» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






а приписывают значимость этим определениям самим по себе. В этих

науках перед нами выступает конечность формы, точно так же как в

первого рода науках перед нами выступает конечность материала. С

конечностью формы находится в связи 3) конечность основания познания,

каковое основание есть отчасти резонирование, отчасти чувство, вера,

авторитет других, вообще авторитет внутреннего и внешнего

созерцания. Сюда принадлежит также и философия, которая кладет в свое

основание антропологию, факты сознания, внутреннее созерцание или

внешний опыт. Может, однако, случиться, что лишь форма научного

изложения эмпирична, а вдумчивое созерцание располагает то, что

представляет собою лишь явления, так, как это соответствует

внутренней последовательности понятий. Такие эмпирические науки характе-

36

ризуются тем, что, благодаря противоположению друг другу

многообразия сведенных вместе явлений, внешние, случайные

обстоятельства условий опускаются, благодаря чему перед умственным взором

выступает всеобщее. Осмысленная экспериментальная физика,

история и т. д. начертит, таким образом, рациональную науку природы

и человеческих событий и дел в виде внешнего образа, отражающего

собою понятие.

§ 17.

Что касается вопроса о том, с чего философия должна начать,

то в общем приходится ответить, что она должна так же, как и другие

науки, начать с субъективной предпосылки, именно с некоего

особенного предмета; если в других науках предметом мышления является

пространство, число и т. д., то философия должна сделать предметом

мышления само мышление. Но это — свободный акт мышления; оно

свободно становится на ту точку зрения, на которой оно существует

для самого себя, и тем самым само порождает и дает себе свой

предмет. Далее точка зрения, которая представляется, таким образом,

непосредственной, должна в пределах философской науки

превратить себя в результат, и именно в ее последний результат, в котором

она снова достигает своего начала и возвращается внутрь себя. Таким

образом, философия оказывается возвращающимся к себе кругом, не

имеющим начала в том смысле, в каком такое начало имеют другие

науки, так как ее начало имеет отношение лишь к субъекту, который

решается философствовать, а не к науке, как к таковой. Или,

выражая то же самое другими словами, понятие науки и,

следовательно, первое понятие, (и так как оно есть первое понятие, то

оно содержит в себе раздвоение, состоящее в том, что мышление

есть предмет как бы для внешнего философствующего субъекта)

должно быть постигнуто самой наукой. Это даже является ее

единственной целью и делом, — достигнуть понятия своего понятия и, таким

образом, прийти к своей исходной точке и к своему удовлетворению.

§ 18.

Как нельзя давать предварительного общего представления о

философском учении, ибо лишь целостность науки есть изображение

идеи, точно так же деление философского учения на отдельные части

может быть понято лишь из этого изображения идеи; это деление, как

3*

36

и то общее представление, из которого оно должно быть почерпнуто,

представляет собою некоторое предвосхищение. Но идея оказывается

тожественным с собою мышлением, и эта тожественность есть вместе

с тем деятельность, состоящая в том, что мышление противопоставляет

себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же

быть лишь у себя самого. Таким образом наука распадается на

следующие три части:

I. Логика—наука об идее в себе и для себя.

II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

III. Философия духа как идея, возвращающаяся внутрь себя из

своего инобытия.

Выше, в § 15, мы заметили, что различия между отдельными

философскими науками суть лишь определения самой идеи и

лишь она одна проявляется в этих различных элементах. В

природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея

существует здесь в форме отчуждения, внешнего обнаружения, точно

так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и

становящаяся в себе и для себя. Такое определение, в котором

выступает идея, есть вместе с тем текучий момент; поэтому отдельная

наука есть одновременно и познание своего содержания, как сущего

предмета, и познание непосредственно же в этом содержании своего

перехода в свой высший круг. Представление о разделении наук

неправильно с той стороны, что оно ставит рядом отдельные части

или науки, как если бы они были подобно видам лишь покоящимися

и субстанциальными в своем различии.

Часть первая НАУКА ЛОГИКИ

Предварительное понятие.

§ 19.

Логика есть наука о чистой идее, т. е. об идее в абстрактной

стихии мышления.

Примечание. Это определение, как и другие определения,

содержащиеся в предварительных замечаниях, суть определения,

почерпнутые из обозрения целого, после этого обозрения. Иначе говоря,

относительно них верно то же самое, что и вообще относительно

предварительных понятий о философии.

Можно сказать, что логика есть наука о мышлении, его определениях

и законах, но мышление, как таковое, составляет лишь всеобщую

определенность, или стихию, в которой идея проявляется как логическая

идея. Идея есть мышление — не как формальное мышление, а как

развивающаяся целостность своих собственных определений и законов,

которые она сама себе дает, а не имеет или находит в себе заранее.

Логика есть самая трудная наука, поскольку она имеет дело

не с созерцаниями и даже не с абстрактными чувственными

представлениями, как геометрия, а с чистыми абстракциями, и требует от

занимающегося ею способности и привычки уходить в чистую мысль,

фиксировать ее и свободно двигаться в ней. С другой же стороны, ее

можно рассматривать как самую легкую науку, потому что ее

содержание есть не что иное, как собственное мышление занимающегося

ею и привычные определения этого мышления, а последние суть вместе

с тем самые простые и элементарные. Они также и наиболее знакомые

определения: бытие, небытие и т. д.; определенность, величина и т. д.;

в–себе–бытие, для–себя–бытие, одно, многое и т. д. Это знакомство,

однако, скорее делает более трудным изучение логики, ибо отчасти

легко вызывает представление, что не стоит труда еще раз заниматься

такими известными вещами; отчасти же здесь важно познакомиться

40

с этими определениями совершенно иным и даже противоположным

образом, чем мы с ними были знакомы раньше.

Логика приносит пользу занимающимся ею, поскольку она в

известной степени развивает ум, помогает ему, таким образом, достигнуть

других целей. Развитие ума посредством изучения логики заключается

в том, что он приобретает привычку к мышлению, так как эта наука

есть мышление мышления, а также и в том, что голова, занимающаяся

логикой, наполняется мыслями, и именно мыслями как мыслями.

Но поскольку логическое есть абсолютная форма истины, поскольку

оно, больше того, представляет собою самое чистую истину, оно

представляет собою нечто совершенно иное, чем нечто только полезное.

Но так как самое лучшее, наиболее свободное и самостоятельное есть

также наиболее полезное, то можно рассматривать логику также

и с этой стороны. Но ее польза имеет в таком случае куда

высшую ценность, чем только ценность формального упражнения

мышления.

Прибавление 1–е. Раньше всего нужно поставить вопрос, что

является предметом нашей науки? Самым простым и понятным ответом

на этот вопрос служит следующий: этим предметом является истина.

Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и

душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна

выше вздыматься грудь. Однако здесь тотчас же выступает но:

но доступно ли нам познание истины? Кажется, как будто, что есть

какое–то несоответствие между ограниченным человеком и сущей

в самой себе истиной. Возникает вопрос, где мост между конечным и

бесконечным? Бог есть истина; как нам познать его? Добродетель

смирения и скромности как будто находится в противоречии с таким

предприятием. Но часто задают также вопрос: может ли быть познана

истина? — лишь для того, чтобы найти оправдание дальнейшей


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.