Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.
Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.
История свидетельствует, что Вернадский переоценил положительные последствия становления человечества в качестве геологического фактора, не рассматривал возможность его превращения в губительную силу для многих биологических видов, в том числе и для самого себя. Чем большую мощь приобретает человечество на базе использования своего интегрального сознания, тем реальнее и ближе становится при нынешнем уровне международной нравственности и правопорядка возможность его гибели.
2.2. Сознание – порождение и одновременно катализатор развития и инструмент удовлетворения потребностей человека
Мышление и сознание первобытного человека были «разбужены» его желанием удовлетворить свои разнообразные потребности и поиском наиболее приемлемых путей и способов их удовлетворения. Таким образом, потребности дают первоначальный «толчок» зарождению сознания человека. С другой стороны, сознание, раз возникнув, начинает оказывать обратное влияние на потребности, на их расширение, возвышение, на поиск источников и способов их удовлетворения. Здесь соотношение и взаимосвязи между потребностями и сознанием человека становятся аналогичными соотношению между яйцом и курицей.
Потребности наших далеких предков – человекоподобных приматов – до появления у них сознания ничем не отличались от потребностей обычных представителей животного мира. Имелись только физиологические потребности в дыхании, пище, воде, сексе и т. п. Появившееся и развивающееся у гоминидов сознание стимулирует и подталкивает развитие дополнительных потребностей. Во-первых, наряду с физиологическими, возникают и расширяются так называемые материальные потребности. Сознание позволяет открывать, развивать и удовлетворять потребности в новых видах продуктов питания, утеплении и украшении тела, изготовлении одежды, строительстве жилища и т. д. Этот механизм, действуя в течение нескольких сотен тысячелетий человеческой эволюции, привел к сегодняшним потребностям людей в изысканных блюдах, модной и удобной одежде, комфортабельном жилье, быстродействующих средствах коммуникации, транспорта и во всех тех материальных благах, потребность в которых развилась у человека неимоверно, и он научился ее удовлетворять путем их производства под руководством своего сознания.
Во-вторых, под воздействием сознания у человека появляются, развиваются, возвышаются и расширяются интеллектуальные и духовные потребности. Первоначально это происходит в виде мыслительной деятельности по поиску пищи, изготовлению примитивных орудий труда, осуществлению удачной охоты, что требовало интеллектуальных усилий и способствовало развитию интеллекта. Параллельно происходит зарождение зачатков духовной жизни и эстетических представлений. На базе естественной и материальной целесообразности появляются понятия справедливости и несправедливости, другие морально-этические, нравственные нормы. Проточеловек начинает испытывать душевные переживания, возникает эмоциональное восприятие окружающих явлений, развивается чувство красоты, происходит художественное освое ние мира через украшение тела и нанесение наскальных рисунков, появляются зачатки фольклора и т. п. В дальнейшем интеллектуальный и духовный мир человека обогащается. Параллельно развиваются производство и потребление материальных носителей, связанных с удовлетворением интеллектуальных и духовных потребностей: появляется письменность и предметы для ее осуществления, создаются музыкальные инструменты, картины, книги, учреждения культуры, искусства и т. д.
Жизнь каждого человеческого индивидуума от рождения до смерти управляется его внутренними биологическими, психологическими и социальными осознанными и неосознанными побудительными мотивами, потребностями, стремлениями, ценностными установками, ориентирами и склонностями, которые действуют и проявляются в сочетании с охарактеризованными выше внешними условиями и ограничениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа.
Проблема потребностей человека, движущих сил, механизмов и закономерностей их формирования, развития, возвышения, расширения, а также инструментов, способов и путей их удовлетворения, к сожалению, до сих пор не разработана так, как это сделано в области других обществоведческих проблем. Откровенно говоря, исследование проблематики потребностей и потребления не так далеко ушло от рассуждений, исходящих от абстрактной «пирамиды» А. Маслоу. Главными открытиями этого выдающегося ученого были расположение различных потребностей человека по восходящей линии от «низших» к «высшим», обоснование исключительной роли духовных потребностей людей, выдвижение и анализ понятия «самоактуализации» человека и ее значения в развитии личности.
