Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.
Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.
Заслуживает внимания разделение всех потребностей на базовые и инструментальные. Базовыми являются потребности, удовлетворяющие непосредственные, личные потребности человека. В качестве инструментальных выступают потребности, посредством которых удовлетворяются базовые потребности. В научной литературе, как правило, отсутствует включение в систему потребностей человека в качестве инструментальных потребностей социально-экономической и политической систем общества. Считается, что поскольку они не участвуют в реализации непосредственных потребностей людей, то они вообще не входят в их общую структуру. Тем не менее очевидно, что без функционирования этих сфер невозможно удовлетворение всего комплекса потребностей современного человека и цивилизованного общества.
По существу, любой элемент современной общественной системы через многократные опосредствования или непосредственно нацелен на удовлетворение той или иной личной или общественной потребности. Это, в частности, касается и функций современного национального государства, которое, утрачивая и передавая другим субъектам свои политические функции и суверенитет, все больше сосредотачивается на реализации социальных и инфраструктурных функций, направленных на удовлетворение потребностей граждан.
Выделение естественно-природных (объективных) и социально-обусловленных (субъективных) потребностей позволяет выделить взаимосвязи и отношения человека, с одной стороны, с окружающей природной средой и, с другой стороны, с обществом, с социальной средой. Такое разграничение потребностей в литературе в общем плане проводится, но не является систематизированным и детализированным.
Кроме изложенной классификации вся многогранная система человеческих потребностей может быть детализирована, с более подробным разделением по функциональному назначению на потребности: физиологические, материальные, обеспечивающие безопасность, коммуникацию и самореализацию личности; духовные, интеллектуальные, эстетические, социально-экономические и общественно-политические. Такая систематизация способствует формированию четкого представления о месте каждой потребности в данной системе вместо существующей их «мешанины» в головах людей, о роли каждой из потребностей в рамках всей системы и в отношении каждой из других потребностей.
Указанные группы потребностей и стремлений можно разделить на те, которые являются объективно необходимыми и оптимальными для реализации видовой сущности человека, воплощения его божественного предназначения во Вселенной, и на те, которые выходят за рамки такого оптимума, не соответствуют сущности человека, разрушают его душу и делают самого человека разрушителем окружающей природы. Сокращенно такое разделение можно обозначить как разделение на рациональные и иррациональные потребности.
Пристрастный анализ названных положений теории потребностей показывает, что они до сих пор имеют сугубо антропоцентристский характер, замкнутый только на человеке, на его потребностях. Высокомерно назвав самого себя «венцом природы», человек монополизировал право единоличного обитания на земном шаре, эгоистически ставя в центр внимания только свои потребности, не соотнеся их с потребностями жизнедеятельности земной биосферы. Более того, немалое число людей считает первостепенными только свои потребности и потребности своих близких, отделяя их от потребностей других лиц, общества в целом и, тем более, окружающей природы.
Очевидно, что удовлетворение насущных физиологических потребностей на оптимальном уровне является справедливой претензией каждого жителя Земли. Однако достижение этой цели затрудняется объективными и субъективными обстоятельствами. Во-первых, объективно пока еще невозможно обеспечить всё человечество равномерно, на необходимом уровне продуктами питания и предметами первой необходимости. По имеющимся данным, ежегодно около 20 % населения земного шара недоедает или голодает. Значительная часть людей в развивающихся странах имеет доходы ниже прожиточного минимума.
Во-вторых, многие люди не удовлетворяются оптимально необходимым уровнем потребления материальных благ и, движимые жаждой бесконечного потребления, стремятся к ненормальному сверхпотреблению разнообразных товаров. Показателем этого являются, например, сотни излишних, пус тующих квадратных метров жилья, множество дорогих автомобилей или бесчисленное количество предметов обихода, приходящихся на одного человека из определенных слоев населения. В то же время нормальный человек, ведущий содержательную жизнь, мог бы обойтись оптимальным для своей жизнедеятельности объемом материальных благ.
