Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.
Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.
Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.
На все способности женщины положен рукой Творца особенный блеск, который называют обычно женственностью. История, опыт и наблюдения показывают очень много случаев, где женщина выполняет дело мужчины. Священная история и история христианства полны примеров подвигов женщины, выходящих из круга ее обычных занятий. Там, где благо человечества требовало исключительной деятельности, всегда находим женщину.
В кругу деятельности, определенном пределами семейной жизни, тесном по пространству, но обширном по своему влиянию, способность женщины выше способности мужчины. Скажу вернее, она одна имеет способности и дарования, которых мужчина не имеет. Что может быть выше положения заботливой матери, любящей дочери, благодарной сестры? В этих званиях обширное поприще, на котором она может выказать все силы своей души, не поражающие своим блеском, но пленяющие своим нежным, ласковым характером, составляющим отличительную сторону женственности. Здесь, в семье, среди горестей и скопившихся затруднений, поле действий женщины, где она с воодушевлением проявит многогранную отзывчивость своей души: нежность чувств, врожденный такт, аккуратность в исполнении даже мелочей, обычных в родственном кругу, дружески сердечное сочувствие несчастью или неудачам каждого, ободрение угнетенных душой отца, матери, брата и друга, пробуждение заснувшей совести, вообще способность открывать долго замкнутые сердца.
Обратимся к внутренним свойствам женщины. Женщина по своей природе стыдлива. Стыд, скромность остаются при женщинах даже и тогда, когда они уже перестали хранить их. Нам случалось видеть женщин даже, так сказать, окованных срамом преступлений. И что же? Качество стыдливости, хотя и полинявшее, разбитое, в них остается.
Это – лучшее доказательство того, что полное удовлетворение стремлений женщины – в скромном положении, в сохранении своего женского достоинства, в соблюдении чистоты, вызывающей к ней уважение окружающих… В тишине домашней, будь это келья монастырской пустыни, будь это – среди бойкой жизненной волны, женщина, верная своему назначению, ожидает своей, как выражается народ, судьбы, а по выражению Св. Писания, определения Божественного Промысла. В скромной доле спеет колос ее жизни, созревает и передает свою долю новому поколению своего пола. Отрадное явление это мы видим среди многих из здесь присутствующих женщин. Из них многие ведут деятельную трудовую жизнь в качестве дочерей, супруг, матерей, вдов, сестер милосердия; работают – одни головой, другие – руками, третьи – всем своим существом. Они преданы воле Божьей, подобно той славной из славных женщин, которая была послушна до смерти своему обету. И сказала она смиренно Архангелу, возвестившему Ей Ее назначение: «Да будет жизнь моя по глаголу твоему»(ср. Лк.1.38). Так прошла вся Ее жизнь; Ее радость была ангельская, Ее слезы – роса небесная, живоносная.
Мы, мужчины, будем уважать в вас, женщины, Христовы достоинства, просвещать их и благодарно относиться к ним, а вы, женщины, будьте для всего мира украшением и сокровищем всех добродетелей. Этим все мы исполним закон Христа: все мы Им призваны к жизни.
Дай Бог, чтобы мы были и избраны Им, пред Ним нет разности в Божьих созданиях. Христос да пребывает со всеми мужчинами и женщинами во веки веков. Аминь.
Слово в неделю 15-ю по Пятидесятнице О двуединой заповеди любви
Мф. 22. 35–46
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей; возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
И в евангельском слове Господа нашего Иисуса Христа, и в проповеди апостольской, и в церковных поучениях чаще и настоятельнее всего повторяется заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самою себя!» (Мф. 22. 39). Она – отличительная сторона нашей веры. Она – душа нашей общественной жизни. Она – широка, как целая вселенная. К сожалению, хотя все понимаем ее драгоценное, несравненное значение, но – увы! – оказываемся ожесточенными ослушниками.
У многих из нас ошибочное понятие о любви. Сердце любит, но кого любит, и как, и за что?! Часто любовь наша обращается в преступление, осуждаемое Евангелием и презираемое нравственностью. Христианская любовь возвышенна, как небо, и беспорочна, как солнце, изливающее свой свет на добрых и злых.
Подумайте же о степени своей любви к ближним.
1Вот перед нами группа знакомых, ищущих в жизни только пользы. Они любят только тех, в ком находят источник удовольствий и приятностей жизни. Не эта любовь – христианская. Такая любовь краткосрочна, неустойчива, холодна. В источнике ее – купля и продажа. Получение выгоды делает душу приятной и расположенной к тому, откуда добыт интерес; неполучение же приносит огорчение и равнодушие. Такая любовь бывает у многих к животному рабочему скоту: пока он доставляет выгоду, его содержат, холят, ласкают, а падает сила животного, – его или убивают, или перепродают, или презирают. Такова и любовь, которую имеют люди к тем, от кого получают пользу и чувственное удовольствие.
2Вот и еще группа людей. Они также с сердцем, в котором место занято любовью. Они ограничивают свою сердечную расположенность только некоторыми избранными, а всех прочих не удостаивают даже ласкового внимания. Эта любовь нечиста в глазах Божьих. Под ней скрывается самолюбие. А что такое самолюбие? Блажен. Августин[85] отвечал: «это змея в красивой наружности с прикрытым жалом»[86]. Такие люди не любят других, но любят только самих себя в других.
Попробуйте коснуться неосторожно их любимой, но ложной мысли, – сейчас же чувствуете, что змея простирает свое жало, чтобы уязвить неосторожного равнодушием, злопамятством, злоречием, даже неприязнью. В этой группе вы видите таких, которые благодетельствуют до тех пор, пока любимцы поблажают их страстям, дают пищу их самолюбию; в противном случае стрелы вражды и ненависти поражают прямо в сердце прежде искренних друзей.
Нет, такая любовь не христианская, потому что она не всецелая, не всеобщая, не бескорыстная.
Откройте Евангелие и сами прочтите о книжниках и фарисеях. Они имели свой круг, где были и взаимные услуги, и расположенность к любившим их, но кто более их обижал сирот и вдовиц? И не сердце ли книжников и фарисеев пламенело адской злобой к нашему Господу, – злобой, употребившей все усилия умертвить их обличителя – Сына Божия? И евангельский богач приятно проводил время в кругу своих друзей и знакомых. Очень вероятно, что и благодетельствовал им по своим видам. Но чье равнодушие, чье презрение к бедности собрата было причиною смерти беспомощного, бездомного, бессильного Лазаря(ср. Лк. 16.19-31)?
Ап. Иаков наставляет о сердце человеческом: «Смотрите, братия, течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3. 11).
Истинно христианская любовь соединена с самоотвержением. Св. ап. Павел ее определяет отличительными чертами самоотвержения: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит и не помнит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, все покрывает, все терпит» (1 Кор. 13. 4–7).
Любовь, – животворное начало христианской деятельности, – обращается в яд, мертвящий душу, если сосредоточивается на каком-либо по своекорыстным побуждениям. Ужасны такие люди: они способны в один день целовать руку, а в другой – заушать по лицу одного и того же человека.
Любовь, благожелательная к своим любимцам, но отказывающая в помощи незнакомому бедняку, вместо венца небесного принести может цепи вечные.
Любовь, благодушно оплакивающая неудачи и болезни и скорби друга, но в то же время зложелательная, к недругам, – несовершенная любовь. В ней нет света, а следовательно жизни.
Любовь только к лицам живым, присутствующим, или временно отсутствующим, но забывающая своих дорогих умерших в молитвах, высвобождающая из сердца, подобно изветшавшей вещи, выносимой из кладовой, – не христианская любовь…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.