» » » » Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества


Авторские права

Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство АО «Х.Г.С.», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Рейтинг:
Название:
Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Издательство:
АО «Х.Г.С.»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5—7588—0408—8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.



Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.






Новое, все сокрушающее молодое поколение придумало для себя суррогат такого состояния, назвав его кайфом, которое достигается с помощью различных снадобий.

Может быть, психологи сочтут, что я свалил в одну кучу слишком различающиеся эмоциональные состояния человека, не суть.

Мне представляется, что чудо религиозного транса, приводящее верующих в состояние экстаза, которое иногда даже кончается трагически, приводит к самоистязаниям и даже к коллективным самоубийствам, есть следствие обозначенной только что особенности нашего эмоционального Я. Эта особенность психики человека, безусловно, вносит свой и при том значительный вклад в религиозное погружение личности. Я полагаю, что многие интеллектуалы, отдаваясь эмоциональному комфорту в мысленном общении с Господом, инстинктивно нe желают его потерять, отбрасывают, отталкивают от себя возможность аналитического разрушения этого состояния религиозного транса, сна.

Это состояние можно было бы отнести к психическому отклонению от нормы, заключающемуся в гипертрофированном функционировании «эмоционального» полушария нашего мозга и полной блокировке «аналитического» полушария. Однако правильнее отнести эту особенность к издержкам великой способности нашего Разума мыслить абстракциями также хорошо, как и реальностями. Ф. Клике в книге «Пробуждающийся разум», подробно описал эту способность и образно охарактеризовал ее, назвав двуликим янусом абстрагирования, который обеспечивает познание или потерю контакта с реальностью.

Действительно, вся современная наука и техника обязана своим возникновением познанию человеком законов природы, что оказалось возможным благодаря понятийно-логическому мышлению, оперирующему с абстракциями. Но совершенно закономерно и, по-видимому, неизбежно было появление в поле нашего интеллектуального бытия таких взаимодействий с абстракциями и между самими абстракциями, которые никак не связаны с реальным миром. Именно это мы имеем в случае Бога, — абстракции, которая находится за пределами реального мира и которую изощренные умы апологетов церкви пытаются представить в виде реальности.

Итак, можно сказать, что некое сомнамбулическое состояние личности в полях абстракций, обеспечивающее высший комфорт нашему «эмоциональному» полушарию и нашей психике, по-видимому, и есть психобиологическая основа таких форм веры.

Таким образом, к биологической (генетической) основе появления в человеческом социуме Веры, то есть к действию гена imperative, добавляется действие психической структуры нашего мышления — возможность мыслительного транса в сфере абстрактных представлений.

Теперь пора возвратиться к началу этого письма, к Разуму человечества и центральной идее всякой религии, идее о Боге.

Бог — Общечеловеческий Разум

В свете сказанного выше представляется естественным принять за наивысшую, не мифическую, а реально существующую «божественную» субстанцию — Общечеловеческий Разум.

Он обладает наибольшими знаниями, а потенциально может знать все, то есть в нем заключена возможность абсолютного знания, что и есть абсолютное знание.

Онопределяет судьбу каждого человека, будучи творцом материального блага, творцом законов, традиций, морали, творцом всего прекрасного, творцом добра и любви.

Он царит над любой силой (властью) человеческой и недоступен ей, она не может на него влиять. Он преследует зло и несправедливость.

Он существует вне каждого и в каждом и принадлежит всем; каждый может с ним общаться.

Он бессмертен, пока живет человечество, а человечество должно жить и жить — еще очень долго — «вечно».

Он достоин поклонения, никто не может с ним сравниться, никто не может ему противостоять, Он детище природы. Он сама природа в ее наивысшем выражении.

Он непостижимо прекрасен в своей сущности, во всех своих проявлениях.

Такое понимание наивысшей божественной субстанции совсем не есть постижение, изобретение моего внезапно озаренного ума. Можно считать, что человечество уже тысячи лет идет к такому пониманию Бога. Просто, пришло время и Бог — Разум заменит собой всех других Богов и станет единственным и безусловным владыкой человечества.

Не следует сопоставлять с этим светлым человеческим Богом — Разумом Бога разума, размахивавшего гильотиной по всей Франции 1793 года.

Идея соединения всех Я индивидуумов в единое могущественное целое в том или ином виде прослеживается в философско-религиозной мысли с самых древних времен.

