Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.
Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.
Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.
Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова
© Викторова Е. Н., Сергеенко И. Н., составление, 2016
© Викторова Е. Н., Кострюков А. А., предисловие, 2016
© Кострюков А. А., примечания, 2016
© Русский фонд содействия образованию и науке, 2016
* * *О собрании проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова
Данное издание представляет собой впервые собранные воедино проповеди известного московского пастыря, протоиерея Валентина Амфитеатрова, известного подвижника благочестия конца XIX – начала ХХ веков.
Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров принадлежал к известной в России семье, давшей Отечеству целый ряд известных пастырей и служителей на ниве духовного просвещения. Эта фамилия известна, прежде всего, благодаря митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету, ныне прославленному в лике святых. «Так детски чист и прост был этот добрейший человек, что всякая мелочь из воспоминаний о нем наполняет душу приятнейшую теплотою настоящего добра, которое как будто с ним родилось, жило с ним и… с ним умерло» – писал о митрополите Филарете Н. С. Лесков в своих бессмертных «Мелочах архиерейской жизни»[1].
Последующие поколения Амфитеатровых также оставили о себе память. Среди них следует упомянуть племянников святителя Филарета: Антония, архиепископа Казанского и Свияжского; Якова Косьмича Амфитеатрова – профессора Киевской духовной академии; Егора Васильевича Амфитеатрова – профессора Московской духовной академии.
Протоиерей Валентин Амфитеатров стал достойным продолжателем этого рода.
Его жизнь и служение пришлись на годы, когда страна, по форме православная, стремительно теряла свою духовность. «Что такое у нас за религия? – писал А. В. Кошелев И. С. Аксакову, – Запрятали ее в какой-то угол, там засвечиваем перед нею лампаду. А целый день живем, как будто еще Спаситель не являлся на земле»[2]. И это только одно из множества свидетельств. В конце XIX – начале ХХ вв. русские писатели, мыслители, философы, священники уже били в набат, предупреждая, что вера в народе теряется, что страну ждет катастрофа.
Но наблюдалась еще одна тенденция. Современники отмечали, что в те годы жили и настоящие святые, достаточно вспомнить протоиерея Иоанна Кронштадтского. Более того, по словам митрополита Вениамина (Федченкова), «почти в каждой губернии были свои маленькие «кронштадтские»»[3].
Одним из таких пастырей стал и московский протоиерей Валентин Амфитеатров. К сожалению, об этом человеке написано не так много. Первым автором его жизнеописания стала духовная дочь протоиерея Валентина Амфитеатрова Анна Ивановна Зерцалова, расстрелянная большевиками в 1937 г. и причисленная Русской Церковью к лику святых. Именно ей принадлежит наиболее известная книга о протоиерее В. Амфитеатрове «Подвижник веры и благочестия протоиерей Валентин Амфитеатров». Анне Зерцаловой принадлежат и другие труды, посвященные жизни и деятельности протоиерея[4]. Составленное Анной Зерцаловой жизнеописание легло в основу других работ, посвященных жизни отца Валентина[5]. Однако вне всякого сомнения, что большие исследования различных аспектов его деятельности – дело будущего.
Родился Валентин Николаевич Амфитеатров 1 сентября 1836 года[6] в семье священника Николая Амфитеатрова, племянника святителя Филарета Киевского, в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Его мать была также из священнического рода. В 1847 году Валентин Николаевич поступает в духовную семинарию, в 1854 году – в Московскую духовную академию, по окончании которой, академическое правление направляет его инспектором и учителем Калужского духовного училища. Через год Валентин Николаевич переводится в Калужскую духовную семинарию учителем всеобщей и русской истории и греческого языка. В 1860 году Валентин Николаевич сочетается браком с дочерью протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова – Елизаветой Ивановной Чупровой. Вскоре после венчания архиепископ Тульский Алексей (Ржаницын) рукоположил его во пресвитера в Благовещенской церкви г. Калуги. Ревностное служение молодого священника не осталось без внимания духовных властей. В 1866 году епископ Калужский Григорий (Миткевич) возвел отца Валентина в сан протоиерея.
