» » » » Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества


Авторские права

Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство АО «Х.Г.С.», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Рейтинг:
Название:
Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Издательство:
АО «Х.Г.С.»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5—7588—0408—8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.



Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.






Бессмертие души и даже плоти занимает важное место среди основных идей большинства религиозных учений. Так, в индуистских религиозных учениях уже в Х веке до н. э. мы обнаруживаем возможность для человека, совершившего определенный обряд посвящения, рождаться еще раз. Позднее, в Упанишадах (VII–III века до н. э.) идея возрождения разрабатывается более основательно и переходит в идею бессмертия. Постулируется бесконечная цепь перерождений. Смерть это не конец, это элемент бесконечного круговорота. Человек может возродиться в виде другого человека, животного, червяка, мошки. При этом решается проблема воздаяния (см. ниже), так как субъект возрождения зависит от суммы добрых и злых дел человека в данной и прошлых жизнях.

Буддизм признает бессмертие совокупности элементов (сантаны), составляющих душу данного индивида, которые с его смертью в новой комбинации переходят в сущность (создают) нового индивида так же, как знания и опыт, воспринятые учеником от учителя, продолжают мысли и представления ранее живших людей. Апофеоз бессмертия и превращений достигается при абсолютном совершенстве, когда человек достигает нирваны и становится Буддой.

В Христианстве утверждается бессмертие души и ее возрождение в раю или аду так же в зависимости от добродетельности или греховности личности в данной жизни.

Один чрезвычайно импозантный батюшка, ростом под 2 метра, не дурак выпить и закусить, не назову его имени, в дискуссии со мной в ответ на информацию о грозящих миру техногенных катастрофах сказал: — Ну и что? Мы все знаем, что рано или поздно роду человеческому придет конец. Все живое и люди в том числе умирают и это естественно. Нечего этого страшиться. Важно иное: души наши бессмертны и им в соответствии с их заслугами предстоит жизнь вечная в Царствие Божьем!

Надежда на потустороннее существование в Той жизни, неважно, в качестве трансформированной каким-либо образом личности Этого мира или в качестве души, возносящейся в небо, так же, как и Бог, есть предмет веры и способствует психологическому комфорту верующего в Этой жизни. В несчастье надежда, может быть, самое главное, что помогает человеку выжить, а бессмертие — это надежда.

Для атеиста и просто образованного человека, хорошо понимающего биологию живого вещества, вопроса нет, бессмертие — красивый и приятный миф. Для верующего же это не только надежда, но и вознаграждение и спасение от злодейств и несчастий в этой жизни. Поэтому новая нравственная идеология, трактующая бессмертие как миф, во многом потеряла бы в своей привлекательности. К счастью, принятие идеи — Бог есть Общечеловеческий Разум — хорошо совмещается с представлением о бессмертии, которое не только не противоречит, но и полностью соответствует нашим фундаментальным знаниям о природе жизни. Речь идет не о мифическом, а о действительном бессмертии, которое реализуется механизмами наследственности.

Плоть и душа каждого (плоть — тело, душа — все, что рождается в нем в виде мыслей, образов и чувств) есть непременная часть, неотъемлемая составляющая общей человеческой плоти и души. Человечество есть единый организм, в котором его элементы (каждый человек) непрерывно обновляются и заменяются своим потомством. Но при этом само человечество, которое принадлежит каждому и в котором воплощена жизнь каждого, продолжает жить. Каждый есть часть всеобщего человеческого организма, который внешне напоминает семейства пчел в улье и муравьев в муравейнике, но, конечно же, несопоставимо сложнее их. При этом, я ни в какой мере не подразумеваю тождества пчелиных и муравьиных коллективных организмов с человеческим сообществом. Сравнение сделано лишь для того, чтобы подчеркнуть мысль: каждый человек суть органическая, обязательная часть громадного живого организма — человечества. Такое понимание жизни и бессмертия можно найти у многих Великих.

Приведу замечательные стихи Микеланджело (в несколько скорректированном мной переводе А. Вознесенского):

«Я умер, подчиняясь естеству,
В груди ж моей мильон душ совмещалось.
Одна из них погасла, что за малость.
Я в миллионах душ оставшихся живу!»

Иначе говоря, бессмертие каждого, его плоти и души, — в бессмертии человечества! Как не указать тут на соответствие всего сказанного выше идее троицы: — Едины Отец, Сын и Дух святой. Отбросим слово «святой» и мы получим формулу единства в общечеловеческом существовании всех поколений и их духовного бытия.

