Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.
Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.
Согласно Э. Фромму, все формы жизнедеятельности человека – от бизнеса до занятий музыкой – являются вспомогательными и призваны «обслуживать» его главную жизненную цель – искусство жить и актуализацию потенциальных человеческих сил. Развиваемая им «гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью – ответственность за свое существование. Поскольку зло отбирает у человека силу, то порок – это безответственное отношение к самому себе»[13].
Такая характеристика природы человека как определенного сочетания человеческого и нечеловеческого начал, при котором становление человека как человека происходит через постоянное нарастание человеческого начала и уменьшение нечеловеческого, означает, что данный процесс является бесконечным. Иными словами, сегодняшнее человеческое состояние как отдельно взятого человека, так и человека как родового существа, меняющегося из поколения в поколение, нельзя считать окончательно оформившимся, завершенным, достигшим предела. Неуклонный рост и развитие человеческих и устранение и убывание недочеловеческих качеств в природе человека – бесконечный процесс, который будет происходить всегда, пока существует человек.
Человек находится в состоянии постоянного и бесконечного становления без надежды на то, что когда-нибудь будут достигнуты намеченная цель и конечная остановка. Поэтому понятие «человек» характеризует человека не в статике, не как данность, застывшую в определенном положении абстрактного субъекта, а в исторической динамике, в состоянии постоянной изменчивости и в процессе его становления как обобщенного явления, олицетворяемого всеми представителями рода человеческого на Земле во все времена. При этом ни один поступок, ни одно человеческое проявление не могут «остаться в стороне». Всё, что делает каждый человек на Земле, является человеческим или недочеловеческим поступком. Антропологическая наука через свои теоретические понятия разлагает природу человека на элементы, классифицирует и группирует их и раскладывает по «полочкам». Да и в обыденной жизни люди по-разному характеризуют свои поступки, эмоциональные состояние и душевные качества и дают им различные оценки.
Усвоенные человечеством в течение многих тысячелетий нормы нравственности, стремление к самосовершенствованию и добродетели не имеют установленных границ. Не может быть определенного верхнего предела, например, у человеческой доброты, преданности, интеллигентности, уважения друг к другу, дружбы, многогранных проявлений любви, бескорыстия, терпимости к инакомыслию и иному образу жизни, неравнодушия к судьбе каждого человека и всего человечества, готовности помочь слабому и страдающему, мудрого, философского отношения ко всему происходящему, бережного и трепетного обращения с окружающей природой и т. д. Человеческая натура человека бесконечна.
Залогом этой бесконечности является и то, в человеческом обществе укоренилась ситуация, когда добрые поступки и дела пользуются негласным и открытым общественным одобрением и поощрением, считаются богоугодными, а дурные дела и преступления совершаются в основном втайне, вдали от человеческих глаз, скрытно, в глубочайшей конспирации. Как правило, вершители таких дел понимают, что они совершают, как минимум, недостойные порядочного человека поступки. В таком режиме происходит вечная борьба между добром и злом: наивное, открытое и безоружное добро старается одолеть скрытное, коварное и до зубов вооруженное зло.
На основе своего нравственного опыта человечество за длительную историю существования на Земле сформировало целостную систему определений высоких моральных качеств человека исходя из соответствующей ценностной системы координат и установившихся критериев. К таким качествам относятся: доброта, гуманность, честность, человеколюбие, справедливость, щедрость, миролюбие, альтруизм, бескорыстие, великодушие, стремление к равенству, искренность, благородство, принципиальность, мудрость, правдивость, дружелюбие, способность любить и дружить, гордость, упорство, неравнодушие, дисциплинированность, скромность, стыдливость, сердечность, трудолюбие, толерантность, терпимость, ответственность, любознательность, честолюбие, чуткость, заботливость, остроумие, аккуратность, обязательность, храбрость, смелость, способность к героическим поступкам, порядочность, надежность, глубокомыслие, благоразумие, неподкупность, целеустремленность, преданность, терпеливость, чувство интернационализма, свободолюбие, жертвенность, хладнокровие, солидарность, бережливость, старательность, прилежность, уважительность, сердобольность, старательность, добросовестность, достоинство, добродушие, гостеприимство, демократизм, открытость, откровенность и т. д. Многие из этих признаков по существу являются синонимами или однопорядковыми по смыслу.
Каждое из указанных понятий обладает глубоким и многогранным содержанием и по каждому из них можно вести масштабные научные исследования. Многие из них уже являются предметом анализа в соответствующих научных разработках. Как правило, эти признаки человеческой природы являются предметом осмысления и глубже всего раскрываются фольклором, художественной литературой, поэзией и многообразными видами искусства, через которые духовная природа человека идеализируется и получает самовыражение.
Интегральное сознание человечества как глобальное явлениеНа протяжении всей книги рассматривается природа человека как социального животного и выявляется содержание человечества как развернутого человека. В данном параграфе предметом анализа является индивидуальное человеческое сознание в соотношении с интегральным сознанием всего человечества. Сознание отдельного индивида не является сознанием, возникшим и развивающимся в нем изолированно от остального мира, а представляет собой воплотившийся в нем и превратившийся во многом в его безусловный рефлекс результат развития сознания всех поколений людей, живших на Земле до него и ныне живущих вокруг него. При этом развивающееся сознание передается из поколения в поколение как генетическим путем, через совершенствующийся мозг человека, так и посредством внешнего общения в ходе воспитания, обучения и передачи накопленных знаний, умений и памяти, в процессе воспитания каждого подрастающего поколения. Последнюю тенденцию Н. Н. Моисеев называл системой «Учитель».
Сегодняшнее интегральное сознание человечества, состоящее из его интегрального интеллекта и интегральной духовности, представляет собой симбиоз овеществленного и живого сознания миллиардов людей всех поколений, когда-либо живших и живущих на земном шаре. Оно овеществлено в нынешнем строении мозга землян, в человеческой речи, во множестве наскальных рисунков, в манускриптах, в триллионах книг и иных письменных источников, содержащих мифы, философские учения и научные теории, произведения литературы; в шедеврах искусства разных жанров; в технических средствах и иных объектах материальной культуры нынешней цивилизации, на современных носителях информации и т. п. «Питаясь» из этих источников и «подключая» к ним свое интеллектуальное и духовное сознание, миллиарды нынешних жителей планеты осуществляют свою жизнедеятельность, дальше развивают науку и технику, культуру и искусство, осваивают окружающую среду, в том числе космическое пространство.
Естественно, в данном процессе разные люди принимают различное участие, осуществляя своеобразное разделение труда. Гениальные представители человечества совершают открытия, которые внедряются не менее талантливыми людьми в практическую жизнедеятельность миллиардов жителей планеты. Последние, в свою очередь, используют и потребляют внедренные результаты творчества ученых, инженеров, менеджеров и иных деятелей в своей повседневной жизни.
Таким образом, интегральное сознание человечества выступает источником развития индивидуального сознания каждого индивида, и, с другой стороны, индивидуальное сознание всех индивидуумов формирует интегральное сознание всего рода человеческого. Интегральный интеллект человечества, будучи продуктом и инструментом деятельности миллиардов людей, в расширяющихся масштабах заселяющих всю поверхность и все уголки земного шара и действующих там, приводит в движение, вовлекает в производственный и бытовой оборот гигантские объемы земной тверди, подземных ресурсов, водных пространств, атмосферного воздуха, всего животного и растительного мира планеты, способствует проникновению человека в космос. Тем самым человечество становится мощной геологической силой, о чем в позитивном смысле говорил еще В. И. Вернадский.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.