Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.
Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.
2.1. Человек как сознательное животное
Корень человеческого в человеке – сознаниеУникальным видовым, сугубо человеческим качеством человека, отличающим его от других видов животного мира, является то, что он обладает сознанием. Сознание представляет собой способность человеческого мозга воспринимать, классифицировать и обрабатывать непрерывный поток информации из окружающего мира и на основе этого формировать у человека системное представление об окружающем мире и о самом себе в нем. Это качество человека начало эволюционировать 5–7 млн лет до н. э. и достигло современного состояния около 30–40 тыс. лет назад.
Очевидно, мышление и сознание первоначально были «провоцированы» сильным желанием первобытного человека удовлетворить какие-либо свои потребности и поиском наиболее приемлемых путей и способов удовлетворения этого желания. Иными словами, потребности дают первоначальный «толчок» зарождению сознания человека.
Сознание возникает на основе обработки информации определенными анализаторами, находящимися в различных частях мозга. Предполагается, что процесс обработки информации осуществляется через электрические импульсы, проходящие между клетками и нейронными цепочками мозга. Каким образом клетки мозга продуцируют сознание, давно является для науки загадкой. Ясно только, что это результат физиологической активности человеческого мозга. С синергетических позиций деятельность мозга представляет собой «шедевр кооперирования клеток».
У человека его «я» и всё, что он воспринимает из окружающего мира, проявляется там и тогда, когда между клетками и цепочками его мозга происходит физиологическое взаимодействие, представляющее собой процесс обработки сигналов и информации из окружающего мира, дающий ему ощущения и представления об этом мире, о состоянии собственного тела, мыслей и чувств. Для продуктивности исследований представляется целесообразным не столько «зацикливаться» на выяснении тайн указанного механизма возникновения сознания, сколько признавать это явление де-факто, активно и последовательно рассматривать процессы, происходящие с продуктами деятельности мозга: с собственно сознанием, мыслью, интеллектом, памятью, психикой, духовной жизнью человека и т. п.
Воспринимая из окружающего мира поток разнообразной информации, мозг человека обрабатывает ее по двум основополагающим направлениям сознания: интеллектуальному и духовному.
Человек как животное с интеллектомИнтеллектуальное сознание, или интеллект, определяет рациональную познавательную способность человека, его устремленность к адекватному знанию истинной картины окружающего мира, законов его развития, пониманию им своего места в мире и собственной сущности, а также способов осуществления своей жизнедеятельности. Интеллектуальное сознание в человеке обозначается такими понятиями, как интеллект, ум, разум, мудрость, эрудиция, смекалка, смышленость, находчивость и т. п. Особые проявления интеллектуального сознания называется гениальностью. Являясь в известной мере синонимами, указанные понятия с разных сторон характеризуют формы, уровень и возможности человеческого интеллекта.
Воплощением человеческого интеллекта являются повседневная познавательная деятельность людей, их жизненный опыт, различные отрасли науки, философия и религия. Особой формой проявления интеллекта выступают мысль и мышление. Мышление есть деятельность мозга, процесс реализации интеллекта человека, а мысль является «продуктом» мышления, воплощением человеческого интеллекта. Движущей силой мышления выступают любознательность, потребность в познании, творчестве и решении множества проблем, связанных с осуществлением жизнедеятельности человека. В процессе изучения окружающего мира человек, пользуясь своим сознанием, через мышление осуществляет процесс познания, производит мысль. Конкретным воплощением человеческой мысли являются знание и память человека, руководствуясь которыми человеческий мозг управляет поведением человека и которые служат ему ориентиром и руководством к действию в процессе жизнедеятельности.
В человеке, способном решать те или иные жизненные или научные задачи, проявлять философское, мудрое отношение к различным явлениям и событиям, к себе и к окружающему миру путем использования своего интеллекта, разума и мудрости, в разной мере содержится положительное человеческое начало, а в человеке, не способном на это – в разной мере недочеловеческое начало. Интеллектуальный уровень человека, в основном, задается природой и наследственностью, а также может развиваться через воспитание, самовоспитание, образование и самообразование.
Человек – животное с духовным сознаниемДуховное сознание, или духовность, характеризует склонность человека к созданию воображаемого мира, изобретению различных реальных и виртуальных образов, формированию норм нравственности, проявлениям чувства прекрасного, внутренней гармонии и гармонии с внешним миром. Духовное сознание, в основном, имеет идеализированный характер, проявляется через субъективное эмоциональное восприятие воздействия на сознание человека определенных материальных объектов, процессов и явлений, а также приходящих к нему на ум образов. Источником духовного сознания выступает душа человека, представляющая собой обобщенное абстрактное определение способности человеческого мозга к душевным переживаниям и продуцированию духовной жизни человека.
На базе духовности человека формируются религиозные воззрения, философские системы, многогранная культура, искусство, литература, мораль, нормы нравственности, этика, эстетика и т. д. Духовность проявляется также через эмоциональные чувства любви и ненависти, дружбы и вражды, симпатии и антипатии, верности и неверности, правдивости и лживости, порядочности и непорядочности и т. д. Как будет показано ниже, все духовные проявления человека, в конечном счете, исходят из материальных процессов, явлений и человеческих потребностей, одновременно демонстрируют относительную самостоятельность и имеют собственные законы развития.
В человеке, способном к эмпирически определяемым в соответствии с общественными нормами добродетельным поступкам, творческим взлетам и высоким проявлениям гуманизма, в разной мере содержится положительное человеческое начало, а в человеке, неспособном на это – в разной мере содержится недочеловеческое начало. Уровни духовного человеческого и недочеловеческого начал в человеке определяются, главным образом, характером и степенью воспитания, самовоспитания, образования и самообразования, а также природными задатками. У творческих людей, обеспечивающих общество духовной пищей, природных душевных качеств – от талантливости до гениальности – должно быть выше нормы. Но для выявления и реализации этих качеств со стороны их обладателей, как правило, требуются приложение значительного труда и обучение. Иначе талант и гениальность могут не выявиться, могут быть похоронены или растрачены впустую. Кроме того, для «потребления» духовной пищи обычным людям также необходимы определенный уровень и направленность душевного настроя.
Бесконечность человеческого в человекеЧеловеческим в человеке являются его интеллектуально-духовные качества или поступки, побуждаемые и управляемые его сознанием, по содержанию соответствующие определенным, исторически обусловленным морально-нравственным нормам, вырабатываемым людьми в течение тысячелетий. Нечеловеческим и недочеловеческим в человеке выступают его качества и поступки, побуждаемые и управляемые сознанием или осуществляемые без участия последнего, по содержанию не соответствующие морально-нравственным нормам, выработанным людьми в течении тысячелетий, или отрицающие их.
В зависимости от исторической ступени общественного развития, господствующей социальной среды и личностных качеств самого человека в нем могут быть воплощены в различном соотношении положительные человеческие качества вышеупомянутого интеллектуального и духовного характера и, соответственно, в разной мере – нечеловеческие и недочеловеческие свойства. Предназначением человека, определяющим смысл и цель его жизни именно как человека, является наращивание в себе положительных человеческих качеств. Отсутствие такого смысла и такой цели в жизни человека, либо наличие отрицательных смысла и цели жизни могут иметь место, но это уже будет целью и смыслом не человеческой жизни. Развитие в себе недочеловеческих качеств, превращение их в смысл и цель существования делает жизнь человека бессмысленной, нечеловеческой, не соответствующей человеческому предназначению, выступает как отступление назад от человеческого к животному состоянию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.