Отталкиваясь от теории А. Маслоу и других научных концепций в анализе потребностей, представляется возможным и необходимым развернуть более широкие, углубленные и целенаправленные исследования в данной области. Прежде всего необходимы своеобразная развернутая систематизация и структурирование потребностей.
Универсальная структура потребностей человекаБазовые потребности
1. Естественно-природные (объективные) потребности:
а) физиологические (дыхание, оптимальная температурная среда, вода, пища, здоровье, отдых, секс, продолжение рода и др.); производственная, материальная и обслуживающая база физиологических потребностей;
б) материальные: в обитании на определенном пространстве (территория, земельная площадь, жилье, одежда, обувь, жилищно-коммуникационная инфраструктура); в передвижении (транспортные средства, лифты, эскалаторы, дороги, вокзалы, аэропорты, автостанции, топливо и масла и др.); обслуживающая база потребностей в передвижении.
2. Социально обусловленные (субъективные) потребности:
а) в безопасности (физической, психологической, социальной, правовой, общественной, экологической);
б) коммуникативные (речь, письменность, информация, СМИ, средства связи, семья, служебные контакты, товарищества, родственники, потомство); материальная, производственная, обслуживающая база коммуникативных потреб ностей;
в) духовные (вера, истина, добро, любовь, надежда, дружба, родство, справедливость, рациональность, покой, уверенность, энтузиазм, терпимость, благородство, благодарность, преданность, достоинство, честность);
г) интеллектуальные (любознательность, познание, самопознание, самообразование, обучение, изобретательство, конструкторство, творчество, наука); материальная, производственная, обслуживающая база интеллектуальных потребностей;
д) эстетические (красота, гармония, искусство, хобби, зрелища, игры, развлечения); материальная, производственная, обслуживающая база эстетических потребностей;
е) самореализация (идентичность, самодостаточность, имидж, самоуважение, индивидуальность, самоактуализация, престиж, карьера, совершенство, лидерство, стимулы, конкурентность).
Инструментальные потребности
1. Социально-экономические потребности:
а) экономические (производство, торговля, денежный оборот, финансовая система, валютная система, кредитная система); материальная, производственная, обслуживающая база экономических потребностей;
б) социальные (доходы, социальное обеспечение, льготы, социальный статус); материальная, производственная, обслуживающая база социальных потребностей;
2. Общественно-политические потребности (партийная, национальная, групповая идентичность, государство, законодательство, правоохранительная система, политические партии, общественные движения, исполнительская и управленческая система, армия); материальная, производственная, обслуживающая база общественно-политических потребностей.
Вопрос о том, как потребности в качестве движущих сил на более конкретном уровне действуют через свои формы проявления – стимулы и интересы, является предметом отдельного исследования. Здесь важно подчеркнуть, что стимулы и интересы, оказываясь под воздействием глобализационных процессов, влияют на устойчиво-неустойчивый характер мирового развития. Влияние происходит в пределах, образуемых потребностями, формой проявления которых выступают те или иные стимулы и интересы. Результаты глобализации потребностей, стимулов и интересов, а также их воздействия на устойчивое развитие общества совпадают. Поэтому в рамках настоящей монографии нет необходимости в их раздельном анализе.
Заслуживает внимания разделение всех потребностей на базовые и инструментальные. Базовыми являются потребности, удовлетворяющие непосредственные, личные потребности человека. В качестве инструментальных выступают потребности, посредством которых удовлетворяются базовые потребности. В научной литературе, как правило, отсутствует включение в систему потребностей человека в качестве инструментальных потребностей социально-экономической и политической систем общества. Считается, что поскольку они не участвуют в реализации непосредственных потребностей людей, то они вообще не входят в их общую структуру. Тем не менее очевидно, что без функционирования этих сфер невозможно удовлетворение всего комплекса потребностей современного человека и цивилизованного общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.