» » » » Юрий Шилов - Космические тайны курганов


Авторские права

Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Шилов - Космические тайны курганов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Шилов - Космические тайны курганов
Рейтинг:
Название:
Космические тайны курганов
Автор:
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1989
ISBN:
5-235-00803-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Космические тайны курганов"

Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.



Космические тайны курганов.

Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».

В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.

Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.






Пока же, в двух предыдущих разделах, мы рассмот­рели заложенные в курганах представления о возникно­вении мироздания из Праокеана, а также идею вознесе­ния на небеса — формирование представлений о перехо­де из Хаоса в Космос. Примеры таких переходов в Вы­сокой Могиле и Чауше, в курганах у Цнори и Великой Александровки показывают, что в обрядах приобщения к Космосу не отвергался и Хаос: мудрецы отталкивались от него подобно тому, как растущее дерево "отталки­вается" от питающей его корни земли.

Древо первобытной культуры тянулось в небесную высь: к тайнам годовых циклов, к источникам света, тепла и дождей. А корни древа все шире простирались я земле: в поисках пастбищ, полей, рудников. Формирова­лось мировосприятие, способное выдержать такую по­лярность, складывался всеобъемлющий, воистину тита­нический духовный диапазон!..


ДЕТИ ЗЕМЛИ И НЕБА

Раздумывая о духовном диапазоне человека разви­той первобытной эпохи, я вспоминаю наши раскопки. И каждый раз поражаюсь осязаемости контактов прош­лого — настоящего — будущего, диалектическим повто­рам того, что давным-давно завершилось, а нынче вновь вызревает на очередном витке спирали развития.

...Сейчас вот припомнились раскопки кургана в Ве­ликой Александровке, в междуречье Ингульца и Днеп­ра. Вспомнилось цветение акаций, выбелившее весь го­родок. И запах сена, в котором мы ночевали под огром­ными июньскими звездами прямо во дворе винзавода, где разместили экспедицию местные власти.

Курган стоял неподалеку от нашего лагеря. Громад­ный холм закрывал окна нового больничного корпуса, потому и решили его раскопать. А сделать это было очень непросто. Мешали не только близко подступав­шие здания, на кургане располагался не старый, но уже заброшенный всеми погост...

Меня поначалу прямо шокировали шуточки экскур­сантов в больничных пижамах по поводу развороченно­го бульдозерами кладбища... а чего стоило свыкнуться с "натюрмортами", которые местная ребятня тайком выстраивала из содержимого полуистлевших гробов! Варвары! — думалось мне... По-человечески определять такое иначе нельзя. Но верх над эмоциями взяла науч­ная мысль: она не поверила в испорченность современ­ных людей, а постаралась добраться до сути такого вот варварства. Отважившись довериться ей, я понял вдруг вот что.

Жизнь торжествует над смертью. Где геройски, где в надрывах души и поступков, но — торжествует! Сде­лать это торжество прекрасным, подобающим Челове­ку — одна из основных проблем культуры.

Первобытные мудрецы умели справляться с этой не­вероятно трудной задачей.

Мать-Земля — вот как можно определить смысл вто­рого Велико-Александровского кромлеха (рис.12).

Очертания кромлеха II вокруг кеми-обинской гроб­ницы напоминают антропоморфные стелы, распростра­нившиеся немного спустя в ямной культуре. Небольшая головка фигуры обращена строго на север, а обозначен­ные двумя столбообразными камнями ноги — на юг. Плечи и основание фигуры прямые, а бока округлы, как бы раздуты. С этим согласуется конфигурация внутрен­ней насыпи: в продольном профиле хорошо видна ими­тация беременности... над погребением! Смысл обряда вполне очевиден: женоподобный кромлех "возродит" по­койника. С этой целью воздействовали на голову и серд­це фигуры. На головной части был разведен костер и справлена тризна; в левой, восточной части кромлеха найдено несколько обломков костей ног быка. Следует также упомянуть панцирь черепахи и створку речной раковины, которые располагались слева от, обращенного головой на северо-северо-восток погребенного. Эти на­ходки отразили традиции первых приречных курганов, которым иногда придавалась форма земноводных су­ществ, яиц и тому подобное.

Круг аналогов второго Велико-Александровского кромлеха довольно широк. Наиболее похожий кромлех в кургане № 13 раскопан недалеко от Каменной Могилы. Голова сооружения и гробница в центре его ориентиро­ваны на северо-восток, к восходу летнего Солнца. Пли­ты гробницы снаружи окрасили охрой. Захоронение ока­залось разрушенным. Южнее, под левым боком антропо­морфного сооружения найдены остатки человеческого жертвоприношения, а в области головы фигуры — следы костра. За головой кромлеха располагалось скопление бычьих зубов, а справа от нее, на северо-северо-восток от гробницы выявлено еще одно кострище и 5 столбо­вых ям с зубами коровы. Учитывая пример Стоунхенд­жа, эти столбы можно считать визирами лунного кален­даря, тогда как жертвоприношение быка связано с вос­ходом Солнца в день летнего солнцестояния и означало, по-видимому, обращение к Тельцу.

