» » » » Юрий Шилов - Космические тайны курганов


Авторские права

Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Шилов - Космические тайны курганов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Шилов - Космические тайны курганов
Рейтинг:
Название:
Космические тайны курганов
Автор:
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1989
ISBN:
5-235-00803-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Космические тайны курганов"

Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.



Космические тайны курганов.

Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».

В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.

Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.






Описанные могилы относятся к рубежу III—II тыся­челетий до нашей эры. В это время наметился упадок курганного обряда. Становится обычаем перекрывать досыпкой уже не одно, а несколько захоронений. При по­койниках появляются вещи: забота живых о почивших уменьшилась и возродилось древнее упование на само­стоятельность их в потустороннем мире.

Две половины мироздания, его женское и мужское начала, прослежены не только в третьей досыпке Высо­кой Могилы и в кавказских дольменах.

Сооружению кургана № 3 у села Атманай над одним из приазовских лиманов предшествовала особым обра­зом подготовленная площадка. За ее пределами сняли чернозем до желтого лесса, а оставленный нетронутым участок промазали илом. Получилось подобие головы барана — символ зодиакального Овна, который господ­ствовал в середине весны. На месте глаз Овна устроили два погребения: в левой, восточной глазнице — мужчи­ны средних лет, с булавой, а в правой — обломков ко­стей жертвенного человека.

Площадка и могилы были перекрыты насыпью, ко­торой придали вид оранты-роженицы: женской фигуры с воздетыми к небу руками и поджатыми ногами. Между ног вырыли треугольную яму-воронку, дно которой оформили в виде лица человека. Углубление рта запол­нили костями жертвенных животных: быка, коня и коз­ла. Фигура обращена головой на юг, а личина — на се­вер (рис.16).

Обряд, как видно, направлен на возрождение погребенных, причем мужское начало представлено весен­ним Овном.

Труднее понять символику фигурного рва под одним из курганов у села Желтый Яр на Одессщине (рис.13). В общем он имел вид круга с обращенным на северо-восток проходом и немного напоминал план Стоунхенд­жа II и III. Проход оформили в виде ног, а круг — в виде головы с рогами, направленными на запад и юго-запад. Прав В. Г. Петренко, говоря о соединении в этой фигуре животных и человеческих черт. При этом он ссылается на стелу из кургана № 1—3 у села Усатово, где изображена женщина с головой быка. Над головой показан двойной топор, наделявшийся в древности ма­гической силой. Правее и выше фигуры представлены большой и малый олени (очевидно, созвездия), а также три каких-то животных — быки или кони. Женщина-бык выступает, таким образом, в качестве космического божества. Уподобляемый ей ров из кургана у Желтого Яра как бы рождает летнее Солнце и имеет сугубо риту­альное назначение. Захоронений и каких-то остатков внутри его нет, однако он обожжен и заполнен золой.

Отец-Небо — образ, который следует ожидать в до­полнение к Матери-Земле. Ему вполне соответствует площадка — Овен из кургана у села Атманай. Однако пол многих человекоподобных конструкций, например, кромлеха из кургана № 41 у села Софиевка, недалеко от Каховки, остается неясным. Не исключено, что неко­торые из них были мужскими.

Известно два случая, когда мужская символика кур­гана не вызывает сомнений.

Курган у села Малая Белозерка в Запорожской об­ласти одиноко стоял среди ровной безводной степи. На­чало его раскопок удивило даже опытных археологов: 60 воронковидных ям глубиной в человеческий рост! А необходимости в них вроде бы не было: древние зем­лекопы, начав следующую, тут же засыпали предыдущую яму. Правда, в трех западных ямах обнаружился расчлененный скелет барана со следами огня, а в че­тырнадцати других — по одной-две створке речных ра­ковин. Но стоило ли из-за этого так надрываться? Что означали воронки?

Ответы дал обобщенный чертеж раскопок (рис.8).



Рис.8. Курганы с мужской символикой.


Выяснилось, что выкид из ямы протянулся на севе­ро-восток. На его конце была сооружена первичная на­сыпь. Семь ее последующих досыпок постепенно увеличили диаметр кургана, но часть воронковидных ям так и осталась за пределами западной полы. Некоторые до­сыпки имели крестообразные очертания и представляли собой человека с приподнятыми руками. А выступающий из-под их основания продолговатый выкид и воронки ниже его имели вид мужского органа. С этой символи­кой согласуются находки раковин в некоторых из воро­нок: моллюски издревле символизировали воспроизводство бытия, рождение и возрождение.

Интересен состав захоронений под этим мужским божеством. Люди различного пола и возраста погребе­ны и в ямах и в катакомбах; один на спине, другие — скорченно на боку. Один из покойников был сожжен на вершине кургана, как бы вознесясь в пламени и дыму к небесам. Прах собрали и захоронили в чреве мужепо­добной досыпки, обозначив сердце жертвоприношени­ем — ребрами крупного животного и горшком с какой-то жидкостью или кашей.

