Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космические тайны курганов"
Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.
Космические тайны курганов.
Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».
В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.
Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.
Это видно на примере VII слоя Высокой Могилы (рис.9) и в тех многочисленных случаях, когда трудно решить: лунный серп или рога представляет конструкция. Символика Луны тесно переплетена с символикой Тельца и Овна.
Союз Луны, Тельца и Овна сложился еще в VII тысячелетии до нашей эры и зафиксирован ближневосточными святилищами древнейших земледельцев и скотоводов. Центральное место в этих святилищах отводилось роженице и голове быка, реже — барана. По ряду признаков можно заключить, что роженицей представлялась Луна, а животными — зодиакальные созвездия. Пережитки традиции их сочетания прослеживаются на всей территории расселения индоевропейских народов и, в частности, в подкурганных кромлехах IV—III тысячелетий до нашей эры.
Основой столь тесного союза послужила древность лунного календаря, восходящего еще к ледниковой эпохе, и последовавшего за ним зодиакального календаря. В последнем центральное место занял сначала Телец, верхнее и нижнее положения которого относительно горизонта на протяжении нескольких тысячелетий совпадали с началами весны и осени. Но сказалась и образность мировосприятия древних людей: сходство рогов этих животных и молодой или старой Луны, цикличность ее "рождения" и "умирания", появление Тельца и Овна на ночном небосводе в благоприятное, сытое летне-осеннее полугодие и исчезновение их за горизонтом ("в потустороннем мире") зимой и весной.
Помимо сочетаний образа Луны с созвездиями, в мифологии известны и ее самостоятельные воплощения. Один из таких памятников — каменная вымостка в виде "Луны-ладьи" под Кишпекским курганом — рассмотрен был выше. Обратимся к другим.
Весьма выразительна конструкция над единственным захоронением кургана № I—9 у села Усатово.
Могила была перекрыта черноземной яйцевидной насыпью, острый юго-западный конец которой обложили камнями. Выкладке придали серповидные очертания, а в северной ее части установили стелу с отверстиями, служившими, очевидно, для астрономических наблюдений. Каменный символ рождающейся Луны был повторен черноземной досыпкой к той же юго-западной половине первичной насыпи. Грунт для досыпки снят таким образом, что вокруг яйцевидного кургана образовалось правильное кольцо обнажившегося лесса, явив собой символ полной Луны. В пределах кольца произвели вторую досыпку, желтый лесс и красноватую глину для которой взяли из обширной серповидной выемки вдоль восточной половины кургана. Эта выемка имела противоположную каменной выкладке ориентацию и символизировала Луну умирающую.
Склоны кургана после этого обложили камнями. Основная ось кургана совпадала с осью яйцевидной насыпи и ее первой досыпки: в направлении их каменной выкладки сделали ворота в виде двух разделенных порожком стел. Ворота могли использоваться для наблюдений за Луной и Солнцем — на восходе в день летнего и на закате в день зимнего солнцестояния. Ось восток — запад, фиксирующая весеннее и осеннее равноденствия и проходящая через центр выемки — Луны, обозначена двумя вырезанными из камня головами крупных рогатых животных. Конфигурации их различны и символизируют, вероятно, некие астральные божества, воплощавшиеся в корову и быка (рис.9).
Рис.9. Курганы с символикой Тельца и Луны.
Не исключено также противопоставление конструкций и изваяний как женского и мужского начал, Луны и Тельца. К такому предположению приводит отмеченная В. Г. Петренко близость западного, стреловидного изваяния (бычьей?) головы из кургана № I—9 и оформления головы женского космического божества, изображенного на стеле из кургана № I—3 у села Усатово (рис.13).
Названные курганы относятся к усатовскому позднейшему типу изначально земледельческой культуры Триполья, который сложился вследствие тесного общения со скотоводами Причерноморских степей. Этому типу близка кеми-обинская культура. С относящимися к ней погребениями из Велико-Александровского кургана и Высокой Могилы мы уже познакомились. Было отмечено, что гробница 3 из Высокой была украшена лунно-солнечным календарем, элементы которого обнаружились и в более сложной росписи гробницы 4. Досыпка над последней была наделена символикой растущей Луны.
