» » » » Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества


Авторские права

Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство АО «Х.Г.С.», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Рейтинг:
Название:
Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Издательство:
АО «Х.Г.С.»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5—7588—0408—8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.



Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.






Заметим, однако, что история религии, ее мифы, откровения и т. д. содержат и в довольно большом числе сомнения в существовании Бога, существовании Христа и т. д. и т. п. Каждый раз эти сомнения оттеснялись на задний план чудесами, которые подтверждали существование Всевышнего, так как без Всевышнего необъяснимые события происходить не могут. Это хорошо понимал и хорошо выразил в стихах еще в I веке до н. э. Лукреций Кар:

«Из ничего не творится ничто по божественной воле.
И от того только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют
И полагают, что все это божьим веленьем творится».

Таким образом, вопрос все-таки существовал и существует.

Осенью 1995 года мне посчастливилось быть участником VI-ой международной конференции «Наука, философия, религия» в подмосковном городе Дубне. Священнослужители, богословы, философы и ученые естественники пытались найти общий язык, но тщетно. Одни упорно объявляли, что все на свете определяется волей божьей, другие терпеливо разъясняли, что в природе нет места и она не нуждается в божьей силе.

До сих пор церковь испытывает потребность доказывать существование Бога. У меня в руках брошюра, изданная в 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, «Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной».

Обратите внимание: Доказательство!

В чем же усматривает церковь наличие «доказательств» и как излагаются эти доказательства?

Первое доказательство — это красота, порядок и разумность окружающего нас мира. Без Бога такой мир возникнуть не мог.

Второе доказательство — свидетельства апостолов и святых людей, общавшихся с Богом, пред очи которых он являлся. Как же можно им не верить? Мы же верим ученым, которые открыли существование молекул, электронов, рентгеновских лучей и других не видимых простым глазом субстанций.

Третье доказательство опирается на свойство нашего Разума, которое приводит к возникновению убежденности в несводимости противоположностей. Надо же понимать, что конечное, а все человеки и все человеческое конечно, не может постигнуть бесконечное, то есть Бога.

Я не продолжаю перечислять эти доказательства, их, ой, как много, не дай Бог сработать в пользу Бога.

Действенность этих «доказательств», вовсе не в их очевидности или логичности, их действенность в особой форме изложения, которую на «солдатском» языке можно сравнить с психической атакой белогвардейских офицерских батальонов на позиции чапаевского ополчения. Это бесконечная, не останавливающаяся словесная вязь утверждений о божественных деяниях, о чудесном в перемешку с действительным. Чудесное словоплетение убаюкивает Разум, навевает грезы, неискушенный мозг легко следует за этим потоком и погружается в сон веры.

Процитирую не самые выразительные фрагменты таких речений.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Созерцание Бога бывает различным. Бог познается не только в блаженном и непостижимом Существе Своем, что предоставлено святым Его в будущем веке, но познается также из величия и красоты Его творений, из ежедневного Его Промысла ч провидения, из правосудия Его, из чудес, которые Он являет в каждом роде над святыми Своими. Ибо когда мы помыслим о беспредельном Его могуществе, о неусыпном Его оке, которое видит тайны сердечные и от которого ничто не может скрыться, то объятые сердечным трепетом, удивляемся и поклоняемся Ему. Когда помыслим, что Он знает число дождевых капель, песка морского и звезд небесных, то поражаемся величию Естества и премудрости Его. Когда помыслим о неизреченной и неизъяснимой Его премудрости и человеколюбии, о непостижимом долготерпении, переносящем бесчисленные падения грешников, то прославляем Его. Когда помыслим о великой любви Его к нам, по которой Он, будучи Богом, не погнушался для нас, ничего доброго не сделавших, стать человеком, чтобы избавить нас от обольщения, — в нас пробуждается любовь к Нему. Когда помыслим, что Он Сам, побеждая в нас врага нашего диавола, дарует нам Жизнь Вечную за одно произволение и расположение к добру, то поклоняемся Ему. Есть и другие бесчисленные, подобные этим созерцания, через которые Бог становится видимым и постижимым, и которые раскрываются в нас в зависимости от достоинства жизни, и по чистоте сердца. Но никто из тех, в ком еще живут плотские страсти, не будет иметь таких созерцаний».