Так, в «Шатапатха-брахмане», известном литературном памятнике древнеиндийской культуры (VII век до н. э.) намечается идея тождества Атмана (души или внутреннего Я человека) и Брахмана (безличного космического абсолюта). В Упанишадах, писавшихся в течение VII–III веков до н. э., эта идея выражена с предельной четкостью и даже получила наименование учения Шандильи — известного философа и проповедника, жившего в VII веке до н. э. При этом тождество Брахмана и Атмана сочетается с тем, что Брахман, являясь высшей душой, включает в себя, состоит, как из песчинок, из отдельных душ индивидов.

Одна из самых замечательных поэм индийского эпоса Бхагавад-Гиты (Песнь о Бхагаваде, созданная в IV–III веках до н. э.) также утверждает единство Я человека с высшей общей сущностью. Всевышний к образе Кришны говорит Арджуне:…Всевышний… «пребывает во всех существах..», «они во мне и я в них…».

У Кунцзы, Конфуция, (VI–V века до н. э.) наивысшая мировая субстанция «Поднебесная» используется как несущая судьбу, нравственную справедливость; она является повелителем и в то же время представляет собой часть природы. Поднебесная — высшая точка ориентации сознания, направляющая нравственный императив к людям. Носителем сознания являются люди и их сознательное бытие определяется человеческой Поднебесной.

Если учесть образность философского языка и образность поэтических представлений, бытовавших в интеллектуальной жизни древнего Китая, допустимо усмотреть наличие определенного соответствия между человеческой Поднебесной и Общечеловеческим Разумом.

Христианский монотеизм в аспекте единой вездесущей души, мировой души (соотнесем ее с единым вездесущим Общечеловеческим Разумом), части которой суть персональные души (в нашем рассмотрении — Разум каждого отдельного человека), хотя и при отделении от телесной оболочки, принадлежат, сливаются воедино в Боге (мы говорим — в едином Общечеловеческом Разуме).

В VIII — Х веках развиваются идеи Исмаилизма, согласно которым Бог лишен атрибутов и недоступен восприятию. По своему соизволению он явился в образе Мирового Разума — подлинного божества исмаилитов, основным атрибутом которого является знание. Примечательно; правда!

В западноевропейской философии идея отождествления божественного со всем человечеством нашла последовательное и сильное выражение в позитивной философии Огюста Конта. По О. Конту Человечество как непрерывная совокупность живых существ, прошедших, настоящих и будущих, стремящихся к одной общей цели, как Великое существо, заняло место исчезнувших богов и последнего монобога.

Сущность этого представления О. Конта прекрасно передано доктором Робине, которого, не могу удержаться, я процитирую почти дословно.

«Оно (Человечество) есть единственное Великое Существо, единственное Верховное Существо! Оно бесконечно, потому что обнимает весь мир (или все миры); оно вечно, потому что обнимает одновременно прошедшее, настоящее и будущее; оно всемогуще, потому что никакое разумное действие не может сравниться с его делом.

…от Человечества… зависят наши судьбы. Это оно хранит нас строковых внешних случайностей…и от внутренних несовершенств нашей природы, защищает нас от зла физического и укрепляет в борьбе против зла нравственного…

Это оно неусыпно бодрствует над нами и хранит нас, составляя единственное Провидение в нашем мире, которое… возвысило нас над… состоянием животности и дало нам почувствовать и узнать прелесть и величие социальной жизни.

В нем наша опора, наша сила и достоинство, в нем наша надежда и утешение. Оно есть единственное основание нашего поведения, долга, оно — условие нашего счастья, и благо мира…».

Сравним это описание божественной сущности Человечества с приведенными нами выше основными особенностями Общечеловеческого Разума. Я писал о них, как естественных, легко принимаемых, неоспоримых, и признаюсь, до знакомства с философской системой О. Конта. Совпадению не следует удивляться. По мере накопления знаний к людям все чаще и с большей настоятельностью приходит понимание необходимости не только уважения к человеческому Разуму, но и понимание того, что только он в его личностной и всеобщей сути может обеспечить благополучие и счастье каждому, то есть понимание могущества человеческого Разума. Совсем недавно я с удивлением и удовольствием услышал в телевизионном интервью с президентом Ингушетии, генералом Аушевым, его ответ на вопрос: «Верит ли он в Бога?» Последовало: — Я верю в Общечеловеческий Разум!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Яхнин

Евгений Яхнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.