Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.
Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.
Следует считать, что до сих пор основным, генеральным противоречием в обществе является противоречие между правдой и ложью и в этом смысле между добром и злом. Есть глубинная связь между этими понятиями: правды с добром и лжи со злом. Хотя эта связь и не является предметом рассмотрения данного письма и заслуживает специального анализа, несколько соображений по этому поводу я все же приведу.
Бытие человека с самого раннего периода его формирования постоянно определялось борьбой за существование, за блага, за первенство среди себе подобных и не подобных существ. По мере развития интеллект Homo sapiens все более и более включался в эту борьбу. Возникали определяемые интеллектом особо эффективные способы поведения индивидуума, которые теперь мы называем хитростью, которые можно называть обманными, которые и сейчас в великом разнообразии встречаются, действуют в живой природе. Так, хищные растения ловят насекомых, обманывая их своей внешней безобидностью и даже привлекательностью, насекомые маскируются своей формой и окраской, спасаясь от хищников, удивительно меняют свой цвет хамелеоны. Зайцы запутывают след, убегая от собаки, а дикие кошки, убегая от человека. Хищник маскируется, подстерегая добычу, прячется, подкрадываясь к ней.
Таким образом, хитрость, на человеческом языке — обман, выработана природой как важная форма приспособленческого поведения живого.
У человека в процессе перехода от первобытного состояния через род, общину к первым социальным формированиям такой способ поведения стал обычным не только при извлечении благ из окружающей среды, но и при взаимодействии внутри общины, внутри социума, как между отдельными индивидуумами, так и между социально разделенными группами. Иначе говоря, хитрость, обман, ложь — стали обычными формами взаимодействия в человеческом обществе. При этом ложь приносила зло тем субъектам, к которым она была направлена, и блага тем, кто ее творил.
Правда и связанное с ней добро (или избавление от зла) появились в живой природе как способ общения только в сообществе живых существ и только после того, как они научились информировать друг друга o возможности добычи пищи или об опасности и когда они научились действовать совместно, что, конечно, существенно повышало выживаемость вида.
И обществе интеллектуальных живых существ, в человеческом обществе, такой способ общения привел к появлению понятия правда и, конечно, к противоположному понятию ложь.
Подчеркнем, что и ложь, и правда играют роль, имеют значение, выполняют какую то функцию только в общении. Такой способ взаимодействия, общения путем передачи информации в случае ее ложности разделяет взаимодействующие субъекты на получающие добро и получающие зло; в случае ее правдивости объединяет взаимодействующие субъекты, которые получают добро и отделяются от объектов, грозящих злом. Именно в этом смысле ложь всегда связана со злом, а правда с добром. Я не касаюсь здесь проблемы: ложь во спасение, ложь во благо.
Вся история человечества отмечена пиршеством лжи и зла. Однако по мере объединения мелких групп людей во все более и более крупные сообщества роль правды возрастала. Правда в интересах всего сообщества ограничивала ложь в виде запретов (различных табу), традиций, укоренения разумных правил поведения, создания законов и, наконец, правозаконных обществ, государств с разделенными законотворящими, управляющими и судебными структурами.
Есть ли это торжество правды над ложью? И, вообще, возможно ли полное изгнание из общественного обихода лжи? Думаю, что нет! Извечное противостояние правды и лжи, добра и зла суть не столько печальная необходимость, сколько важное условие существования и развития общества.
Речь не идет даже об эмоциональной и культурной кастрации людей, лишенных соревновательного феномена; речь идет о необходимости соревнования, соперничества, борьбы за… в которой участвует определяющим образом интеллект, использующий всю свою мощь в опережении оппонента — соперника.
Можно ли мыслить развитие без соревнования в технологии, экономике, науке, без соревнования с отложенной правдой, то есть без лжи? Думаю нельзя.
И еще, совсем очевидное. Представьте себе спортивные соревнования без хитрости (лжи), обманных выпадов, ударов, ходов, замыслов.
Призыв к честной спортивной борьбе, конечно, хорош, но он подразумевает честность в рамках правил, а правила должны открывать как можно больше возможностей для победы ловкого ума. Правда с исключением лжи должна была бы подразумевать немедленное информирование соперника о своих замыслах, сразу как только они возникли.
