Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.
Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.
Надвигается катастрофа планетарного масштаба. Что делать? (Второй вопрос).
Совершенствовать технологии, вскрывать механизмы техногенного нарушения экологического равновесия на земле, ограничивать производство, потребление, рождаемость и т. д., и т. д., и т. д. Это требует глобальных общечеловеческих решений. Принятию и реализации общечеловеческих решений препятствует разобщенность людей. Социальные, экономические, политические противостояния, ведущие к гражданским, этническим, государственным, поенным столкновениям, блокируют согласованные решения и действия. Почему возможен этот абсурд и как его преодолеть? (Третий вопрос).
Для принятия согласованных решений и действий необходимо объединение, общечеловеческие договоренности, для чего в свою очередь требуется изгнание из человеческого сознания нетерпимости.
Первый, важнейший шаг на пути к достижению действенного согласия между людьми — распространение среди них единой нравственной идеологии.
Идеологий, которые определяют поведение, устремления и противостояние людей, много: религиозных, атеистических, социальных, государственных и даже абсолютно мракобесных. Однако главное противостояние в этом идеологическом компоте, возникшее на заре современной цивилизации, — противостояние между религиозными идеологиями с верой в Бога и наукой, отвергающей реальность мистического, колдовского, непознаваемого.
Таким образом, помимо главной своей сущности — единой нравственности новая общечеловеческая идеология должна содержать идею снятия противоречия между непознаваемым божественным и осязаемым разумом научным. Почему же до сих пор религии не уступают науке и как разрешить эту вечную ситуацию противостояния? (Пятый вопрос).
Снятие этого противоречия возможно при раскрытии биологической сущности феномена веры, что я и попытался сделать в данном, втором письме.
Наука, раскрывая биологические основы и необходимость существования в человеческом обществе идеологий (религий, учений, поверий и т. д.), признает их важную роль в обеспечении устойчивости и, следовательно, в продлении жизни человеческого общества, что и определяет их место в общественном сознании человечества.
Побудительной причиной обсуждения этой проблемы послужило удивившее меня, все чаще встречавшееся даже среди моих знакомых принятие Бога, в наше время, людьми образованными, убежденными атеистами ранее. Чем это объяснить? (Вопрос четвертый).
Обычно при объяснении такой трансформации мировоззрения в смутные времена ограничиваются психо-социальными факторами: крушением социальной и духовной основ жизни, незаполненностью духовных потребностей личности, поисками духовной уравновешенности в условиях резко обострившихся противоречий бытия, потребностями в утешении мечущихся, исстрадавшихся натур и т. д. Все правильно. Но в свете сказанного выше о возможной обусловленности способности человека верить как формы интеллектуального поведения, определяемой генетической структурой, геном imperative, ответ на поставленный вопрос может состоять и в следующем.
Сохранившаяся способность продолжительного проявления действия гена imperative, достаточно сильного у данного субъекта, была заблокирована множеством социальных факторов, всегда присутствующих в тоталитарных государствах, и при снятии блокирующих факторов неожиданно проявилась. Это вполне соответствует периодам социальной нестабильности, при которых, как свидетельствует история, всегда возникает увлечение мистическим, пышным цветом расцветают мракобесие, религиозные секты разного рода и т. д. Так, оглянитесь вокруг. Появились Кашпировский и Чумак, который насыщает энергией, не понимая, что это такое, целый тираж ежедневной газеты. На экранах телевизоров функционирует астролог Глоба. Какие-то полуобразованные авантюристы и экзальтированные субъекты рассказывают о телекинезе. Религиозная секта «Аум синрике» готовит и пытается осуществить конец света, репетируя запланированную процедуру в токийском метро; группы фанатиков предаются самосожжению и т. д. и т. п.
Суть их появления и успеха в снятии у большого числа людей запретов, снятии блокировки с гена imperative, его действие востребовано и проявляется разнообразнейшим образом.
ЗаключениеМы обратили внимание на то, что поведение животных и человека генетически запрограммировано, при этом у человека чрезвычайно сильно выражен интеллектуальный механизм переработки информации, то есть интеллектуальный канал, через который осуществляется реализация в поведении записанной в генетическом коде программы действий индивидуума в соответствии с воздействием на него внешней среды.