Подобная символика выявлена в строении одновре­менного, середины II тысячелетия до нашей эры, курга­на у села Михайлики под Полтавой. Его сооружению предшествовали две насыпи, объединенные костром, а затем третьей насыпью. Связанные с ними захоронения расположены по оси северо-восток — юго-запад; к вос­ходам летнего и закатам зимнего солнца. Затем был со­вершен ряд погребений по оси восходов и закатов в дни весеннего и осеннего равноденствия. Четвертая насыпь, перекрывшая все предыдущие, придала кургану вид мужского органа воспроизводства жизни...

В этом разделе мы познакомились с реальными про­образами Матери-Земли и Неба-Отца. Ныне они суще­ствуют лишь в словесных выражениях и представляются не более, чем поэтическим воплощением страны и при­роды. В первобытные же времена эти образы были на­много конкретней и действенней. Они, как мы видели, выражались и в культово-архитектурных формах, при­чем даже в функции животворящих Отчизны ("отцов­ской") и Родины ("рождающей").

Сила этих значений распространялась не только на живых, но и на умерших соплеменников, соединяя во­едино бытие и небытие, потусторонний и небесный миры людей и природу... Поэтому-то Мать-Земля и Небо-Отец и воплотились в погребальном обряде, в курганах. Они предназначались здесь для снятия противоречий между жизнью и смертью.

Такие памятники получили широкое распростране­ние. Мы уже рассмотрели дольмены Кавказа (рис.7). Фигуры с подобной символикой известны во Франции и в Англии; там их определяют как "яйцевидные кромле­хи типа Б", но они больше напоминают матрешек. Похо­жие сооружения имеются в центре Стоунхенджа II и III. Человекоподобные фигуры из огромных камней есть на островах Мальта и Сардиния. В первом случае это три уменьшающихся, соединенных проходами окруж­ности, передающих женскую фигуру, во втором — кон­туры головы и плеч. Исследователи относят эти памят­ники к III—II тысячелетиям до нашей эры и называют "Мальтийской богиней" и "Гробницей гиганта"... Недав­но английские архитекторы решили создать на их основе уникальный мемориал Праматери сущего: полость в ви­де женской фигуры внутри большого холма.

В Восточной Европе человекоподобные курганы и святилища просуществовали до скифского и даже сред­невекового времени.

Так, под насыпью кургана у села Водославка Ново­троицкого района Херсонской области был обнаружен обычный для скифов "солнечный" ров с проходами на запад и на восток. У проходов найдены остатки тризны в виде разбитых амфор и лошадиных черепов, а также обломок каменного изваяния. Необычным оказалось оформление площадки внутри рва. Подобно площадке под курганом у села Атманай, ее обкопали и промазали илом, ко здесь ей придали форму не символа Овна, а женской фигуры. Признак пола наиболее выражен ими­тацией беременности: полусферическим возвышением над катакомбной могилой. Примечательно, что в чрево женского божества воткнули топор: возрождение мыс­лилось воинственными скифами как прорыв из потусто­роннего мира. Это уже не соответствовало миролюбивым представлениям первобытнообщинной эпохи: шло фор­мирование раннеклассового рабовладельческого госу­дарства...

Крестообразность фигуры под курганом у Водослав­ки напоминает конфигурацию древнеславянского святи­лища X века у поселения Шумска па Житомирщине (рис.3). Академик Б. А. Рыбаков образно назвал его "Великаншей" и, помимо вполне очевидных рук, ног, головы, указал углубленный рот и жертвенник — серд­це... Святилище представляло собой полуземлянку, дере­вянные конструкции которой были затем сожжены. Оно очень напоминает описанные Юлием Цезарем жертвен­ники галлов: "огромные фигуры, члены которых, спле­тенные из прутьев, они наполняют живыми людьми и зажигают". Однако мелкие обломки костей в кострище внутри "Великанши" остались неопределенными; здесь же обнаружены обломки посуды, ножи, грузильца от ве­ретен.

Итак, рукотворная Земля-Мать (Родина) просуще­ствовала в Восточной Европе с III тысячелетия до на­шей эры до конца I тысячелетия нашей эры, до креще­ния Руси. Этому образу сопутствовал Небо-Отец. В глубокой древности такая мифологическая пара име­новалась Притхиви-матар и Дьяус-питар. Эти божества представлялись настолько взаимосвязанными (как и в IV слое Высокой Могилы, в Атманайском и Водослав­ском курганах), что объединялись часто в Дьяус-При­тхиви. Известно было и двуполое божество Дьява (пред­ставленное, вероятно, в курганах у сел Усатово и Жел­тый Яр на Одессщине). Подобные мифологические образы сохранялись в славянском Поднепровье вплоть до утверждения христианства и носили имена Дива и Дивии (Живии — "жизни").


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Космические тайны курганов"

Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Шилов

Юрий Шилов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"

Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.