Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.
Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.
Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Наставление, данное Иисусом Христом законнику, им неожиданное! Он желал искусить Господа, а между тем сам испытал такое искушение, что мог быть засмеян даже малыми детьми, потому что, при своей мнимой учености и знатной занимаемой им общественной должности, он не знал, кто есть ближний, которого должно любить как себя самого. Ближний наш есть каждый человек, нуждающийся в нашей помощи.
Притча о человеке, ограбленном и избитом разбойниками, оставленном без внимания священником и левитом, но нашедшем братское сочувствие в проезжем незнакомом самарянине, убедила законника понять эту истину. Когда он в этом сознался, то Иисус Христос сказал ему: «Иди, и ты твори такожде» (Лк. 10. 37).
Идите, благочестивые слушатели, и вы творите так же, как поступал сострадательный самарянин в притче! Этой притчей Спаситель показал путь к нашему небесному отечеству, к которому всегда должно стремиться как к последней цели нашего странствования. Но достигнуть страны, где вечно обитают мир, истина и любовь, мы можем только посредством молитвы и сострадания к несчастным.
Не позабудем же о том, что Иисус Христос от Своих последователей требует не мертвой, бесплодной веры, потому что и диаволы веруют, признают Его владыкой всех тварей, но веры, сопровождаемой любовью, милостью к несчастным. «Милости хощу, а не жертвы»(Мф. 9. 13), – говорит Он. «Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищих бескровных введи в дом твой: аще видиши нага, одень» (Ис. 58. 7). Вот, по словам Исаии пророка, жертва, приятная Богу. Она освящает, соделывает правильными наши посты. Она составляет крыло для нашей молитвы и возносит ее к престолу Божию.
Представим себе страшный день, когда Иисус Христос, как нелицеприятный Судья, придет произнести решительный приговор над нами. Кто суть благословенные, которых Он призывает к наследию Царства, уготованного Им от сложения мира? Все они – сострадательные друзья человечества. К ним Христос обращает Свою благостную речь: «Когда Я был голоден, вы дали Мне есть; томила Меня жажда, вы напоили Меня; не имел Я ни пристанища, ни убежища, ни приюта, вы ввели Меня как родного в дом свой; болен был Я, вы посетили Меня; Меня заключили в темницу, и туда вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36). Но кто суть несчастные, осужденные на вечное мучение? Это жестокосердые души, оставлявшие бедных терпеть голод и жажду, зной и наготу. Тщетно они будут взывать к праведному Судье, что не видели Его алчущим или жаждущим, нагим или в темницу заключенным. Они всегда видят Его в лице нищих, беспокровных, голодом, холодом, нуждой изнуренных существ, подобных себе.
Всем нам небезызвестно, как много бедных, больных, страждущих, несчастных томятся своей жизнью и самым бедственным своим положением, красноречивее всяких слов умоляют нас о сострадательной помощи. Не отвращайте взоров своих от бедствующих и помогайте, чем можете, – состраданием, советом, утешением, вразумлением, посильным подаянием вещественной помощи. Вспомните, как поступали святые угодники, отыскивавшие страждущих и посещавшие их в хижинах, холодных подвалах, в заключениях и на местах казни. Только не делайте благотворительность явной, не объявляйте о том, куда послали и кому ее дали. Это уже не милостыня христианская, а осужденное фарисейство, трубой на площадях и жилищах возвещающее о своем человеколюбии для того, чтобы прославиться между людьми. Такая милость есть своекорыстный, тонкий расчет, которым гнушается Господь; такая милость – плевелы, засаривающие собой на Божьем поле чистое пшеничное зерно.
Тяжелые предрассудочные соображения иногда воспрещают благостыне идти правильным назначением. Многие говорят: если священник и левит проходят со спокойной душой мимо бедных и слабых, то почему я должен обращать на них сердолюбное и деятельное внимание? Уже по тому одному, что каждый из нас может попасть в тяжелую беду – если не сам, то дети наши… Вот почему в книге Библии сострадательный нищелюбец Товит заповедовал своему сыну: «О, не отвращай лица твоего от нищего, и от тебя не отвратится лице Божие» (Тов. 4. 7).
Некоторые из нас только добры и любящи на словах; они готовы пролить слезы нежной чувствительности, читая какой-нибудь рассказ о несчастных страдальцах, но в действительной жизни они сторонятся их. Их сердце затворено каменной дверью, а самое сердце сделалось тверже металла и многоценных камней, хранимых ими в банках и несгораемых своих сундуках. На бедных они смотрят с брезгливостью.
