Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космические тайны курганов"
Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.
Космические тайны курганов.
Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».
В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.
Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.
В Каменной Могиле и на нескольких горшках из подкурганных захоронений известны схематические рисунки повозок (рис.28). Они изображались в виде сочетаний крестообразно перечеркнутых кружков. Кресты здесь не столько спицы, которых вовсе не было в древнейших колесах, сколько знак приобщения к Солнцу. Точно такой же вид имела досыпка Высокой Могилы над "космическим странником", а также иероглифы из древнекитайских рукописей, повествующих о "сыновьях неба"!
Сведения о них приведены во вступлении к книге. Здесь настало время сказать, что древние изображения "летающих тарелок" имеют совершенно земные прототипы. В древнем мифотворчестве, в частности, в причерноморских курганах III—II тысячелетий до нашей эры, можно найти и "самодвижущиеся" повозки, и календарную магию чисел, и даже — стоит вспомнить содержимое воронки в IV слое Высокой Могилы — отчлененные головы, "излучающие дым и тепло".
Правда, в священных текстах подобные данные очень расцвечены, но это можно отнести на счет литературных приемов.
Энергия перемещения "космических странников" связывается в преданиях с огнем, с некой космической силой, с человеческими жертвоприношениями, до которых так охочи огнедышащий Змей Горыныч, выносящие героев на белый свет потусторонние птицы или летающая в ступе Баба Яга. Все это уже знакомо: и погребальные костры, и нанесенные охрой на стены гробниц календари, и останки жертв при кромлехах. Но следует углубиться в логику первобытных обрядов.
Понятен смысл костров в погребальном обряде: согреть, отграничить, вознести погребаемого. Вполне закономерно, что, принося покойнику сопутствующий жизни огонь, соплеменники так или иначе должны были перейти к обряду кремации. Один из таких переходов отразился в кургане № 2 у села Большая Белозерка.
VI слой кургана перекрыл погребенного в обычной для бронзового века скорченной позе. Необычным, но впоследствии распространившимся весьма широко, было положение кистей согнутых рук у головы: знак обращения к небу. Связь погребенного с Солнцем и огнем подчеркивали следы костров на вершине и склонах досыпки. При возведении VIII слоя строители повторили крестообразность ее очертаний, а также костер, в котором на этот раз сожгли покойника. X слой кургана также имел крестообразные очертания, но за ними в данном случае просматривается силуэт птицы. На ее спине проведена кремация и последующее захоронение.
Еще один "космический странник", вознесенный на небеса в дыму и пламени некой мифической птицей!
"Странников" наделяли приспособлениями для наблюдения за небосводом и течением года. Обычно это были ориентировки курганов, могил и самих погребаемых, чаще всего на северо-восток, в сторону восходов летнего Солнца. Если же мы сталкиваемся с иным направлением, то можно не сомневаться, что покойнику предначертан был сложный маршрут к вечному лету.
Так, погребенный в Высокой Могиле под досыпкой-Луной ориентирован головой на север. Но, разобравшись в символике росписи его гробницы, мы обнаружили обозначение выхода в центре восточной стены, на плите со знаком лета. Очевидно, что покойник "должен был развернуться" в могиле. Замечено, что с этой целью в погребальном обряде учитывались изменения, которые происходили после засыпки могилы: перемещение костей разлагающегося трупа, образование воронок над могилами вследствие обвала подгнивших перекрытий и прочее...
Календари наносились не только на стены гробницы, но также на посуду, украшения и амулеты... Особенно поражает невзрачное на первый взгляд пряслице (грузильце веретена) из поселения II тысячелетия до нашей эры у села Таценки на Киевщине. По заключению Н. А. Чмыхова, вокруг центрального отверстия был изображен правый глаз — один из символов Солнца, а на уплощенных концах 7 лучей-рогов пряслица — схемы зодиакальных созвездий весенне-летнего полугодия.
Вещи с календарной орнаментацией распространялись в подкурганных захоронениях по мере того, как угасал обычай сооружения досыпки над каждой могилой. Установлено, что календарные чаши поздней катакомбной культуры могли служить астрономическими приборами, чем-то вроде современных секстантов. Такие чаши ставились обычно около плеч погребенных, причем нередко вверх дном, и уподоблялись не только Вселенной, но и голове человека. Известны сосуды из смеси глины, золы, истолченных раковин и человеческих черепов. Сосуд становился, таким образом, вместилищем потустороннего разума, постигающего сущность мироздания. Возможно, что именно манипуляции с календарными сосудами привели к ритуалу отчленения головы погребаемого. Череп освобождался от подверженных разложению тканей и покрывался "вечной" маской из глины, охры и других веществ; затем обновленная голова прикладывалась к шее покойника...
