» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






только своими внешними чувствами, либо также и своим

глубочайшим духом, своим существенным самосознанием.

Этот принцип представляет собою то же самое, что в настоящее

время получило название веры, непосредственного знания, внешнего

и, в особенности, собственного внутреннего откровения.

Те науки, которые таким образом благодаря их исходному

пункту получили название философии, мы называем эмпирическими

науками. Но существенной их целью и существенным их результатом

являются законы, всеобщие положения, теория, мысли о

существующем. Так, например, Ньютон свою физику назвал философией

природы, а Гуго Гроций, на основании сопоставления поведения

народов в отношении друг друга и с помощью обычного рассуждения,

создал теорию, которая получила название философии международного

государственного права. — У англичан название философии еще и по

настоящее время сохранило этот смысл, и Ньютона продолжают там

прославлять как великого философа. Даже в прейскурантах

изготовителей инструментов, те из инструментов, которые не вносятся

в особую рубрику магнетических или электрических аппаратов,

термометры, барометры и т. д. называются философскими

инструментами. Мы должны, конечно, заметить по этому поводу, что не

соединение дерева, железа и т. д., а единственно лишь мышление должно

35

называться инструментом философии *). В особенности называют

также философией политическую экономию — науку, обязанную

своим возникновением новому времени. Мы обыкновенно ее называем

наукой о рациональном государственном хозяйстве **).

§ 8.

Как ни удовлетворительно это познание в своей области, все же

оказывается, во–первых, что существует еще другой круг предметов,

которые не входят в его область, — свобода, дух, бог. Их нельзя найти на

почве этого познания не потому, что они не принадлежат области опыта;

они, правда, не испытываются чувственно, но все, что вообще находится

в сознании, — это даже тавтологическое положение — испытывается;

этих предметов нельзя найти в области опытного познания, потому

что эти предметы по своему содержанию сразу выступают как

бесконечные.

*j Издаваемый Томсоном журнал также носит название: «Анналы

философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского

хозяйства и искусств». Из этого перечисления читатель может сам составить себе

представление, какие предметы называются здесь философскими. — Среди

объявлений о вновь вышедших книгах я недавно наткнулся в одной английской

газете на следующее заглавие: «The Art of Preserving the Hair, on Philosophical

Principles, nearly printed in post. 8, price 7 sh.». Под философскими принципами

сохранения волос разумелись, вероятно, химические, физиологические и т. п.

принципы.

**) Английские государственные люди даже в публичных речах часто

употребляют выражение: философские начала для обозначения всеобщих политико-

экономических принципов. В заседании парламента 1825 года 2 февраля в дебатах

об ответном адресе на тронную речь Брум выразился следующим образом:

«Достойные государственного человека и философские начала свободной торговли, —

ибо нет сомнения, что эти начала философские, — с принятием которых его

величество поздравлял парламент» и пр. — Но не один этот член оппозиции говорил

таким образом. На ежегодном банкете, устроенном в том же месяце обществом

морской торговли под председательством первого министра, графа Ливерпуля,

рядом с которым сидели государственный секретарь Каннинг и генерал–казначей

армии сэр Чарльз Лонг, отвечая на тост за его здоровье, государственный

секретарь Каннинг сказал: «Недавно начался новый период, когда министры могут

прилагать к управлению этой страной мудрые правила глубокой философии». Как бы

ни отличалась английская философия от немецкой, но когда в других местах это

слово употребляется, как насмешливое прозвище или как нечто ругательное, все

же отрадно видеть, что ему еще воздается дань увежения государственными

людьми Англии.

26

Примечание. Есть старое положение, которое ошибочно

приписывается Аристотелю в том смысле, будто оно выражает точку зрения

его философии. Это положение гласит: nihil est in intellectu, quod non

f uerit in sensu—нет ничего в мышлении, чего ре было бы прежде в чувстве,

в опыте. Если спекулятивная философия не хотела согласиться с этим,

то это должно быть признано недоразумением. Но она утверждала

также и обратное положение: nihil est in sensu, quod non fuerit in

intellectu, в том совершенно общем смысле, что ???? и, в более глубоком

определении, дух есть причина мира, и далее (см. § 2), что правовое,

нравственное, религиозное чувство есть чувство и, следовательно,

опытное переживание такого содержания, которое имеет свой корень

и свое пребывание только в мышлении.

§9.

Субъективный разум, во–вторых, требует, дальнейшего

удовлетворения относительно формы знания; эта форма есть необходимость

вообще (см. § 1). Однако, с одной стороны, в опытном познании

содержащееся в нем всеобщее, род и т. п., носит характер чего–то

самого по себе неопределенного, самого по себе не связанного с

особенным, а, напротив, всеобщее и особенное внешни и случайны по

отношению друг к другу, равно как и связанные друг с другом

особенные предметы, взятые сами по себе, выступают также как внешние

друг другу и случайные. С другой стороны, это познание всегда

начинается с непосредственности, преднайденного, предпосылок. В обоих

отношениях здесь не находит своего удовлетворения форма

необходимости. Размышление, поскольку оно направлено на то, чтобы

удовлетворить эту потребность, есть философское мышление в собственном

значении этого слова, спекулятивное мышление. В качестве

размышления, которое, хотя и имеет общее с размышлением первого рода, все же

и отлично от него, оно, кроме общих им обоим форм, имеет также и

ему лишь свойственные формы, которые все сводятся к форме понятия.

Примечание. Отсюда видно отношение спекулятивной науки к

другим наукам. Она не отбрасывает в сторону эмпирического

содержания последних, а признает его, пользуется им и делает его своим

собственным содержанием: она также признает всеобщее в этих

науках, законы, роды и т. д., но она вводит в эти категории другие

категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь

в этом изменении категорий. Спекулятивная логика содержит в себе

27

предшествующую логику и метафизику, сохраняет те же самые

формы мысли, законы и предметы, но вместе с тем развивает их

дальше и преобразовывает их с помощью новых категорий.

Нужно различать между понятием в спекулятивном смысле и тем,

что обыкновенно называют понятием. Тысячи и тысячи раз

повторявшееся и превратившееся в предрассудок утверждение, что

бесконечное не может быть постигнуто посредством понятия, имеет в виду

понятие в последнем, одностороннем смысле.

§ 10.

Это философское мышление само нуждается в том, чтобы была

понята его необходимость и оправдана его способность познавать

абсолютные предметы. Но такое понимание и оправдание есть само

по себе философское познание и поэтому может иметь место лишь

внутри философии. Предварительное объяснение, следовательно,

было бы не философским и не могло бы быть ничем иным, как рядом

предпосылок, заверений и рассуждений, т. е. случайных

утверждений, которым с таким же правом и одинаково бездоказательно можно

было бы противопоставить противоположные положения.

Примечание. Одна из главных точек зрения критической

философии состоит в том, что, прежде чем приступить к познанию бога,

сущности вещей и т. д., должно подвергнуть исследованию самое

способность познания, чтобы убедиться, может ли она нам дать познание

этих предметов, следует де познакомиться с инструментом раньше, чем

предпринимать работу, которая должна быть выполнена посредством

него; если этот инструмент неудовлетворителен, то будет напрасен

потраченный труд. — Эта мысль казалась такой убедительной, что

она вызвала величайшее восхищение и все с нею соглашались,

так что познание, отвлекшись от своего интереса к предметам

и перестав заниматься ими, обратилось к самому себе, к

формальной стороне. Если, однако, не обманывать себя словами, то легко


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.