Эти общепринятые научные представления были использованы для анализа некоторых социально-психологических особенностей поведения животных и человека.
Мы предположили, что в генетической программе человека заложен поведенческий императив функционирования интеллекта: стремление к вере во что-то, подчинению интеллектуальной сферы чему-то, без аргументации и анализа.
Ген, определяющий такую особенность интеллектуального поведения человека, можно назвать геном императива (imperative).
В наиболее развитом виде действие этого гена imperative относится к вере в некоторую предложенную субъекту идеологическую схему.
Влияние гена императива на психологию индивидуума есть биологическая основа появления в человеческом обществе идеологи. Фактор Веры — идеологии повышает устойчивость социума. Последнее есть составная часть биологической формы более общего антиэнтропийного закона природы, согласно которому структурированная система, система отличная от хаоса, может существовать только в результате взаимодействия между ее элементами.
Наука должна сформулировать основные положения новой общечеловеческой идеологии нравственности, определить ее формы, организовать ее пропаганду. При этом в ней предметом веры, предметом поклонения должно стать Божество, Бог, не на основе мистицизма, выдуманности, мракобесия, чуда, то есть, антинаучности. Бог как объект веры реально существующий и обладающий возможностями всех ранее «существовавших» Богов всех времен и народов. Тем самым будет полностью снято также противоречие между наукой и религией.
Таким Богом все люди планеты могли бы считать Общечеловеческий Разум, но разговор об этом уже предмет следующего, третьего письма.
Я надеюсь, что в третьем письме мне удастся обосновать целесообразность попытки осуществить это труднейшее мероприятие по корректировке социальной психологии.
Письмо третье
Новая общечеловеческая Идеология — Вера
В первом письме мы обратили внимание на то, что человечеству грозит катастрофа и необходимо найти пути ее предотвращения. Одним из возможных путей и условий предотвращения катастрофы могло бы стать объединение человечества в единое сообщество землян с единым общечеловеческим правительством, а если это в обозримом будущем окажется нереальным, то, по крайней мере, согласованные действия всех народов, всех государств. Поэтому важнейшей задачей интеллигенции XXI века является всемерное содействие процессу согласия и объединения. Первым важным шагом в решении этой задачи наряду с распространением знаний об истинном положении вещей и состоянии жизни на земле должны быть усилия по созданию единой общечеловеческой идеологии нравственности как важнейшем факторе согласованности действий и объединения людей.
Во втором письме мы стремились показать, что устойчивость человеческого социума требует наличия в нем Идеологии — Веры и биологически это обеспечивается существованием в генетической программе поведения человека гена imperative, гена, вызывающего у человека потребность верить во что-то, потребность интеллектуального подчинения. Наличие такой потребности стало биологической предпосылкой появления в человеческом обществе Веры — религии.
Вера подавляющего большинства людей во всемогущего Бога в предшествующие исторические тысячелетия была и остается до сих нор непременным атрибутом общественного сознания и при предложении человечеству новой нравственной идеологии нельзя пренебрегать этим обстоятельством. Однако вера во всемогущего непознаваемого мифического Бога несовместима с научным познанием мира. Поэтому необходимо предложить человечеству такую Идеологию — Веру, которая бы обошлась без выдуманного, непознаваемого, мифического Бога, не препятствовала развитию человеческого знания и служила бы объединению человечества.
Попытка сформулировать, в общих чертах, основные положения такой Идеологии — Веры и является предметом третьего письма. При этом прошу не воспринимать эту попытку как претензию на какие-либо философские и тем более богословские открытия, ни в коем случае. Я открываю здесь лишь себя, себя себе и себя Вам. Более того, я полагаю, что многие из тех, кто решится затратить время на прочтение этого письма, обнаружат, что его автор думает так же, как и они сами. Ну а если кто-то, вдруг, найдет здесь что-нибудь интересное и захочет каким-то образом использовать то, что во мне оказалось, это его дело, уже не мое.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.