Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.
В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.
На основании хожений и летописей для связей со странами Востока в XII-XV вв. можно определить использование Днепровского, Волжского, Черноморско-Донского и Южно-Днестровского пути, а для периода XIV-XV вв. – выделить пять основных направлений из Москвы на юг, которые были ориентированы на Константинополь: первое – путь "по суху" до Крымского побережья (вероятно, до Кафы); второе – путь вниз по Дону до Азова (Тана); третье – путь вниз по Волге до Сарая (затем, вероятно, либо до Тамани, либо по Дону до Азова); четвертое – путь через Литовские земли и через Киев (вероятно, до Олешья и Днепровского лимана); пятое – сухопутный маршрут из Москвы через земли Молдавского княжества и Белгород-Днестровский к Константинополю.
Для связей со странами Запада можно зафиксировать использование трех основных маршрутов: Дунайского, Магдебургского и Прибалтийского.
Дунайский путь шел от городов на Маасе и Рейне вверх по Майну или Неккару в Южную Германию к верховьям Дуная. От Регенсбурга дороги вели в Чехию, Польшу, Венгрию, а оттуда через Мукачево и Галич на Русь. Из Регенсбурга существовал и прямой путь на Прагу, затем через Бреславль (Вроцлав) – на Краков и далее через г. Владимир-Волынский и Луцк – на Киев.
Магдебургский путь надежно связывал города в районе Эльбы с Чехией, Польшей и Русскими землями. Северо-русские территории в отличие от Южной и Северо-Восточной Руси во главе с Новгородом и Псковом осуществляли торговые, политические и культурные контакты Прибалтийским путем, который шел вдоль южного и восточного побережья Балтийского моря и был ориентирован на Ригу, Гданьск, Колобжег, Щетин и другие западнославянские города Поморья, являвшиеся посредниками Германии в торговле с Восточной Прибалтикой и Северо-Западной Русью. Ведущую роль в прибалтийской морской торговле играли Вестфалия, Саксония и северо- германские портовые города (Любек, Бремен, Гамбург), которые в XIII в. объединились в Ганзейский союз.
Между этими маршрутами были пути, идущие по диагонали, и поперечные пути, знакомство с которыми также сказывается в путевых записках русских путешественников.
ПУТИ СООБЩЕНИЯ С ПРИЧЕРНОМОРЬЕМ И ПРИКАСПИЙСКИМ РАЙОНОМ
Водные маршруты. Днепровский путь, сохранявший важнейшее значение до конца XII в., в последующие столетия постепенно утратил свою ведущую роль. В XIV-XV вв. она перешла к Черноморско-Донскому пути, поскольку после монголо-татарского нашествия условия общения Русских земель с Византией изменились262. Галицко-Волынская земля поддерживала связи с Византией при посредстве соседней Болгарии. Наиболее коротким водным путем из Московской Руси к берегам Черного моря был Дон263.
Маршрут по Дону к Тане и далее до Константинополя получил наиболее полное освещение в источниках. Благодаря путевым запискам Игнатия Смольнянина, участника поездки митрополита Пимена и его спутников в Константинополь, у нас есть возможность детально проследить весь путь русских путешественников. Здесь же помещен интересный и разнообразный материал, позволяющий расширить наши познания о районах, расположенных к югу от русских границ.
Выехали путешественники из Москвы 13 апреля 1389 г., в "великой вторник на страстныа недели" и, плывя на судах по Оке, прибыли в Коломну, стоящую при впадении Москвы-реки в Оку264 (см. наст. изд. С. 278, 286). Далее путь шел по Оке до Переславля- Рязанского (современной Рязани). "В неделю Фомину, – пишет Игнатий, – проводиша с нами три стругы да насад на колесах, в четверток же спустиша суды на реку Дон и во второй день доплыли до Чур-Михайловых"265. Здесь эскорт, сопровождавший путешественников, "возвратишася домой въсвояси", а митрополит Пимен и его спутники продолжили путь вниз по Дону.
Уже в первые дни путешествия они "минули две реце, Мечю и Сосну (притоки Дона), в 3 день Острую Луку, а в 4 Кривыи бор. В 6 день приспехом до устьа Воронажа". Путь через степь пугал безлюдьем266. Проехав устье р. Медведицы и Теркли-город, 19 мая путешественники прибыли к Великой Луке, т.е. к месту, где Дон резко поворачивает на восток, образуя большую излучину267. И только 26 мая добрались до Азова в устье Дона.
Азов был конечным пунктом пути по Дону. Именно под этим именем, он известен в русских источниках, не знающих итальянского названия Тана268. Являясь важным транзитным портом, город имел большую итальянскую колонию и находился под контролем Золотой Орды. От него начинался не только путь на север по Дону, но и сухопутная дорога на восток, в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию.
