» » » » Юрий Шилов - Космические тайны курганов


Авторские права

Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Шилов - Космические тайны курганов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Шилов - Космические тайны курганов
Рейтинг:
Название:
Космические тайны курганов
Автор:
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1989
ISBN:
5-235-00803-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Космические тайны курганов"

Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.



Космические тайны курганов.

Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».

В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.

Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.






Это видно на примере VII слоя Высокой Могилы (рис.9) и в тех многочисленных случаях, когда трудно решить: лунный серп или рога представляет конструк­ция. Символика Луны тесно переплетена с символикой Тельца и Овна.

Союз Луны, Тельца и Овна сложился еще в VII тыся­челетии до нашей эры и зафиксирован ближневосточ­ными святилищами древнейших земледельцев и скотово­дов. Центральное место в этих святилищах отводилось роженице и голове быка, реже — барана. По ряду при­знаков можно заключить, что роженицей представля­лась Луна, а животными — зодиакальные созвездия. Пережитки традиции их сочетания прослеживаются на всей территории расселения индоевропейских народов и, в частности, в подкурганных кромлехах IV—III ты­сячелетий до нашей эры.

Основой столь тесного союза послужила древность лунного календаря, восходящего еще к ледниковой эпо­хе, и последовавшего за ним зодиакального календаря. В последнем центральное место занял сначала Телец, верхнее и нижнее положения которого относительно го­ризонта на протяжении нескольких тысячелетий совпа­дали с началами весны и осени. Но сказалась и образ­ность мировосприятия древних людей: сходство рогов этих животных и молодой или старой Луны, циклич­ность ее "рождения" и "умирания", появление Тельца и Овна на ночном небосводе в благоприятное, сытое лет­не-осеннее полугодие и исчезновение их за горизонтом ("в потустороннем мире") зимой и весной.

Помимо сочетаний образа Луны с созвездиями, в ми­фологии известны и ее самостоятельные воплощения. Один из таких памятников — каменная вымостка в ви­де "Луны-ладьи" под Кишпекским курганом — рассмот­рен был выше. Обратимся к другим.

Весьма выразительна конструкция над единственным захоронением кургана № I—9 у села Усатово.

Могила была перекрыта черноземной яйцевидной на­сыпью, острый юго-западный конец которой обложили камнями. Выкладке придали серповидные очертания, а в северной ее части установили стелу с отверстиями, слу­жившими, очевидно, для астрономических наблюдений. Каменный символ рождающейся Луны был повторен черноземной досыпкой к той же юго-западной половине первичной насыпи. Грунт для досыпки снят таким обра­зом, что вокруг яйцевидного кургана образовалось пра­вильное кольцо обнажившегося лесса, явив собой сим­вол полной Луны. В пределах кольца произвели вторую досыпку, желтый лесс и красноватую глину для которой взяли из обширной серповидной выемки вдоль восточной половины кургана. Эта выемка имела противоположную каменной выкладке ориентацию и символизировала Луну умирающую.

Склоны кургана после этого обложили камнями. Ос­новная ось кургана совпадала с осью яйцевидной насы­пи и ее первой досыпки: в направлении их каменной вы­кладки сделали ворота в виде двух разделенных порож­ком стел. Ворота могли использоваться для наблюдений за Луной и Солнцем — на восходе в день летнего и на закате в день зимнего солнцестояния. Ось восток — за­пад, фиксирующая весеннее и осеннее равноденствия и проходящая через центр выемки — Луны, обозначена двумя вырезанными из камня головами крупных рога­тых животных. Конфигурации их различны и символи­зируют, вероятно, некие астральные божества, воплощав­шиеся в корову и быка (рис.9).



Рис.9. Курганы с символикой Тельца и Луны.


Не исключено также противопоставление конструк­ций и изваяний как женского и мужского начал, Луны и Тельца. К такому предположению приводит отмечен­ная В. Г. Петренко близость западного, стреловидного изваяния (бычьей?) головы из кургана № I—9 и оформления головы женского космического божества, изображенного на стеле из кургана № I—3 у села Уса­тово (рис.13).

Названные курганы относятся к усатовскому позд­нейшему типу изначально земледельческой культуры Триполья, который сложился вследствие тесного обще­ния со скотоводами Причерноморских степей. Этому ти­пу близка кеми-обинская культура. С относящимися к ней погребениями из Велико-Александровского кургана и Высокой Могилы мы уже познакомились. Было отме­чено, что гробница 3 из Высокой была украшена лунно-солнечным календарем, элементы которого обнаружи­лись и в более сложной росписи гробницы 4. Досыпка над последней была наделена символикой растущей Луны.

