» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-25-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.



Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.






В-третьих, социальные процессы детерминируют социальное расслоение между людьми, возникновение классов, социальных прослоек (страт) и групп, а также отражающих их интересы партий, движений и организаций.

Отрицательное влияние на окружающую среду оказывают как излишество в потреблении богатых, так и нищета бедных слоев населения. Богатые стремятся к сверхпотреблению, роскоши, истреблению редких видов животного и растительного мира. Среди богатых слоев распространены потребление «престижных» товаров, большинство дурных привычек, стремление к власти над людьми. Предводителями и организаторами образования и функционирования указанных выше социальных институтов (государственных органов, полицейского аппарата, армии и т. п.), обременяющих потребительские возможности человечества, выступают в основном состоятельные слои общества.

Нагрузка на окружающую среду со стороны бедных слоев населения, особенно в развивающихся странах, проистекает из того, что эти слои свои самые минимальные потребности вынуждены удовлетворять за счет элементарного и массового использования продуктов окружающей среды: гумуса почвы без его восстановления; лесов, сжигаемых и вырубаемых в различных целях; воды без ее последующего очищения; исчезающих представителей флоры и фауны, идущих в пищу.

Теперь о том, как социальное начало в человеческой жизнедеятельности детерминирует рациональные потребности. Во-первых, оно, в противовес указанным иррациональным потребностям, порождает развитие рациональных потребностей в сфере интеллектуально-познавательных и духовно-эстетических устремлений человека. Сами по себе познание мира, развитие интеллекта, духовности, увлечение искусствами были бы не нужны и невозможны без общения людей друг с другом, то есть без социальных отношений, без того, чтобы они вместе собирались смотреть спектакль или слушать музыку.

«Низшие» физиологические и «высшие» духовно-интеллектуальные потребности в разные исторические периоды человечества имеют различное соотношение. Вместе с тем, развитие этого соотношения на уровне человечества в целом имеет поступательный характер, двигаясь в сторону опережающего роста интеллекта, духовности и эстетической культуры человека. Современное человечество в этом отношении, очевидно, значительно богаче, чем 2000 лет назад. Сегодня человек намного больше знает себя и окружающий мир, создано множество уникальных технических усовершенствований, ранее невиданных вершин достигли наука, искусство, намного обогатился духовный мир человека.

Естественно, эти процессы протекают не прямолинейно, неоднозначно, а противоречиво, неравномерно, со взлетами и падениями. Во-первых, сомнительно то, насколько собственно духовный мир современного человека богаче внутренней духовной культуры жителей Древней Греции, Рима или Вавилона.

Во-вторых, как отмечалось выше, развитие человеческого знания и интеллекта сопровождается расширением его возможностей в производстве материальных благ, усилением потребительства, что тяжелым бременем ложится на окружающую природу.

В-третьих, противоречие между «низшими» и «высшими» потребностями как таковыми имеет неантагонистический характер. Оно проявляется как необходимость оптимизации затрат ресурсов и времени человека на развитие и обеспечение совместимости «низших» и «высших» потребностей. Антагонистический характер имеют противоречия между рациональными и иррациональными потребностями как внутри самих «низших» и «высших» потребностей, так и, в особенности, между рациональными интеллектуально-духовными и иррациональными материальными потребностями. Именно разум, интеллект, духовность в человеке объективно и субъективно являются несовместимыми со сверхпотребительством, расточительством, употреблением в пищу редких представителей флоры и фауны, дурными привычками, безумием неимоверной гонки вооружений, перспективой самоуничтожения человечества в результате экологической или ядерной катастрофы.

Иной путь в самых общих чертах мог бы быть реализован по следующей схеме: научное доказательство необходимости переустройства общества ради выживания человечества – осознание этой необходимости общественно-политическими кругами и лидерами государств, деловой и интеллектуальной элитой мира – достижение понимания всеми слоями населения всех стран необходимости общественных перемен с целью сохранения жизни на Земле – действия по осуществлению таких перемен.

Осуществление этой схемы должно обосновываться и сопровождаться проведением эффективной работы по переходу к устойчивому развитию по всем направлениям: международно-договорному, законодательному, административно-организационному, научному, экономическому и пропагандистско-разъяснительному. Претворение в жизнь указанных глобальных задач потребует кардинального изменения всей системы международных отношений, создания полномочных межгосударственных и международных органов управления, действенного международного законодательства.

Изложенные положения не являются субъективным пожеланием, плодом чьей-то фантазии. Они объективно вытекают из ухудшающихся условий обитания людей на земном шаре вследствие расширяющегося и углубляющегося антропогенного разрушения природной среды. Подобно тому, как оказавшиеся в пустыне без воды и пищи люди вынуждены, по взаимному согласию или под командой предводителя, экономить каждый глоток воды и пищи, так и все человечество, оказываясь на все больше превращающемся в пустыню земном шаре, будет вынуждено ввести строгий режим экономии потребления материальных благ и источников энергии путем установления соответствующих правил человеческого общежития по взаимному согласию или под руководством созданных им органов международного управления.

Изложенные положения показывают, что потребности человека являются исходным пунктом, играют роль движущей силы всей системы жизнедеятельности общества, пронизывают, определяют и обеспечивают функционирование каждого элемента экономического базиса, управленческой и политической надстройки, духовной жизни общества. Условно такую взаимосвязь можно представить следующим образом: потребности людей (физиологические, материальные, в безопасности и коммуникациях, интеллектуальные, духовные, эстетические, в самореализации, в социально-экономических и общественно-политических связях и т. д.) → мировосприятие и мировоззрение людей (обусловлены, в основном, их потребностями) → цели (каждого человека, сообществ и общества, нацеленные на удовлетворение потребностей) → планы (каждого человека, сообществ и общества, направленные на удовлетворение потребностей) → управление (человеком самим собой, управление сообществами людей, государством, призванное обеспечить удовлетворение потребностей) → деятельность (каждого человека, сообществ и общества, осуществляющаяся ради удовлетворения потребностей) → политика и идеология обществ (обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей людей).

2.3. Сознание – источник усиления жизнеспособности и безопасности человека

Обладание сознанием многократно усилило жизнеспособность, безопасность и комфортабельность существования человека на Земле. Под руководством своего сознания человек, первоначально от тысячелетия к тысячелетию, в новой истории – от столетия к столетию, а в новейшей – от десятилетия к десятилетию и даже ежегодно, улучшает условия своей жизни, расширяет разнообразие потребляемой пищи, учится предохраняться и излечиваться от болезней, строить удобные для жилья города, создавать мобильные средства коммуникации и транспорта.

Развитие духовного сознания человека чрезвычайно украсило и обогатило его жизнедеятельность. Различные сферы культуры, искусства, представления о красоте и гармонии, нормах нравственности и морали придали жизни человека более содержательный смысл по сравнению с простым удовлетворением физиологических и материальных потребностей.

С точки зрения обеспечения безопасности человека первоначально сознание помогало первобытным людям защищаться от диких зверей, от различных стихийных бедствий, предохраниться от вырождения путем наложения запрета на инцест и близкородственные половые отношения, на убийство человека человеком и т. д. Современная жизнь требует от человека сознательной организации широкой системы безопасности, охватывающей самые разные сферы жизнедеятельности. Этому способствует высокая степень развития науки как формы реализации человеческого интеллекта. На базе научных достижений человек сегодня может совершать безопасные сверхскоростные полеты и передвигаться по земле, проникать в глубины океана и в космос, использовать в своих целях опасные источники энергии и другие ресурсы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.