» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






способе познания, или даже должна пробудить такую потребность. Но

21

по отношению к предметам религии, по отношению к истине вообще, она

должна показать, что она сама способна их познать. По отношению

же к обнаруживающемуся отличию ее от религиозных представлений,

она должна оправдать свои отступающие от последних определения.

§5.

Для предварительного пояснения вышеуказанного различия и

связанного с последним положения, что истинное содержащие нашего

сознания, при превращении его в форму мысли и понятия, сохраняется и даже,

собственно говоря, впервые выставляется в своем настоящем свете, —

для такого предварительного пояснения можно напомнить читателю

о другом давнем убеждении, гласящем, что для познания того, что есть

истинного в предметах и событиях, а также в чувствах, созерцаниях,

мнениях, представлениях и т. п., требуется размышление. Но

размышление во всяком случае превращает чувства, представления и т.п. в мысли.

Примечание. Так как в философии именно мышление является

своеобразной формой ее деятельности, а всякий человек от природы

способен мыслить, то как следствие отвлечения, опускающего

указанное в § 3 различие, происходит как раз противоположное тому, что, как

мы упомянули выше, часто составляет предмет жалоб на непонятность

философии. Эта наука претерпевает часто такое пренебрежение что

даже те, которые не занимались ею, воображают, что без всякого

изучения они понимают как обстоит дело с философией, и что, получив

обыкновенное образование и опираясь, в особенности, на религиозное

чувство, они могут походя философствовать и судить о философии.

Относительно других наук считается, что требуется изучение для того,

чтобы знать их, и что лишь такое знание дает право судить о них.

Соглашаются также, что для того, чтобы изготовить башмак, нужно

изучить сапожное дело и упражняться в нем, хотя каждый человек имеет

в своей ноге мерку для этого, имеет руки и благодаря им требуемую для

данного дела природную ловкость. Только для философствования не

требуется такого рода изучения и труда. Это удобное мнение нашло

себе в новейшее время подтверждение в учении о непосредственном

знании, —знании посредством созерцания.

§6.

С другой стороны, столь же важно, чтобы философия уразумела,

что ее содержание есть не что иное, как то содержание, которое

первоначально порождено и ныне еще порождается в области живого духа,

22

образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, — иначе говоря,

что ее содержанием служит действительность. Ближайшее сознание

этого содержания мы называем опытом. Вдумчивое рассмотрение

мира уже различает между тем, что в обширном царстве внешнего и

внутреннего наличного бытия представляет собою лишь

преходящее и незначительное явление, и тем, что внутри себя поистине

заслуживает название действительности. Так как философия

отличается лишь по форме от других видов осознания этого содержания,

то необходимо, чтобы она согласовалась с действительностью и опытом.

Можно даже видеть в этом согласии, по крайней мере, внешний

пробный камень истинности философского учения, и точно так же следует

рассматривать как высшую цель науки порождаемое посредством

сознания этого согласия примирение самосознательного разума с сущим

разумом, с действительностью.

Примечание. В предисловии к моей «Философии права», стр. XIX,

имеются следующие положения:

Что разумно, то действительно,

и что действительно, то разумно.

Эти простые положения многим показались странными и

подверглись нападкам даже со стороны тех, кто считает бесспорной свою

осведомленность в философии и, уже само собою разумеется, также

и в религии. Ссылаться в этом отношении на религию излишне, так

как ее учение о божественном миродержавии вполне определенно

высказывает эти положения. Что же касается философского их смысла,

то мы имели бы право предполагать, что критики настолько

образованы, чтобы знать не только то, что бог действителен, что он есть наи-

действительнейшее,что он один только истинно действителен, но, в

отношении формальной стороны этих положений,также и то, что

существование представляет собой частью явление и лишь частью

действительность. В повседневной жизни называют действительностью всякую

причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое

существование, как бы оно ни было превратно и преходяще. Но человек,

обладающий хотя бы обыденным чувством языка, не согласится с тем,

что случайное существование заслуживает громкого названия

действительного; случайное есть существование, обладающее не

большей ценностью, чем возможное, которое одинаково могло бы и быть

и не быть.

28

А если я говорил о действительности, то критики сами должны

были бы подумать, в каком смысле я употребляю это выражение, так

как я в подробно написанной «Логике» рассматриваю также и

действительность и отличаю ее не только от случайного, которое ведь

тоже обладает существованием, но также далее и от наличного бытия,

существования и других определений.

Против действительности разумного восстает уже то

представление, что идеи, идеалы суть только химеры и что философия есть

система таких пустых вымыслов; против него равным образом восстает

обратное представление, что идеи и идеалы суть нечто слишком

высокое для того, чтобы обладать действительностью, или же так же нечто

слишком слабое для того, чтобы добыть себе таковую. Но охотнее всего

отделяет действительность от идеи рассудок, который грезы своих

абстракций принимает за нечто истинное и гордится долженствованием,

которое он особенно охотно предписывает также и в области политики,

как будто мир только и ждал его, чтобы узнать, каковым он должен

быть, но каким он не является; ибо если бы мир был таковым, каковым

он должен быть, то куда делось бы скороспелое умствование

выдвигаемого рассудком долженствования? Когда рассудок направляется со

своим долженствованием против тривиальных внешних и

преходящих предметов, учреждений, состояний и т. д., которые, пожалуй,

и могут иметь относительно большое значение, но лишь для

определенного времени и для известных кругов, то он может оказаться правым

и находить в таком случае много такого, что не согласуется со

всеобщими правильными определениями; у кого не хватит ума, чтобы

заметить вокруг себя много такого, что на деле не таково, каким

оно должно быть?

Но эта мудрость неправа, воображая, что, занимаясь такими

предметами и их долженствованием, она находится в области интересов

философской науки. Последняя занимается лишь идеей, которая не

столь бессильна, чтобы только долженствовать, а не действительно

быть, — занимается, следовательно, такой действительностью, в которой

эти предметы, учреждения, состояния и т. д. образуют лишь

поверхностную, внешнюю сторону.

§7.

Так как размышление прежде всего содержит в себе вообще

принцип (мы употребляем здесь это слово также и в смысле начала)

философии и снова расцвело в своей самостоятельности в новое время

и

(после лютеровской реформации), причем с самого начала не

остановилось, как некогда первые философские попытки греков, на

отвлеченностях, а набросилось вместе с тем на кажущийся

неизмеримым материал мира явлений, то философией стали называть всякое

знание, предметом которого является познание устойчивой меры

и всеобщего в море эмпирических единичностей, изучение

необходимости, закона в кажущемся беспорядке бесконечного множества

случайностей, следовательно, знание, которое черпает, вместе с тем,

свое содержание в собственном созерцании и восприятии внешнего и

внутреннего, в предлежащей природе, равно как и в предлежащем

духе, или в человеческом сердце.

Примечание. Принцип опыта содержит в себе бесконечно

важное положение, что для принятия и признания какого–нибудь

содержания требуется, чтобы человек сам участвовал в этом, или, говоря

более определенно, требуется, чтобы он находил такое содержание

согласующимся и соединенным с его собственной уверенностью

в себе; он должен сам принимать и признавать содержание опыта, либо

только своими внешними чувствами, либо также и своим


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.