В течение двенадцати лет жизнь отца Валентина и его супруги была кочевой. Духовное начальство часто перемещало священника по городам Калужской, Тульской и Московской губернии как имеющего репутацию просвещенного пастыря и хорошего администратора. В 1874 году Духовная консистория по ходатайству святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского назначила протоиерея Валентина Амфитеатрова настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного в Тайницком саду у Кремлевской стены. Отец Валентин с радостью принял это предложение, тем более, что в этом храме находилась почитаемая народом святыня – образ Божией Матери «Нечаянная Радость». При этом постоянных прихожан в церкви было немного. Именно с восстановления почитания этого образа и началось возрождение храма. Икона была поставлена на видное место и перед ней стали ежедневно совершаться молебны. Вскоре в храм хлынуло множество православных христиан. Не только в праздники, но и в будни церковь была переполнена. Через некоторое время москвичи дали храму второе название – «Нечаянная радость».
Отец Валентин привлекал людей не только своей добротой и пастырским даром, но и высоким уровнем образования. Академию он окончил со степенью кандидата богословия, имел склонность к изучению иностранных языков. По словам мученицы Анны Зерцаловой, помимо изучаемых в семинарии и академии древних языков он впоследствии самостоятельно изучил «до десяти новых языков»[7].
Им прочитывалась масса научных трудов, он хорошо знал светскую литературу. Через всю жизнь протоиерей Валентин пронес любовь к книгам и в конце жизни, уже будучи слепым, перебирая корешки книг, называл их своими друзьями. Разносторонние познания и духовные дарования позволяли отцу Валентину находить язык с людьми самых разных сословий, как верующих, так и далеких от веры. «Он необыкновенно легко понимал душевное состояние к нему обращавшихся, – писал В. Н. Зверев, – часто затруднявшихся даже высказать, и, к смущению таковых, часто отвечал на даже еще не поставленные вопросы. По своей природной деликатности отец Валентин старался, чтобы это было возможно менее заметно, но у всех, с ним соприкасавшихся, составлялось убеждение, что от отца Валентина и его проницательности ничего утаенным остаться не может»[8]. Уже в храме свв. Константина и Елены обратил на себя внимание дар его проповеднического слова. Живая речь поучений и наставлений всегда находила отклик в душах слушателей.
В своих проповедях о. Валентин постоянно говорил о самосовершенствовании, об искоренении страстей. Он настаивал, что без смирения, терпения и любви нельзя стать истинным христианином. «Всех любишь? Всех прощаешь?», – постоянно спрашивал он на исповеди.
Восемнадцать лет один, без диакона, прослужил отец Валентин в храме свв. Константина и Елены. В 1892 г. он был переведен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. Не сразу привык протоиерей к новому месту служения. Все здесь было иначе, чем в храме «Нечаянная Радость». Величественный и строгий собор с гробницами царей и князей посещался паломниками и иностранцами-туристами, но своих прихожан почти не имел. Большие усилия потребовались отцу Валентину для обновления и благоустройства храма. И в скором времени собор наполнился людьми.
Именно в Архангельским соборе раскрылся проповеднический дар отца Валентина. Он не оставлял ни одного воскресенья или праздника без проповеди, а Великим постом по субботам говорил поучения готовящимся к причастию. Мученица Анна Зерцалова вспоминала: «Проповеди говорил батюшка очень часто: в воскресенье после Литургии; по субботам Великим постом – причастникам, и на всенощной под большие праздники. Чудные проповеди говорил батюшка. Это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших. Многие получали в проповедях ответы на свои мысли, недоумения и замешательства, многим ясно раскрывалось, как им поступить в их затруднительных случаях и обстоятельствах»[9].
Отец Валентин говорил о вечных истинах веры, учил пасомых главным христианским добродетелям. Часто основным предметом беседы были Евангельские события. О. Валентин умел говорить образно и живо. Слушателям порой казалось, будто они сами являются участниками тех событий. Пастырь стремился, чтобы проповедуемые им истины стали близки и понятны слушателям. Отец Валентин воздействовал не только на ум, но главное на сердца и показывал, что нравственные и религиозные вопросы, волнующие людей, как и во времена зарождения христианства, так и ныне одинаковы. Именно этим объясняется, почему проповеди отца Валентина понятны и современным читателям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.