Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.
Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.
Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.
Бывает и еще хуже, – что в сердце нашем доброе семя производит терние. Так часто в жизни человек мечтает о счастии; оно ему дано, как его законная доля, от Господа, Раздаятеля всех благ. Но он легкомысленно к нему относится. Преданный житейским заботам, он не удовлетворяется приобретенным и ищет нового. В этом же новом утрачивает и прежнее; теряет и то, что имел. – Там, где человек уповал найти дружбу, находит измену и вероломство; там, где он думал найти правду, находит обман. Бедное человеческое сердце, истлевая, рвется. Оно – как бесплодное поле в неурожайном году. Нет в нем живого колоса, но сплошь – трава колючая, грубая, несъедобная, вредная.
Но велика та душа, в которой возрастает от одного семени сто семян. Эта плодотворность бывает в душах чистых, которые умеют хранить дарованную им благодать, как святыню, которые умеют беречь принятую святыню в терпении и уповании. К терпению же и упованию главное средство – молитва. Она, как благотворный воздух, возвращает и укрепляет все наши душевные силы: и ум, и волю, и чувства.
О, братья мои и сестры, не забывайте никогда что души всех облагодетельствованных св. таинствами людей – почва, благословенная Иисусом Христом, которая может быть всегда цветущей и плодородной. Мы же всегда можем быть жизнерадостными и святыми при помощи благодати Св. Духа, которая да будет со всеми вами! Аминь.
Слово в неделю 22-ю по Пятидесятнице Притча о богатом и Лазаре
Лк. 16. 19–31
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
В прочитанном Евангелии сего дня изображены две разные участи людей – счастье и несчастье, радость и скорбь.
Были – учит Христова притча – два человека. Жили они в одно время и в одном месте. Один в настоящей жизни слыл и был богатым, а другой был человек без доли, – страшный бедняк. Богатый человек любил одеваться пышно, роскошно, а другой был так неимущ, что не имел средств приобрести лохмотья, чтобы покрыть им худосочные раны своего изможденного тела. Дни жизни текли для одного – как пир нескончаемый, а от Лазаря (так звали бедняка) не отходили голод, нужда и соединенное с ними горе…
Жизнь, однако, текла, как всегда. Недели сменялись, месяцы изменялись, годы передавали времени свой отчет и уходили в вечность, а смерть брала жатву свою и с богатого, и с бедного, и с смеющегося, и с плачущего. Подошла она и к двум человекам, о которых говорит Христова притча. Они умерли. Вечность открыла для них свои нескончаемые пределы. За гробом они непроизвольно поменялись своей судьбой. Презираемый в жизни, всеми позабытый, голодный, раздетый, безобувный Лазарь – в раю; окружен там он светлыми ликами ангелов, сонмом святых; его лоно – неувядаемое лоно Авраамово. Лазарь сияет красотой, довольством, жизнью нестареющей. Человеческий язык не выразит, апостольское перо не в состоянии описать, как он в царстве Отца Небесного счастлив и блажен. А современник его, богач… Увы! Он в аду. О несчастье его, его стонах, его муках не буду говорить. Все вы знаете его из Евангелия (Лк. 12. 5;), из посланий апостольских картины ада – вечной смерти[94].
В истории этих двух человек Спаситель изобразил нашу участь. Участь счастливца этого мира – судьба грешников, а доля Лазаря – всех праведников. Кто же из нас похож на этих людей? Неужели подумаете, что все небогатые, бедные наследуют царство небесное, потому что Бог наградил бедного Лазаря? Но такое ваше мнение несправедливо. Мы ошибаемся и согрешаем, если думаем, что Христос в притче осуждает богатство, а восхваляет бедность. Не бедность Лазаря ввела в рай, но благодушное перенесение им всех скорбей и печалей, соединенных с нуждой.
Нищете обещается по ту сторону гроба царство небесное за то, что у честного человека она всегда бывает с терпением. Бедный человек – честный труженик. В молодости утешает он родителей своим поведением и старается раскрыть дарованные прирожденные способности. В летах силы и зрелости он хотя и бедный человек, но деятелен. Он принимает от Господа хлеб насущный без ропота. Делится своим заработком с дарованной ему Богом семьей. Он не убегает от жены, но разделяет с ней убогую долю – с верой, с упованием, с любовью. В бедной хижине, в шалаше муж и жена часто дни проводят впроголодь, но они – любящие. На совести их не лежит пятна измены, а на устах – брани, досады, ревности. От них не отлетает надежда, и ею они живут, никому не жалуясь. Придется таким беднякам нести суровую участь службы, – они ее исполняют, как закон. Эти бедняки не обсчитают, не украдут, не возьмут чужого, не покорыстуются ни на чин, ни на титул, ни на что, что им не дано от Бога. Погладите на них: лица усталые, но трезвые, руки в мозолях, ноги и тело сгорблены, потому что нужда отняла у них ловкость в походке и искусство в обращении. Так живут и живут они, живут и работают, едят хотя и черствый хлеб, но свой, хлеб насущный. Приходит смерть к ним. Перенесшему столько скорбей она совсем не страшна. Нам случалось видеть отшествие честных бедняков в страну, откуда не возвращаются. Они христианами идут туда. Идут со всепрощением и упованием. Ничто земное их не тревожит. Капиталов, движимых и недвижимых имуществ не оставляют. Белый, неокрашенный дощатый гроб дает им свое ложе, на кладбище даровой уголок землицы в три аршина глубины и два аршина ширины… Вот их конец. Вокруг гроба – никого, вокруг могилы – гробокопатели и гробозакрыватели. Ни одной слезинки человеческой ни на саване, ни на могилу. Такова участь современного честного бедняка. На всех наших столичных кладбищах ежедневно, в течение года, можно видеть эти неизменные явления. Может быть, скажете: ужасная действительность. Ужасная для тех, кто пренебрегает бедными, а я скажу вам, что невидимое для человека видимо Господом. Этот покойник, мирно окончивший свой век и свою долю, и есть тот Лазарь, о котором ныне говорит нам евангельская притча. Он был нищ, но не роптал на крайнюю бедность. Он был и разут и раздет, но все претерпел до последнего дыхания своей жизни. Люди не обратили на него внимания при жизни, но он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. С таким бедняком, не правда ли, многие, может быть, желали обменяться участью, но это в будущем мире, за гробом невозможно. Многим там скажет Авраам, как в притче: «Ты, чадо, помни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, при жизни твоей, а Лазарь одно злое» (Лк. 16. 25)…
Но вот что. Сколько подобных бедных людей мы отыщем среди нас? Кажется, не много. Для многих бедность не служит средством к достижению царства небесного. Многие злоупотребляют бедностью. Для многих бедность – увы! – служит большой дорогой к лукавству, к воровству, к распутству или ко всем гадостям и безнравственностям вместе. Такие бедняки стоят на погибельном пути. Увы! – они идут ускоренным путем к бесславию и потом в ад. Внимайте же, бедные, нуждой терзаемые, ближними презираемые за бедность люди, себя и остерегайтесь! Для нас всех одна надежда, выражаемая всецелой волей Премудрого Провидения: живи и трудись; жизнь – не пир, не прогулка от одного места к другому. «Жизнь пережить – не поле перейти», говорит мудрое житейское присловье. Знайте, – жизнь прекрасна добросовестным исполнением своих обязанностей во всяком звании, состоянии и возрасте… Аминь.
Слово в неделю 23-ю по Пятидесятнице О Гадаринском бесноватом
Лк. 8. 26–39
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.