Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.
Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.
Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.
В этих словах представляются общему вниманию два обстоятельства, способные доставить всем нам спасительные размышления.
1Иисус, наш Спаситель, вошел в пределы страны Тирской и Сидонской прежде, нежели женщина-мать хананейская пришла к Нему, чтобы искать в Нем себе помощи. Этим обстоятельством евангелист или, точнее сказать, Дух Божий дает нам узнать, что Бог предваряет нас Своей благодатью в делах нашего спасения. И действительно, всякая душа до своего обращения к Богу находится в состоянии ослепления, повреждения, оцепенения. Душу нашу можно назвать язычницей, удаленной от Бога и чуждой Его закона и заветов. Душа наша – идолопоклонница, которая живет вне общества истинных израильтян, живет вне духовного общения с чадами Божьими, любит суету мирскую и дружит с тирянами и сидонянами мира. Жизнь этой души изобразил ап. Павел. Закон ее – обычай века сего; мода ее – Евангелие; что листок газетный или сплетня ей скажет, то и на сердце ляжет, «по внушениям духа, действующего в сынах противления». (Еф. 2. 2). Такая душа – своенравна, капризна, упряма. В ней при таком состоянии нет стремления к достижению духовного, идеального, Божественного. И если бы Бог, по Своему неизреченному милосердию и человеколюбию, не искал ее Своей благодатью, то сама она не решилась бы никогда искать Бога покаянием и обращением, ни сердцем, ни умом, ни волею, ни чувствами.
2Второе обстоятельство, достойное внимания в повествовании настоящего Евангелия, есть то, что для возбуждения в душе молитвы, упований и веры Бог употребляет крест или скорби.
«Господи, помоги мне! Дочь моя жестоко страдает»(Мф. 15. 22), – говорит Иисусу хананеянка.
Вот орудие, которым Бог обращает заблудшую душу на путь молитвы и веры. По премудрому усмотрению, Бог попустил дочери страдания тяжкой болезни. Всякая заботливая мать может себе представить, какое тяжкое горе испытала хананеянка. Но эта скорбь заставила ее войти в себя и подумать, как облегчить удручающее несчастье. Это материнское горе заставило ее идти к Иисусу, как к единственному Врачу, Который ей может помочь. Если бы не случилось этого несчастья, если бы Бог не посетил ее столь чувственной печалью, она никогда не подумала бы выйти из состояния язычества и осталась бы навсегда между тирянами и сидонянами.
Но когда рука Божия отяготела над ней, она увидела себя в таком бедствии, от которого одна только благодать Божья может ее избавить. Тогда она решилась идти к Иисусу, о Котором, вероятно, она слышала и до того времени. Тогда сердце ее исполнилось живой веры и несомненного упования. Тогда в устах ее открывается молитва простая, но задушевная: «Помилуй меня, Господи!» (Мф. 15. 22).
Так обыкновенно рождается в душах истинная вера и молитва. Бог посылает человеку скорбь, смиряет его, т. е. душа, погруженная в бездну суеты, осуждения, злопамятства, раздражительности, гордости, ропота, мучимая диаволом и обладаемая многоразличными порочными страстями, озирает себя и понимает свою нищету в добре, свое омрачение грехами! Тогда человек начинает вздыхать о своем избавлении и искать помощи. Гром грянул, молния заблестела, и человек вдохновенно осенил себя крестным знамением. В страхе и надсаде он обращается к Иисусу и вопиет к Нему: «Помилуй мя, Господи. Исцели душу мою, яко согрешил к Тебе»(Пс. 40. 5).
Братия и сестры! Предстоя здесь, во храме Божьем, в присутствии Совершителя нашей веры, восчувствуем скорби и заботы нашей души и скажем Ему от всего сердца: «Господи, Иисусе Христе, Врачу душ и телес наших! Помилуй нас, помилуй нас! Аминь»[91].