Эта досыпка состояла из пяти прослоек чернозема, желтого лесса, их смесей или же переходных между ними I рунтов. Подобно прослойкам кургана № I—9 они передавали фазы Луны. Первая, серповидная конструкция, состояла из желтого лесса и, располагаясь восточнее гробницы, была обращена к ней концами. Три последующие прослойки дополняли ее до круга — полной Луны, а последняя прослойка располагалась вдоль восточной полы и снова имела серповидные очертания... Следующий слой мы уже рассмотрели (рис.9). Он был сооружен над захоронением ямной культуры и, по-видимому, совсем не случайно символизировал именно Тельца, как бы покрывающего предыдущую досыпку — Луну.
А VIII слой Высокой Могилы, последовавший за Луной и Тельцом, символизировал Солнце — владыку Вселенной. Это была досыпка над "космическим странником" — погребением 8 (рис.28).
Символы Солнца появляются в курганах вместе с кромлехами, но древнейшие из них нельзя трактовать однозначно. Кромлех явственней связан все же не с дневным светилом, а с окружностью горизонта, со Вселенной.
Один из первых достаточно выразительных символов Солнца — кольцо камней вокруг воронковидной могилы в центре первого Велико-Александровского кромлеха. Коль скоро кромлех с изображением зодиакальной сцены на нем — Вселенная, то круг внутри его — не иначе как Солнце. Примечательно, что в этом-то круге (то есть "на Солнце") и поместили покойника. Комплекс VIII слоя Высокой Могилы стал преемником и продолжателем этой традиции (рис.12, 28).
Выше мы останавливались на родословной "космического странника" под VIII слоем Высокой Могилы: он связан с закавказской алазано-беденской культурой, сформировавшейся на основе куро-араксской. Говорили также о том, что центральное погребение Велико-Александровского кургана — периферийный тип этой культуры. Таким образом, досыпка и кромлех расположенных неподалеку друг от друга курганов не просто близки по смысловому значению, но, оставленные родственным населением, отражают две стадии развития единого образа Солнца: сначала подчиненного Вселенной, а затем в ней воцарившегося. Памятники сооружены представителями двух волн выходцев из Закавказья, разделенных не менее чем тремя поколениями. В Нижнем Поднепровье следы этих волн запечатлелись в двух слоях поселения, основанного недалеко от указанных курганов — над переправой у современного села Михайловка Нововороицовского района Херсонской области. Нижний слой поселения, соответствующий по времени и культурной принадлежности I кромлеху Велико-Александровского кургана, представлен землянками. В верхнем же слое, оставленном несколько позже VIII слоя Высокой Могилы, — землянки сосуществовали с каменными строениями, крепостными рвами и стенами. Это одна из древнейших крепостей Восточной Европы. Наряду с местной керамикой здесь найдена и типично кавказская, откуда происходят также металлические изделия.
Сооруженный из чернозема и желтого лесса VIII слой Высокой Могилы имел вид креста, вписанного в широкий овал (рис.28). Это разновидность символики Солнца, владычествующего над четырьмя сторонами мироздания и временами года. Досыпка была сооружена над погребением 8 с повозкой. На плоской круглой вершине находился вымощенный камнями жертвенник с обломками костей и горшков, следами костров. От "солнца", как показали аэрофотоснимки, разбегалось 12 лучеобразных дорог. Они ориентированы на ярчайшие звезды зодиака; установлена связь каждой из дорог с определенной календарной датой...
Пример VI—VIII слоев Высокой Могилы показывает переход от лунного к солнечному зодиаку. Это было вызвано вытеснением лунного и утверждением солнечного календаря. Такая смена во второй половине III тысячелетия до нашей эры носила, по-видимому, общеевропейский характер. Во всяком случае она отмечается также исследователями английского Стоунхенджа.
Изменение календарных систем в конечном счете было вызвано усилением значения Солнца и в хозяйстве, и в мироощущении первобытных племен: настал период некоторого похолодания и увлажнения, заметного уменьшения солнечных дней в году. Начались далекие миграции различных племен, а при подвижном образе жизни календарные наблюдения за Солнцем много проще, нежели за Луной.
Вполне закономерно, что символика Солнца и солнечно-зодиакальный календарь впервые проявились у древнейших кочевников. Указателем подвижности носителей алазано-беденской культуры и родственного ему старосельского типа являются повозки, которые позднее стали известны и другим племенам. Показательно, что, отправив посланника в повозке на небо, устроители погребения 8 надолго покинули окрестности Высокой Могилы. Археологически установлено, что они возглавили союз разноэтнических племен и двинулись с ним к границам Шумеро-Аккадского царства...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космические тайны курганов"
Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"
Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.