Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"
Описание и краткое содержание "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" читать бесплатно онлайн.
Мария Константиновна Башкирцева (1860—1884), русская художница, автор всемирно известного «Дневника», написанного ею по-французски и несколько раз выходившего по-русски. (Наиболее полный текст публикуется в «Захарове» летом 2003 года.) Большую часть жизни прожила в Париже, где и умерла в возрасте 24 лет. Несмотря на столь ранюю смерть от чахотки, прожила удивительно полную и яркую жизнь. Была множество раз влюблена, больше всего на свете жаждала славы и поклонения, переписывалась с Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, выставляла свои картины в Парижском Салоне и получала награды, общалась с замечательными людьми. Всё это так и не увидело света: дневник в традициях того времени был сильно сокращен наследниками, которые убрали оттуда самые сокровенные и интимные подробности ее жизни и частной жизни ее семьи. Александр Александров восстанавливает всё то, что осталось за кадром: множество лет он изучал жизнь Муси, как называли Башкирцеву ее близкие, и вряд ли кто знает о ней больше, чем он. «Кто такая Мария Башкирцева? Многим это имя ни о чем не говорит, кто-то слышал про рано умершую в 1884 году русскую художницу, жившую в Париже, некоторые читали ее написанный по-французски «Дневник», неоднократно издававшийся в русском переводе в конце XIX — начале XX века и недавно переизданный вновь. ...Какой соблазн изложить законченную человеческую жизнь, наполненную чаяниями и страданиями, душевной и физической болью; жизнь, вызывающую предельное сопереживание в чувствительных душах; и покуда такие души — а их миллионы! — не переведутся на земле, ей, Башкирцевой, будут сочувствовать...»
“В обезумевшее животное, раздраженное многоцветными плащами, всаживают что-то
вроде копий; кровь течет, и чем больше животное движется, чем больше оно прыгает, тем
сильнее его ранят. Ему подводят несчастных лошадей с завязанными глазами, которым
бык распарывает живот. Кишки вываливаются, но лошадь все-таки поднимается и
повинуется до последнего вздоха человеку, который часто падает вместе с нею, но почти
всегда остается невредимым”. (Запись от 2 октября 1881 года.)
Как всегда она наблюдательна: король Испанский больше похож на англичанина из
Парижа, королева, которая родом из Австрии, не находит в корриде никакого
удовольствия, а вот младшая инфанта мила и похожа на Мусю, о чем ей сказала сама
королева Изабелла, чем чрезвычайно польстила Башкирцевой. Вероятно, их представляли
королевской семье. Странно, что об этом событии в дневнике всего одна строчка, эта
краткость так не похожа на тщеславное самолюбование нашей Марии.
На второй день по приезде они идут в музей и Мария находит, что Лувр блекнет перед
музеем Прадо. Основой музея Прадо послужила коллекция картин испанских королей,
которую они собирали на протяжении трех столетий. В 19 веке для нее было построено
здание в парке Прадо (prado - по исп. луг.), от которого музей и получил свое название. В
музее собраны картины великих итальянских и нидерландских живописцев, среди
которых есть Рафаэль, Тициан, Рогир ван дер Вейден, Х.Босх и другие. Но самой большой, естественно, является коллекция испанских живописцев: Эль Греко, Х.Рибера, Сурбаран, Мурильо, Гойя, но главное место безусловно отведено Диего Веласкесу; здесь, в
королевской коллекции, собраны почти все его картины, во всяком случае, значительная их
часть, потому что почти всю жизнь, с 24 лет, Веласкес был придворным художником
испанского короля Филиппа IV.
Именно Веласкес произвел на Марию Башкирцеву наибольшее впечатление, хотя она
отметила в своем дневнике и Рубенса, и Ван-Дейка, и Риберу.
“Ничего нельзя сравнить с Веласкесом, но я еще слишком поражена, чтобы высказывать
свое мнение”, - записывает она 2 октября, а 10 октября, уже посетив музей одна, без своих
мам, пишет подробнее:
“Что же касается живописи, то я научаюсь многому; я вижу то, чего не видела прежде.
Глаза мои открываются, я приподнимаюсь на цыпочки и едва дышу, боясь, что очарование
разрушится. Это настоящее очарование; кажется, что, наконец, можешь уловить свои
мечтания, думаешь, что знаешь, что нужно делать, все способности направлены к одной
цели - к живописи, не ремесленной живописи, а к такой, которая вполне передавала бы
настоящее, живое тело, если добиться этого и быть истинным художником, можно делать
чудесные вещи. Потому что все, все - в исполнении. Что такое “Кузница Вулкана” или
“Пряхи” Веласкеса? Отнимите у этих картин это чудное исполнение, и останется просто
мужская фигура, ничего больше. Я знаю, что возмущу многих: прежде всего, глупцов, которые так много кричат о чувстве... Ведь чувство в живописи сводится к краскам, к
поэзии исполнения, к очарованию кисти. Трудно отдать себе отчет, до какой степени это
верно!”
Она заключает свое рассуждение о живописи словами: “Нужно, подобно Веласкесу,
творить, как поэт, и мыслить, как мудрец”.
