подписью Дмитрия Ивановича Донского. «И бысть топот велик на мосту корабля, – записал Игнатий. – И рече ми: "сии бо фрязи от града пришедше, нашего святителя митрополита имше и сковаша … Должен бо им есть…"». Вскоре фряги были удовлетворены митрополитом, "доволну мзду вземше" и "вся ны отпустиша"271. Когда все выяснилось, путешественники пересели на морские корабли, вышли в Азовское море, а вскоре миновали Ка- финский пролив и Сурож (Судак).

Путь на Сурож был хорошо известен на Руси272. Этой гаванью активно пользовались и итальянские купцы (прежде всего, венецианцы), а также Золотая Орда для осуществления контактов как с Константинополем, так и с Египтом273. Экономические связи Сурожа шли в малоазиатские города – Трапезунд, Амастриду, Амису. Сюда в Малую Азию, главным образом в Сивас, приходили караваны с восточными товарами из Сирии и Месопотамии. В 1365 г. город перешел от венецианцев к генуэзцам, которые к середине XIV в. стали монополистами в черноморской торговле с Литвой, Ордой и Русью274.

Миновав Сурож, Пимен и его спутники отправились к Синопу, что расположен в Малой Азии. Такое целенаправленное движение было предопределено морскими течениями275. 12 июня, продолжив каботажное плавание вдоль южного побережья Черного моря, путешественники прибыли в Амастрию. Проехав предместья византийской столицы (Пандераклию, Диоспольград), пришли в Астравию, где митрополит остановился276. Пимен предпочел задержаться и узнать о политической ситуации в Константинополе через своих посланников.

Продолжив путешествие, они "поидохом от Астравии в неделю перед Петровым днем. На утрия поидохом от Фили и минухом Риву и приидохом къ устью и минухом Фонарь (населенные пункты и города, расположенные в непосредственной близости от Константинополя. – Е.М.). Ветру же добру сущу велми, и приспехом в Царьград с радостию неизреченную"277.

Сведения хожений о маршруте русской делегации во главе с митрополитом Пименом в Константинополь позволяют предположить, что в XIV-XV вв. Черноморско-Донской путь был наиболее удобным и для связей Москвы с Константинополем. Это подтверждают косвенные летописные свидетельства.

В летописях находим скудную, но, безусловно, заслуживающую внимания информацию по данному вопросу. Как единичные летописцем отмечены такие случаи: в 1411 г. в Константинополь из Москвы была направлена дочь великого князя Василия I Дмитриевича – Анна278. Каких-либо указаний на направление пути, по которому следовали княжна и сопровождавшие ее лица, источники не передают. Они не сохранили и сообщений о пути из Москвы в Константинополь, совершенном в 1371 г. чернецом Родионом Ослябей и тверским протопопом Даниилом, которые везли "сребро милостыню во Царь-град" в качестве помощи от Москвы византийцам, оказавшимся в "оскудении" после осады столицы войском турецкого султана Баязида279. Возможно, маршрутом этих путешественников был Донской путь (наиболее короткий и относительно безопасный). В целом выбор дорог на юг зависел от характера отношений между Московским государством и татарами, но не в меньшей степени и от общей политической ситуации в степи. Смута из-за сложных и запутанных отношений между различными татарскими ордами в этих землях всегда осложняла путешествие по ним.

Более длинным был путь к Сараю по Волге280. Им для достижения Царьграда воспользовался Суздальский епископ Дионисий, который, соперничая со ставленником Дмитрия Донского Митяем за митрополичий престол, в 1378-1379 гг. "поиде в Царьград в судех Волгою к Сараю"281. Этот же путь использовал Пимен, когда вторично, в 1384-1385 гг. ездил в Константинополь: "…в десятый день св. отца нашего Николы Пимен митрополит в Царьград изволити плыти по воде в судех по Волзе на низ к Сараю: тогда Авраамеи, игумен Ростовский поиде с ним вкупе"282.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.