Что сказать о таковых? Ап. Иоанн Богослов о таких людях сокрушался, говоря: «Братия, не любите словами или языком, но делом и истиною». (ср. 1 Ин. 3. 18).
Ради Бога и Спасителя, слушатели благочестивые, идите и творите такожде, как добрый самарянин. Будьте благотворительны и милосердны; помогайте бедным с радушием. Это заповедовал нам не закон, писанный человеческой рукой, а наш Христос: Ему слава и честь и поклонение в милосердии и сострадании нашем, пока мы живы, пока в сердце не умерла Божественная искра любви. Аминь.
Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице Притча о безумном богаче
Лк. 12. 16–21
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою; что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает] [с] [тем,] кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
«Что сотворю, яко не имам, где собрати плодов моих» (Лк. 12. 17). Вот какое горе, – дума и забота! Поля богатому человеку принесли обильный урожай. Богач не знает, куда девать плоды.
Ангел-хранитель говорит ему голосом совести: оставь свою думу. Взгляни вокруг, – сколько людей, обремененных семьями, сколько одиноких нищих, томимых голодом! Раздели между ними хоть те плоды, которые не вмещаются в житницах твоих, – сколько несчастных ты облагодетельствуешь, какую радость им доставишь, какую умилительную благодарность получишь!
Ангел ожидал. Совесть, сказав ходатайство за бедных и голодных, замолчала. Стал говорить с богачом диавол голосом страсти: «Построй новые просторнейшие житницы, собери туда все добро свое. Будет приятнее тебе» (ср. Лк. 12. 18).
И разрешил свою думу богач последним советом. Стало ему весело; он стал мечтать; «я скажу, – говорил он, – скажу душе моей: душа! Много лежит у тебя добра на многие годы; покойся, ешь, пей и веселись; кажется, на земле нет желания, которое я не мог бы привести в исполнение. Праздное спокойствие, веселье, наслаждение – впереди на многие и многие годы!»
Но снова стала говорить совесть, по внушению ангела-хранителя. Теперь голос совести стал строгим. Каждое слово звучало как бы упреком, ужасало: «Безумный! Богу так угодно: в эту же ночь ты перестанешь желать! Завтра в этот час ты будешь холоден, как камень, лежащий на сырой земле, потому что будешь мертвецом! А “яже уготовал”, кому будет?»
Евангелие не сообщает, как поступил богач. Назидание же евангельское ясно, просто и для нас обязательно, как долг.
Мы знаем, что не редкость видеть людей, долгие годы своей жизни употребляющих на скопление богатства, на то, чтобы наживать и наживать и под старость жить в свое удовольствие. Но они забывают про одно условие человеческого существования: человеческая жизнь не зависит от имущества. Кажется, всякому известно, что ни одному человеку в мире не доставляло богатое имущество покоя и здоровья. Ни один богач не может сказать: «я нашел бессмертие в обладании капиталом, землями, мне ничего не нужно». Нет! Желания разрастаются с потребностями. Чаще истинный покой живет в хижине и шалаше, нежели в высоких, внешне торжественных чертогах. – Забота о здоровье реже посещает бедного, нежели человека достаточного. Последний ищет его посредством всевозможных искусственных средств (напр., искусственной перемены климата, в далеких, теплых краях, в тщательно измеренной градусами комнатной температуре), а бедных пользует природа.
Наживать богатство нелегко, сохранить его еще труднее. Приумножающий богатство копит его, являясь таким образом презренным корыстолюбцем, проводящим бессонные ночи, переносящим иногда унижения, претерпевающим произвольные лишения. Сколько тревог испытывает накопивший богатство! Сердце его страдает от того, что может их истребить моль, съесть ржавчина, могут подкопаться под его кладовые воры, может произойти пожар, и от одной искры огня все превратится в пепел. Если приумножающий богатство скажет, что его имущество обеспечено от всяких случаев внезапности, то покойна ли будет его душа, когда воспоминания будут ему говорить о способах, какими приобретено богатство? Чаще всего оно идет от слабого к сильному нередко с притеснением, неправдой, путем лживости и обиды. А пересуды людей, а общественное мнение? Они не прощают скопившим богатство. Следовательно, чаемого спокойствия богатый человек от своих прибытков не получает.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.