А вот пример речения преподобного Симеона Нового Богослова, который имел дело в свое время с охальниками божьими и предвидел появление в дальнейшем таких воинствующих атеистов — антихристов, как я: «Удивляюсь я тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновления Им не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу, как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполнены грехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати Святого Духа, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образом выходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед нашими глазами, с дерзостью и бесстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святого Духа, просвещающего и научающего всему».

Каково! А?

При этом главное, самое кажущееся неопровергаемым в этой аргументации то, что Бога познать можно, но только лишь тем, кто в него верит и кому Он Сам Себя открывает. А тот, кто стремится своим конечным умом познать бесконечный Дух Всевышнего, подобен человеку, пожелавшему вместить океан в пригоршне или вдохнуть сразу весь воздух.

Обратим внимание на то, что и в писаниях, и в устных беседах о Боге, аргументируя какую-либо мысль, касающуюся сути Божественной, отцы церкви, по крайней мере православной, всегда ссылаются на слова самого Бога или догматы церкви (в Библии, Коране и др.). Поэтому беседа с ними о Боге всегда сводится к Богу как тождеству самого себя. Рассуждения о Боге ведутся в рамках идеи Божественности, что приводит к повторению без конца — Бог, Бог, Бог: Господь сказал… в Библии сказано… у Матфея, стих… читаем… и т. д. и только! Аранжировка высказываний словами: любовь, красота, свет, добро, благость, бесконечность и т. д. и т. п. ничего не меняет, все равно все сводится к непостижимости Бога в любой его ипостаси, так он велик во всем.

Эта непостижимость обусловлена самой формулой божественности. Божественное, Богово и сам Бог не могут быть постигнуты иначе они не были бы Ботовыми. В этом состоит важная особенность успешного распространения религии, ее нельзя оспорить и человеку жаждущему верить от этого комфортнее.

Плохо это или хорошо? Не хорошо и не плохо, просто это так.

Кто-то обращается к Богу как к некой антропоморфной сущности, обитающей где-то там, во вселенной и даже над ней. Кто-то видит Бога во всем, Он везде и Он непредставим. Кто-то находит Бога в мистических переживаниях, в своем мистическом опыте.

Сотворенное Разумом человека понятие Бога, Божественного чрезвычайно сложно, хотя и кажется простым. Это не постулат, не аксиома, которая как очевидное, бесспорное, предельно простое, проверенное повседневным опытом принимается или не принимается, в которую можно верить или не верить. Это сложнейшая, богатейшая по содержанию идея, которую человеческий Разум всегда развивал и наряду с этим всегда пытался и будет пытаться объяснять, обосновывать. При этом, естественно, чем дальше, тем глубже религиозная мысль погружалась в саму себя и все больше и больше отрывалась от реальности.

Большинство философствований о религии по сути есть функционирование человеческого ума в рамках некоторой фантастической, придуманной схемы. Вообще говоря, в качестве сфантазированной схемы могут выступать: математические или логические задачи, игры, сказки, религия, все что угодно. Философствования о религии суть полеты, упражнения ума. Это обусловило чрезвычайную разветвленность, многообразие, пересеченность разных религиозных идей, мифов, ритуалов, возможность их связи с конъюнктурой времени, бытия, изощренность аргументации и трактовок, совмещенность с уровнем научных знаний и потому безусловное сочетание мистицизма, фанатизма, цинизма и истинного понимания полезности для власть имущих религиозной идеологии и т. д.

Религия, несмотря на «человеческую» форму и словесную одежду, помещена человеческой фантазией за рамки человеческой природы, она, религия, существует независимо от бытия каждого индивидуума, она отделена от него и потому, вроде бы, существует сама по себе. Непостижимость Бога обусловлена его отделенностью от человеческого бытия. Но дабы человеческая игра в непостижимого Бога, игра в религию существовала и дабы в нее непрерывно и неотрывно играло большинство людей, она должна быть непостижимо прекрасной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Яхнин

Евгений Яхнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.