И, наконец, самое очевидное. Кто же из мужчин и женщин не согласится узнать себя в своих сыновьях и дочерях, внуках и правнуках, а кому доведется — и в праправнуках, когда не только глаза, волосы, похожа, жесты и вся стать, но и ум и темперамент и даже норов повторяют их самих.

Еще у Платона четко сформулирована мысль: союз мужчины и женщины это высшее стремление к телесному бессмертию в своем потомстве.

Таким образом, представление о бессмертии оказывается естественным и хорошо вписывается в новую Идеологию — Веру, нравственную идеологию.

Здесь необходимо сделать одну важную оговорку.

Выше я рассматривал представления о бессмертии, которые можно охарактеризовать как мысленно ореализовывающие бессмертие, то есть делающие его вроде бы реальным; их придерживается основная масса верующих. Я не касался особых способов решения проблемы бессмертия, приемлемых лишь для небольшого числа людей, которые на кривой распределения всех Homo sapiens по комплексу их психологических характеристик располагаются в крайних областях этой кривой.

Речь идет, с одной стороны, о субъектах, одаренных чрезвычайной восприимчивостью и склонных к эмоциональным абстракциям, с другой — награжденных холодным аналитическим умом.

Первые разделываются с проблемой бессмертия, убеждая себя в том, что их бессмертие это бессмертие истины, бессмертие любви, бессмертие творческого акта. Вторые просто отрицают влияние смерти на их жизнь, что соответствует отсутствию для них смерти и в перевернутом логическом представлении — бессмертию. Последнее лучше всего былo сформулировано античными мудрецами: — Когда я есть, ее (смерит) нет; когда она (смерть) есть, меня нет!

И то, и другое не имеет значения для основной массы верующих, на которых следует ориентироваться, решая общие проблемы выживания человечества. Для большинства наиболее приемлемой должна стать формула — Наше бессмертие — в наших потомках!

О добре и зле

Добро и зло — наиболее общие понятия нравственности.

Каждая религия, каждое учение включают понятия добра и зла, рассматривают их суть, приводят перечень добрых и злых дел, первых — желаемых и одобряемых, вторых — осуждаемых. Каждая религия и учение обязательно провозглашают неизбежность воздаяния за добро и за зло, причем воздаяние неотвратимое. Основа этой обязательности и неотвратимости воздаяния зиждится на том, что оно приходит потом, когда нас нынешних, теперешних уже нет. Но воздаяние за добро так привлекательно и за зло так хорошо отомстительно, что в него приятно верить здесь, в этом мире, и потому оно, даже и в недоказуемом виде, все равно принимается как нечто желанное и повышающее комфортность, пусть только психологическую комфортность нашего существования в этом, сейчасном мире.

Таким образом, новая общечеловеческая Идеология — Вера (религия) должна объяснить извечность и даже необходимость существования добра и зла, его роль в нашем бытии и предложить людям взамен призрачного воздаяния реальное, причем и сейчас, и потом. Пока я не знаю как это сделать; вероятно, это самый трудный момент всей проблемы. Но поиску ее решения должно предшествовать ее полное осознание. Поэтому попытаемся понять с чем мы имеем дело.

Понятия добра и зла, вероятно, пришли к человеку раньше, чем он приобрел, лучше сказать — чем он пришел к мысли о существовании внечеловеческой, сверхъестественной силы. Эти понятия возникли у человека в самый ранний период его развития в процессе его общения с внешним миром. То, что приносило блага, стало добром, то, что эти блага прямо или косвенно отнимало, стало злом. Это было добро и зло в физическом, материальном смысле. Позднее эти понятия приобрели иной, более широкий, в основном нравственный смысл, к ним стали относить добрые и злые деяния одного человека по отношению к другому (другим). Это почти то, что нас сейчас будет интересовать. Почти — потому, что добро и зло в отношениях между индивидуумами суть лишь элемент проявления добра и зла в социуме в целом.

Говоря о добре и зле в наше время, мы должны подразумевать под этими понятиями некоторые характерные признаки, типы, способы взаимодействия людей в социуме.

Следует считать, что до сих пор основным, генеральным противоречием в обществе является противоречие между правдой и ложью и в этом смысле между добром и злом. Есть глубинная связь между этими понятиями: правды с добром и лжи со злом. Хотя эта связь и не является предметом рассмотрения данного письма и заслуживает специального анализа, несколько соображений по этому поводу я все же приведу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Яхнин

Евгений Яхнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.