В-третьих, имеется немало людей, одержимых комплексом престижности, желанием «выделиться» потреблением нестандартных благ. Если говорить о продуктах питания, то это относится к употреблению в пищу редких и ценных видов животных, птиц, рыб, растений и т. д.; об одежде, обуви и предметах домашнего обихода – к использованию мехов, шкур, костей, рогов и внутренних органов исчезающих видов животных; о жилище, товарах длительного пользования, украшениях и т. п. – к стремлению к чрезмерной дороговизне, роскоши и количеству площадей, штук и объемов.
В-четвертых, к неконструктивным, иррациональным потребностям относится также стремление к власти над людьми, нацеленное на их организацию не для положительных деяний, а для разрушительных действий. Такой потребностью является желание властвовать над людьми путем вооруженного, насильственного и авторитарного их подавления. Эта потребность, приобретая общественные масштабы, приводит к расточительной гонке вооружений, к бесплодному и разорительному отвлечению гигантских средств на нужды уничтожения и эксплуатации человека человеком, создает угрозу самоуничтожения человечества, подавляет творческую инициативу и личную свободу людей.
Приведенная градация потребностей и жизненных ценностей человека отражает современное их состояние и характер. Естественно, содержание каждого из направлений и их сочетание были, скажем, 100, 1000 или 2000 лет тому назад, иными, чем сегодня. За всю историю человечества потребности и ценностные ориентации человека значительно видоизменились во взаимодействии с упомянутыми выше возрастанием и расширением способностей и возможностей человечества в удовлетворении своих потребностей. Они эволюционируют сегодня, будут претерпевать изменения и в будущем.
Задача науки состоит в том, чтобы раскрыть характер и возможные последствия этих процессов и нормативно указать желательные направления их развития. Первопричина экологических бедствий кроется в росте и распространении иррациональных потребностей, которые, возникая у отдельных лиц, по закону толпы, в соответствии со стадным инстинктом затем приобретают общественный характер, возбуждают всеобщее потребительство и расточительство. Поэтому данную выше характеристику потребностей, потребления, спроса и предложения следует развернуть в более конкретный анализ исходных причин вредного влияния человека на окружающую природу, кроющихся во внутренних биологических, психологических и социальных предпосылках, мотивах и ориентирах человека.
В биологическом плане человек не является таким уж ненасытным существом. Научные расчеты показывают, что при разумном использовании продовольственных и иных потребительских товаров ресурсы Земли позволяют спокойно и долго сосуществовать нескольким десяткам миллиардов человек.
Задача усложняется, когда к биологической предпосылке подключаются психологический и социальный факторы. Психологический мотив возбуждает в человеке стремление к сверхпотреблению, обусловливаемому взаимным общением людей, демонстрационным эффектом, общественными нормами, престижем и модой. Таким образом, психологический фактор порождает потребности, превышающие их биологически необходимый уровень.
Еще более замысловатыми становятся потребности людей под влиянием факторов социального характера. Социальное начало детерминирует как иррациональные, так и рациональные потребности. Сначала рассмотрим то, как оно детерминирует иррациональные потребности. Во-первых, общение между людьми, обусловленное тем, что они наделены сознанием, как социальное явление выступает одним из побудителей действия отмеченного выше психологического фактора, детерминатором взаимного потребительского возбуждения людей.
Во-вторых, социальные институты (государство, нация, религия, общественные организации), также являющиеся продуктами сознательного начала в деятельности человека, увеличивают потребности человечества до гигантских размеров, выходящих за рамки биологических, интеллектуальных, духовных и иных видовых потребностей человека. Содержание основных государственных институтов, гонка вооружений, содержание армии и полицейского аппарата, ведение межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных и иных войн порождают больше расходов и наносят больше вреда природе, чем видовые потребности человека. «Гонка вооружений – во всех частях мира – истощает ресурсы, которые можно было бы более продуктивно использовать для уменьшения отрицательного влияния ухудшающегося качества окружающей среды на нашу жизнь и смягчения чувства обреченности, вызываемой широко распространенным явлением нищеты»[14].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.