Эта досыпка состояла из пяти прослоек чернозема, желтого лесса, их смесей или же переходных между ни­ми I рунтов. Подобно прослойкам кургана № I—9 они передавали фазы Луны. Первая, серповидная конструк­ция, состояла из желтого лесса и, располагаясь восточ­нее гробницы, была обращена к ней концами. Три по­следующие прослойки дополняли ее до круга — полной Луны, а последняя прослойка располагалась вдоль во­сточной полы и снова имела серповидные очертания... Следующий слой мы уже рассмотрели (рис.9). Он был сооружен над захоронением ямной культуры и, по-види­мому, совсем не случайно символизировал именно Тельца, как бы покрывающего предыдущую досыпку — Луну.

А VIII слой Высокой Могилы, последовавший за Лу­ной и Тельцом, символизировал Солнце — владыку Все­ленной. Это была досыпка над "космическим странни­ком" — погребением 8 (рис.28).

Символы Солнца появляются в курганах вместе с кромлехами, но древнейшие из них нельзя трактовать однозначно. Кромлех явственней связан все же не с дневным светилом, а с окружностью горизонта, со Все­ленной.

Один из первых достаточно выразительных символов Солнца — кольцо камней вокруг воронковидной могилы в центре первого Велико-Александровского кромлеха. Коль скоро кромлех с изображением зодиакальной сце­ны на нем — Вселенная, то круг внутри его — не иначе как Солнце. Примечательно, что в этом-то круге (то есть "на Солнце") и поместили покойника. Комп­лекс VIII слоя Высокой Могилы стал преемником и про­должателем этой традиции (рис.12, 28).

Выше мы останавливались на родословной "косми­ческого странника" под VIII слоем Высокой Могилы: он связан с закавказской алазано-беденской культурой, сформировавшейся на основе куро-араксской. Говорили также о том, что центральное погребение Велико-Алек­сандровского кургана — периферийный тип этой куль­туры. Таким образом, досыпка и кромлех расположен­ных неподалеку друг от друга курганов не просто близки по смысловому значению, но, оставленные родствен­ным населением, отражают две стадии развития едино­го образа Солнца: сначала подчиненного Вселенной, а затем в ней воцарившегося. Памятники сооружены пред­ставителями двух волн выходцев из Закавказья, разде­ленных не менее чем тремя поколениями. В Нижнем Поднепровье следы этих волн запечатлелись в двух сло­ях поселения, основанного недалеко от указанных кур­ганов — над переправой у современного села Михайловка Нововороицовского района Херсонской области. Ниж­ний слой поселения, соответствующий по времени и куль­турной принадлежности I кромлеху Велико-Александров­ского кургана, представлен землянками. В верхнем же слое, оставленном несколько позже VIII слоя Высокой Могилы, — землянки сосуществовали с каменными стро­ениями, крепостными рвами и стенами. Это одна из древ­нейших крепостей Восточной Европы. Наряду с местной керамикой здесь найдена и типично кавказская, откуда происходят также металлические изделия.

Сооруженный из чернозема и желтого лесса VIII слой Высокой Могилы имел вид креста, вписан­ного в широкий овал (рис.28). Это разновидность сим­волики Солнца, владычествующего над четырьмя сторонами мироздания и временами года. Досыпка бы­ла сооружена над погребением 8 с повозкой. На плоской круглой вершине находился вымощенный камнями жерт­венник с обломками костей и горшков, следами кост­ров. От "солнца", как показали аэрофотоснимки, разбе­галось 12 лучеобразных дорог. Они ориентированы на ярчайшие звезды зодиака; установлена связь каждой из дорог с определенной календарной датой...

Пример VI—VIII слоев Высокой Могилы показы­вает переход от лунного к солнечному зодиаку. Это бы­ло вызвано вытеснением лунного и утверждением сол­нечного календаря. Такая смена во второй половине III тысячелетия до нашей эры носила, по-видимому, общеевропейский характер. Во всяком случае она отме­чается также исследователями английского Стоун­хенджа.

Изменение календарных систем в конечном счете бы­ло вызвано усилением значения Солнца и в хозяйстве, и в мироощущении первобытных племен: настал период некоторого похолодания и увлажнения, заметного уменьшения солнечных дней в году. Начались далекие миграции различных племен, а при подвижном образе жизни календарные наблюдения за Солнцем много про­ще, нежели за Луной.

Вполне закономерно, что символика Солнца и сол­нечно-зодиакальный календарь впервые проявились у древнейших кочевников. Указателем подвижности носи­телей алазано-беденской культуры и родственного ему старосельского типа являются повозки, которые позднее стали известны и другим племенам. Показательно, что, отправив посланника в повозке на небо, устроители по­гребения 8 надолго покинули окрестности Высокой Мо­гилы. Археологически установлено, что они возглавили союз разноэтнических племен и двинулись с ним к гра­ницам Шумеро-Аккадского царства...


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Космические тайны курганов"

Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Шилов

Юрий Шилов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"

Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.