Слово в неделю 18-ю по Пятидесятнице Божественный призыв
Лк. 5. 1–11
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
В евангельском чтении нынешнего дня рассказан частный случай о том, как были призваны Иисусом Христом на апостольское служение великие Его ученики Петр, Андрей, Иоанн и Иаков. Эти четыре человека были трудящиеся, трезвые и деятельные работники-рыболовы. Вместе, как честные товарищи, они помогали друг другу. Изо дня в день направлялись к Генисаретскому озеру и ввергали в его воды рыболовные сети. Скромный промысел рыболовов честно оплачивал их заработок, давал средства питать и содержать семьи. Не заглядывая в далекую будущность, эти дружные товарищи смиренно и без ропота продолжали делать то самое дело, которым занимались их деды и отцы. И вот однажды, говорит Евангелие, они находились у своего ремесла: одни чинили, а другие вымывали сети. К ним подошел Иисус Христос. При Нем, по Его слову, закинуты были сети в воду, и лов был настолько счастлив и обилен, что привел в ужас и изумление этих четырех тружеников. Однако восторженно-возбужденное состояние, вызванное счастливой ловитвой, недолго длилось. Его сменило иное чувство, более возвышенное, такое, которое, если малой искоркой раз западет в душу, то уже никогда не потухнет. Это чувство истины. Раз узнал человек к ней дорогу, он уже не пойдет по другому пути. Раз оно осветило мысль и расположение, как уже человек все готов оставить, все готов вынести, выстрадать, но уже не отойдет от истины. Обретенная истина становится для него целью жизни и существования, тем именно, что у евангелистов называется путем жизни.
Иисус Христос Своей беседой осветил истину перед четырьмя рыболовами так явственно, что они, не задумываясь долго, оставили и сети рыболовные, и свои семьи и пошли за Иисусом Христом с тем убеждением, чтобы Его никогда не оставлять. Следовательно, этот момент беседы Иисуса Христа был для них решительным, определившим для них путь жизни.
1Когда мы читаем об этом событии, то у каждого из нас невольно может явиться вопрос: своей ли мы идем дорогой, своей ли думаем мыслью, или же жизнь наша есть не более и не менее, как условное сцепление разных случайных обстоятельств; среди них мы те рабы, которых чья-то могучая рука и воля заставляет везти колесницу жизни. Чтобы приблизиться к разрешению загадки, в высшей степени полезно внимательное чтение Слова Божия. Оно входит в душу могучей силой отрады, успокоения, наставления и истинного вразумения. Бывали примеры неоднократные, что, под благодатным впечатлением этого Слова, человек не только успокаивался, но нравственно перерождался. В Слове Божьем всегда находятся образцы и примеры добродетелей, таких именно добродетелей, которые в состоянии исполнить каждый из нас, – по своим дарованиям и по своему направлению. Кратко сказать, Слово Божие именно владеет знанием непогрешительно уяснять каждому из нас жизненный путь.
2В нынешнем же Евангелии указывается и другое средство, вразумляющее человека об его истинном направлении. В Евангелии сообщается, что четыре ревностных рыболова, потрудившись со всем усердием всю ночь на озере, остались без улова. Так часто у множества людей вся их жизнь представляется трудом бесполезным. Силы телесные и силы душевные расходуются без видимого удовлетворения. Проходит молодость без цвета, и являются годы зрелости без всякого плода. Это существование, в высшей степени тяжкое, в большинстве случаев налагает на характер или печать некоторого отупения, или той раздражительности, которая подтачивает нравственное настроение человека. Если бы человек захотел раздуматься над собой, оставивши позади себя самолюбие, если бы захотел взглянуть на себя при свете Слова Божия, то в своей ежедневной и долгой борьбе он мог бы заметить ту истину, что он сам во всем виноват, потому что небрежно пропускал моменты, в которые он мог бы у жизни взять известную долю счастья. В большинстве, случаев жизненная неудовлетворенность объясняется или порывистой опрометчивостью, которая в молодых летах безжалостно мнет и рвет цвет жизни, или тем крайне холодным себялюбивым воззрением на жизнь, которое сердцу так тяжело и опасно, как сильный мороз для нежного и зреющего плода. В подобных случаях крайне необходимо человеку правильное возбуждение душевных сил, которое возможно при правильном чтении или слышании Слова Божия. Этим способом можем для себя уяснить причину тех явлений, что у многих людей Бог видимо отнимает Свое благословение от их трудов и все их усилия и старания делает тщетными.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.