Надо сказать, что как художественный критик, она значительно опережает в развитии себя
же художника. Мысль о том, что в живописи главное - краски, а не чувство, и тем более не
мысль, принадлежит уже будущему, а не прошлому, в котором она копается вместе со
своими академическими учителями. Хотя картины Диего Веласкеса, на основании
которых она приходит к этому заключению, картины художника его последнего периода, вполне академичны и укладываются в те схемы, которыми пользуется академизм Салона
ее времени - это достаточно многофигурные и сложные композиции с вполне
литературным сюжетом и простонародным бытовым оттенком.
В тот же день, когда она была в музее и делала копию с картины Веласкеса, произошло
знаменательное событие; однако из-за ее небрежности или малоосведомленности оно не
имело никаких последствий.
К ней подошли двое пожилых людей. Она была одета скромно, в черном и в мантилье, как
все здешние женщины и видимо, поэтому, подошедшие господа засомневались.
- Вы ли m-lle Bashkirtseff? - поинтересовались они у художницы и, получив
утвердительный ответ, представились. Один из них оказался богатым русским
негоциантом Козьмой Терентьевичем Солдатёнковым, другой его секретарем и
компаньоном по путешествию.
Козьма Терентьевич спросил Башкирцеву, продает ли она свои картины? Она имела
глупость сказать, что нет.
Солдатёнков был крупнейшим русским книгоиздателем и владельцем картинной галереи, где были собраны картины русских художников, которые после его смерти в 1901 году по
его завещанию были вместе с личной библиотекой переданы в Румянцевский музей. После
революции его обширная коллекция русской живописи была распределена между
Третьяковской галереей и Русским музеем, а также частично переданы и в другие музеи. В
его коллекции были “Вирсавия” К. Брюллова, “Вдовушка” П. Федотова, “Проводы
покойника” и “Чаепитие в Мытищах” В. Перова.
Вероятно, Башкирцева не знала, кто такой Солдатёнков, или просто растерялась, но так
или иначе, ее работы не попали в его собрание. Однако, сам факт такого обращения
известного мецената, собирателя русской живописи, свидетельствует о том, что
долгожданная слава Марии Башкирцевой уже начиналась. В самом деле, слышать про
юную художницу, случайно узнать, что она работает в музее и подойти с предложением
купить работы - это ли не начало славы, которой она так вожделела?
Одно из писем своему другу, учителю и конфиденту Жулиану Башкирцева озаглавливает
“Живописное путешествие по Испании мадемуазель Андрей”. О если бы она
путешествовала одна, а не с тетей и мамой, которым совершенно наплевать на музеи, на
искусство, на великих художников, их заботит только ее здоровье, хотя и ее будущая слава
тоже прельщает. Но сколь тернист и труден путь к этой славе они даже не представляют.
Сама она уже хорошо это понимает. Впрочем, совместная поездка, едва начавшись,
заканчивается: вскоре их догоняет депеша от отца и старшая Башкирцева их покидает, срочно выезжая в Россию, где возобновлен вялотекущий процесс о наследстве господина
Романова; видно, что не все документы Бабанины выманили у судьи, что-то осталось. И
претенденты на наследство, родственники Романова, делают свой ход.
С одной мамой, тетей Надин, Марии легче, чем с двумя. С тетей у них начинается
настоящее путешествие по Испании. Хотя она предпочла бы путешествовать все-таки
одна. Жить с семьей - это счастье: хорошо хворать в семье, лечиться, делать интимные и
нужные вещи, на худой конец, делать покупки с семьей, ездить в театр, на прогулки, но
путешествовать с семьей! От этого увольте! “Это так же приятно, как - вальсировать со
своей теткой. Это смертельно скучно и даже несколько смешно”. (Запись от 25 октября
1881 года.)
Однако ей все же приходится вальсировать по Испании в паре с собственной теткой. Из
Мадрида они едут в Толедо, главный город одноименной испанской провинции. Муся,
которая много про него наслышана и думавшая увидеть нечто из эпохи Возрождения,
поражена его мавританским видом, “лабиринтом кривых узких переулков, куда не
проникает солнце, где жители точно остановились только на время - так плохи все эти
дома”.
“Я сказала вам, что собор великолепен по роскоши, богатству и особенно по легкости; кажется, что эти колонки, резьба и своды не могут противостоять времени; боишься, что
такие сокровища развалятся; это так красиво, что чувствуешь какое-то личное опасение; но вот уже пять веков, что стоит это чудо терпения, непоколебимое и прекрасное. Вот
мысль, которую выносишь оттуда: лишь бы это сохранилось! Чувствуешь страх, что это
будет испорчено, повреждено; я желала бы, чтобы никто не имел права тронуть пальцем
этого создания; люди, которые ходят в нем, уже виновны, мне кажется, в том, что
способствуют чрезвычайно медленному, но неизбежному разрушению этого здания. Я
знаю, что пройдет еще много веков, но... При выходе оттуда - высокие зубчатые стены с
арабскими окнами, выцветшими на солнце, мечети с грандиозными столбами, с арабскими
украшениями. Но поезжайте в Рим и посмотрите, как садится солнце за купол, и все эти
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"
Книги похожие на "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"
Отзывы читателей о книге "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой", комментарии и мнения людей о произведении.