Такой ритуал представляется ныне ужасным. Однако во вскрытом нами контексте он свидетельствует отнюдь не об изуверствах, а о сверхчеловеческих усилиях первобытных мудрецов постичь тайну жизни и смерти, приобщиться к вечной Вселенной. Усилия эти, как поймем мы в конце книги, увенчались успехами, и не только в плане духовном... Пока же ограничимся догадкой, что из подобных ритуалов и вырос обычай человеческих жертвоприношений.
Рассмотрим исследованный А. В. Субботиным памятник, где смысл человеческих жертвоприношений выступает вполне очевидно и непосредственно связан с идеей "космических странствий".
Кургану у села Скворцовка Каховского района Херсонской области предшествовало сооружение яйцевидной насыпи, перекрывавшей человекоподобную яму. Три погребения совершены вне насыпи и расположены на одной оси. Крайнее юго-западное положение занимало человеческое жертвоприношение; центральное — скорченное захоронение с тремя сосудами, ножом и частью туши овцы; крайнее северо-восточное, уже по другую сторону насыпи — остатки кремации взрослого человека с календарным сосудом при них. Захоронения были перекрыты курганом в виде гигантской стопы, направленной вдоль оси погребений, в сторону восходящего летнего Солнца (рис.19).
Обрядовый комплекс трактуется следующим образом. Некое изначально заключенное в первозданном яйце божество рождается и проходит подземный, земной и небесный миры. Они представлены тремя погребениями: земной — центральным, обычным; небесный — трупосожжением; подземный — жертвоприношением. На этом пути божество вырастает в размерах и, оставив на земле отпечаток гигантской ступни (курган), возносится (в погребальном костре третьего захоронения) к летнему Солнцу.
Еще один уникальный "космический странник", сопровождаемый небывало одухотворенным, энергичным обрядом.
Воистину пред нами — след, но только не пришельца, а воспарившего в огне костра Пракосмонавта.
Памятники пракосмонавтам — так образно можно назвать антропоморфные стелы, древнейшие монументальные изваяния человека не только в Причерноморских степях, но и вообще в Европе. Загадка происхождения этих стел долго не давала покоя ученым. Определялись разновидности и время создания, культурная принадлежность и варианты местоположения в курганах, выдвигались предположения о связях с патриархами и божествами... Но не прослеженной оставалась цепочка: покойник — жертвоприношение — стела. Раскопки Высокой Могилы и близлежащих курганов восполнили этот пробел.
Прообразы человекоподобных стел появились в оформлении жертвенников трипольской культуры, а затем и в древнейших курганах. Так, плиты первого Велико-Александровского кромлеха были заужены и скруглены наверху, напоминая безглавое божество из "Северного грота" Каменной Могилы; второй же кромлех имел очертания распространившихся немного позже изваяний, характерной чертой которых стало обозначение головы.
Прямая родословная антропоморфных стел второго типа прослеживается с человеческой головы на дне воронки при кеми-обинской гробнице 3 из Высокой Могилы. Подобные воронки — глазницы досыпки Тельца — были прослежены и в VII слое, сооруженном носителями ямной культуры. Здесь тоже были следы возлияний, костра, но вместо человеческих останков находилось основание стелы, головная часть которой была отбита. Эта же деталь повторилась и в стелах из курганов № 5 и № 6... Отсюда следует, что ямники, перенимая у более развитых кемиобинцев элементы культуры, не решались какое-то время приносить в жертву людей, а заменяли их изваяниями.
Стелы устанавливались у могил. Затем их низвергали, ломали, сбивали им головы. "Жертвы" укладывались обычно поверх погребенных (рис.17). Стел гораздо больше, чем подлинных жертвоприношений... Сколько жизней сохранено таким образом!
Наряду с этими, наспех изготовленными "двойниками" изредка встречаются подлинные шедевры первобытной скульптуры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космические тайны курганов"
Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"
Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.