Неправда ли какая скука! Вы согласны?
Но пора перейти к наиболее важному противостоянию правды и лжи — генеральному противоречию в человеческом обществе, определяющему его устойчивость и развитие.
В первом и втором письмах уже рассматривалась обязательность наличия в устойчивом обществе, биологическом ансамбле живых существ с интеллектом, идеологии, обеспечивающей функционирование одного из механизмов взаимодействия между членами такого сообщества через интеллект.
Так вот, всякая идеология, по крайней мере до сих пор, была связана с правдой и неправдой, добром и злом. Наличие идеологии необходимо для устойчивости социума и поэтому привносит в общество добро и общественную правду. Но идеология потому и повышает устойчивость сообщества, что ограничивает свободу его членов и в этом смысле приносит им зло. Все идеологии, основанные на Вере, в своей божественной, сверхъестественной, мистической основе — ложны. Но в то же время в их социальной необходимости — оправданы. Таким образом, в обществе они должны считаться правдой, несмотря на их изначальную ложность. В них одновременно сочетается общественное добро и личное зло.
Один из моих друзей физиков, прочитав этот абзац, сразу возмутился: — Вы написали, что идеология необходима обществу и поэтому привносит в общество добро и общественную правду. А как быть с фашистской идеологией? Она тоже привносит добро и общественную правду?! Праведное возмущение. И я отвечаю: — Да! Привносит общественную правду, но фашистскую общественную правду, добро и правду для фашистского общества!
Размышляя о роли идеологии, я не оценивал само общество. Смысл обсуждаемого утверждения сводится лишь к роли идеологии в обеспечении существования данного конкретного (и вообще любого) общества независимо от его порочности или добродетельности в общечеловеческом нравственном смысле. Идеология порочного общества есть его общественная правда и, пока это порочное общество существует и не изжило себя, господствующая в нем идеология способствует его стабильности, то есть привносит в него необходимую ему, его собственную, в обсуждаемом случае фашистскую, правду и добро.
Таким образом, понятия добро и правда отнесены мной к обществу как к конкретному субъекту и не являются нравственными абстрактными понятиями человеческого вообще. В противном случае возмущение моего друга было бы совершенно справедливым.
Философская, религиозная мысль уже давно пришла к пониманию единства добра и зла, правды и неправды, которое так основательно обсуждалось в богословской, философской и художественной литературе. Однако биосоциальные корни этого противоречия, по-видимому, ускользали от человеческого интеллекта. Но, конечно, если не считать очевидным необходимость лжи власть имущих при их воздействии на остальную человеческую массу — «быдло» и веру в правду этой лжи во взаимодействии массы — «быдла» с власть имущими, подчинении этой массы — «быдла» власть имущим, пока на смену прежней лжи (правды) не приходит правда (ложь) новая.
Вспомним речь Великого инквизитора из поэмы Ивана Карамазова, которой он досаждал боголюбивому Алеше: «Они (стадо людское) будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились… над ними господствовать —…Но мы скажем, что послушны Тебе (Христу) и господствуем во имя Твое. Мы их обманем… Тебя (свободу) мы уже не пустим к себе. В обмане этом и будет заключаться наше страдание (наше предназначение и суть их счастья), ибо мы должны будем лгать».
Интересно, — еще Платон считал, что правители имеют право лгать гражданам ради общественной пользы (трактат «Политика и государство»).
Мы подчеркнули противоречивость и единство добра и зла, правды и лжи в масштабе всего общества, но они проецируются на бытие каждой личности, и именно это важно. Поэтому сказать, что зло это то, что делает нам плохо, а добро это то, что делает нам хорошо, это все равно что ничего не сказать, тем более, что и хорошее и плохое в разных ситуациях и по отношению к разным участникам события часто меняются местами. Каждый человек взаимодействует не только с другими встречающимися на его жизненном пути людьми, но и со всем обществом в целом. Общество также взаимодействует с каждым своим членом в отдельности, не говоря уже о том, что общество неоднородно и в нем происходят взаимодействия между составляющими его многочисленными слоями и группами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.