Дорога от Азова к Поволжью, как отмечал М.Н. Тихомиров, шла кружным путем, не прямо в Сарай, а сухопутным из Азова в Астрахань269. Путь из Астрахани в Ургенч шел караванной дорогой. Во второй половине XIV-XV в. торговые связи Азова с Поволжьем осуществлялись через "переволоку" между Волгой и Доном. Прямым следствием освоения этого пути стал кратковременный расцвет города Сарай-Берке.
Франческо Бальдуччи Пеголотти, автор справочника-путеводителя "Практика торговли", связывал Тану с главнейшим и самым протяженным из средневековых путей в Китай (Тана-Астрахань-Сарай-Сарайчик в устье р. Урал-Ургенч-Отрар-Алмалык-Ханджоу-Ханбалык (Пекин)270. Путь Тана-Ханбалык подтверждает важность политического и экономического положения Азова в средние века.
В Азове-Тане с Пименом произошла неприятность. Он был должен значительные денежные суммы генуэзским и турецким банкирам еще с 1381 г., когда после смерти Митяя взял деньги под залог грамоты с великокняжеской подписью Дмитрия Ивановича Донского. «И бысть топот велик на мосту корабля, – записал Игнатий. – И рече ми: "сии бо фрязи от града пришедше, нашего святителя митрополита имше и сковаша … Должен бо им есть…"». Вскоре фряги были удовлетворены митрополитом, "доволну мзду вземше" и "вся ны отпустиша"271. Когда все выяснилось, путешественники пересели на морские корабли, вышли в Азовское море, а вскоре миновали Ка- финский пролив и Сурож (Судак).
Путь на Сурож был хорошо известен на Руси272. Этой гаванью активно пользовались и итальянские купцы (прежде всего, венецианцы), а также Золотая Орда для осуществления контактов как с Константинополем, так и с Египтом273. Экономические связи Сурожа шли в малоазиатские города – Трапезунд, Амастриду, Амису. Сюда в Малую Азию, главным образом в Сивас, приходили караваны с восточными товарами из Сирии и Месопотамии. В 1365 г. город перешел от венецианцев к генуэзцам, которые к середине XIV в. стали монополистами в черноморской торговле с Литвой, Ордой и Русью274.
Миновав Сурож, Пимен и его спутники отправились к Синопу, что расположен в Малой Азии. Такое целенаправленное движение было предопределено морскими течениями275. 12 июня, продолжив каботажное плавание вдоль южного побережья Черного моря, путешественники прибыли в Амастрию. Проехав предместья византийской столицы (Пандераклию, Диоспольград), пришли в Астравию, где митрополит остановился276. Пимен предпочел задержаться и узнать о политической ситуации в Константинополе через своих посланников.
Продолжив путешествие, они "поидохом от Астравии в неделю перед Петровым днем. На утрия поидохом от Фили и минухом Риву и приидохом къ устью и минухом Фонарь (населенные пункты и города, расположенные в непосредственной близости от Константинополя. – Е.М.). Ветру же добру сущу велми, и приспехом в Царьград с радостию неизреченную"277.
Сведения хожений о маршруте русской делегации во главе с митрополитом Пименом в Константинополь позволяют предположить, что в XIV-XV вв. Черноморско-Донской путь был наиболее удобным и для связей Москвы с Константинополем. Это подтверждают косвенные летописные свидетельства.
В летописях находим скудную, но, безусловно, заслуживающую внимания информацию по данному вопросу. Как единичные летописцем отмечены такие случаи: в 1411 г. в Константинополь из Москвы была направлена дочь великого князя Василия I Дмитриевича – Анна278. Каких-либо указаний на направление пути, по которому следовали княжна и сопровождавшие ее лица, источники не передают. Они не сохранили и сообщений о пути из Москвы в Константинополь, совершенном в 1371 г. чернецом Родионом Ослябей и тверским протопопом Даниилом, которые везли "сребро милостыню во Царь-град" в качестве помощи от Москвы византийцам, оказавшимся в "оскудении" после осады столицы войском турецкого султана Баязида279. Возможно, маршрутом этих путешественников был Донской путь (наиболее короткий и относительно безопасный). В целом выбор дорог на юг зависел от характера отношений между Московским государством и татарами, но не в меньшей степени и от общей политической ситуации в степи. Смута из-за сложных и запутанных отношений между различными татарскими ордами в этих землях всегда осложняла путешествие по ним.
Более длинным был путь к Сараю по Волге280. Им для достижения Царьграда воспользовался Суздальский епископ Дионисий, который, соперничая со ставленником Дмитрия Донского Митяем за митрополичий престол, в 1378-1379 гг. "поиде в Царьград в судех Волгою к Сараю"281. Этот же путь использовал Пимен, когда вторично, в 1384-1385 гг. ездил в Константинополь: "…в десятый день св. отца нашего Николы Пимен митрополит в Царьград изволити плыти по воде в судех по Волзе на низ к Сараю: тогда Авраамеи, игумен Ростовский поиде с ним вкупе"282.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"
Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.