Последний памятник является связующим звеном между вторым Велико-Александровским кромлехом и третьей досыпкой, или IV слоем, Высокой Могилы. До­сыпка над кеми-обинской гробницей 3 не содержала ка­менных конструкций, но зато состояла из нескольких выразительных прослоек разнородного грунта. Их кон­фигурация позволила углубиться в сущность обряда (рис.14).

Гробницу соорудили в яме на вершине предшеству­ющего кургана. Шесть плит ее боковых стенок покрыты разнообразными "елочками", образовавшими кален­дарь. О нем было сказано выше. Вспомним, что на север­ной стене, справа от погребенного обозначили дни бла­гоприятного весенне-летнего полугодия, тогда как сле­ва — неблагоприятного.

После того как был уложен покойник и седьмая пли­та перекрыла гробницу 3, приступили к возведению до­сыпки над ней. Сначала из желтого лесса соорудили по­добие мужского органа, основание которого с трех сто­рон окружило гробницу. С четвертой, южной стороны, оставили свободный участок, который был засыпан в последнюю очередь, а до того имел вид воронки. С по­добными воронками мы уже сталкивались, рассматри­вая курган-яйцо у селения Цнори, Чауш и другие.

Мужской орган вошел в состав нижней человекопо­добной фигуры, ориентированной головой на юг. Затем была построена вторая фигура, обращенная головой на запад. В ее вздутом, "беременном" чреве была скрыта и гробница и мужская фигура. Последовавшая засыпка воронки явно означала зачатие, совокупление двух раз­нополых фигур — "родителей" погребенного. "Возрож­даться" же он должен был у ног верхней фигуры. Там, северо-восточнее гробницы были обозначены "уже рож­денные дети". Они имели вид 6 ямок от столбов или идо­лов и служили визирами для календарных наблюдений восходов Солнца и Луны в весенне-летнее полугодие. К этим-то братьям-месяцам и присоединялся возрожда­емый погребенный!

Комплекс IV слоя Высокой Могилы уникален, хотя отдельные его элементы имеют немало аналогов. Наи­более показательна выявленная В. И. Марковиным сим­волика кавказских дольменов. Исследователь обратил внимание на парные выпуклости над их дырообразными "входами", через которые не протиснуться и ребенку, и определили мужскую символику каменных затычек, за­крывающих "входы". Отсюда последовал вывод о за­ключенной в дольменах идее воспроизводства жизни, возрождения погребаемых (рис.7)...



Рис.7. Дольмены Кавказа с символикой жилища, утробы, Тельца.


Могила-чрево, важнейший смысл рассмотренных вы­ше человекоподобных конструкций, прослеживается и помимо конфигурации надмогильных досыпок или кром­лехов. Одна из таких ям раскопана В. Д. Михайловым недалеко от Каменной Могилы. Она имела вид антропо-морфной фигуры со стянутой талией и обращенной на восток головой. У головы лежал поверженный идол, вы­тесанный из каменномогильского песчаника. Скорчен­ный скелет взрослого человека был обращен головой на восток и занимал область сердца антропоморфной ямы. За спиной покойника были положены комок охры, то­чильный камень и бронзовый нож. Ров вокруг могилы подражал ее очертаниям.

Древнейшие могилы курганов № 3 и № 5 в окрест­ностях Высокой тоже имели человекоподобные очерта­ния, причем в первом случае такова же была и конфигу­рация насыпи.

Особенно выразительна символика катакомб. Часть из них напоминает кибитки — жилища кочевых ското­водов. Но сама конструкция катакомбы — входная яма, лаз и подземная камера — больше похожа на материн­ское чрево. Известны случаи, подтверждающие такое предположение.

Так, в кургане № 5 у Высокой Могилы лаз имел вид человекоподобной фигуры: камера, таким образом, сим­волизировала чрево. В Велико-Александровском курга­не на дне одной из камер открыта антропоморфная пло­щадка со следами сложного ритуала. Сначала на нее вылили какую-то жидкость, затем разложили неболь­шой костерок. Грязь и сажу покрыли циновкой, на кото­рой мелом и охрой воспроизвели детали женской фи­гуры. В область ее чрева положили новорожденного младенца, снабдив его серебряными витыми колечками ("змейками" или "бараньими рогами"), моделью повоз­ки из глины и охры, а также деревянной плошкой и аст­рагалом (косточкой стопы) барана или козла.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Космические тайны курганов"

Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Шилов

Юрий Шилов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"

Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.