» » » » Юрий Шилов - Космические тайны курганов


Авторские права

Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Шилов - Космические тайны курганов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Шилов - Космические тайны курганов
Рейтинг:
Название:
Космические тайны курганов
Автор:
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1989
ISBN:
5-235-00803-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Космические тайны курганов"

Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.



Космические тайны курганов.

Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».

В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.

Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.






Науке известны обычаи как добровольных, так и на­сильственных приношений в жертву людей. Для перво­бытнообщинного строя характерны первые, приурочи­вавшиеся к календарным датам и празднествам: мы их здесь и рассматриваем. Вторые же, насильственные жертвоприношения сопровождали в основном захороне­ния владык и другие ритуалы раннеклассовых обществ...

Археологические раскопки обычно не дают возмож­ности судить о том, была ли гибель жертвы доброволь­ной. В фильме "Даки" есть такой эпизод: лучшие юно­ши состязаются за право быть принесенным в жертву во благо народу; победитель отдает себя в руки жрецов, которые сбрасывают его со скалы на острые колья. Этот сюжет исторически достоверен. Но если бы архео­логи нашли останки такого героя, то следы поврежде­ний на костях привели бы, несомненно, к однозначному выводу: "погиб насильственной смертью". Один из ред­чайших случаев проникновения в тайну события предо­ставила ученым находка в центре святилища у Фриб­ритца (Австрия). Женщина 19—20 лет была убита дро­тиком или стрелой в позвоночник. В момент гибели она лежала ничком на земле и не была связана или прижата, что позволяет предположить ее самопожертвование. Важно, что окружавшие жертву рвы и валы представля­ли собой обсерваторию календарного назначения — од­ну из предшественниц Стоунхенджа, воронковидные "лунки Обри" которого содержат останки сожженных людей.

От этих вот ритуалов начала IV—III тысячелетий до нашей эры и происходят, вероятно, воронки "степных пирамид" III—II тысячелетий. А безымянная героиня из обсерватории у Фрибритца — древнейшая (среди науке известных) представительница "космических странни­ков", отправлявшихся на небеса за благами для народа.

Уделом жертв было странствие от земли к небесам, поддержание связей между мирами. Поэтому обычно жертвоприношения лишены вещей, а их могилы-воронки не имеют убранства. То ли дело погребенные, сопрягав­шиеся со стабильной функцией "принятия небесных да­ров"! Они наделялись различными вещами ритуального и даже личного пользования, их могилы нередко украша­лись и символизировали миропорядок, так что по ним можно судить и о том, как представлялся мудрецам Космос.

Потусторонняя обитель племен ямной культуры произошла, по-видимому, от тех же "домов собраний" днепро-донецкой культуры, откуда "выплыли" и моги­лы-ладьи. Но если в последних акцентировались пред­ставления о потусторонних странствиях, то в первых — представления о стабильности мироздания.



Рис.6. Символика жилища в древнейших погребениях Высокой Могилы.


Здесь мы снова обращаемся к Высокой Могиле, к предыстории появления в ней захоронения "космического странника". Поскольку этот, один из древнейших кур­ганов возник именно как имитация потусторонней оби­тели.

Первичная насыпь Высокой Могилы сооружена над овальной ямой, которая могла символизировать лодку или яйцо. Последнее вероятней, так как в отличие от "лодочников" той же поры, покойник (мужчина средне­го возраста) был уложен в могилу не вытянуто на спи­не, а скорченно на боку. Известно, что такое положение уподобляло умершего зародышу или плоду в материн­ской утробе... Лицо и темя покойника были обращены к восходам зимнего и летнего Солнца, голову и ступни (то есть "верх" и "низ") окрасили охрой. В отличие от помещавшихся в "дома собраний" умершего не снабди­ли вещами; за этим фактом проступает насыщение обря­да представлениями о жертвенности и странствиях по­гребенного.

Эти представления отразились в сожжении хижины, которую предварительно соорудили над тщательно пе­рекрытой могилой. Ритуал сожжения мог означать, кро­ме того, защиту от злых потусторонних влияний и воз­несение погребаемого на небеса. Истоки перечисленных выше мотивов уходят, вероятно, в очень своеобразный обычай трипольских племен: оставляя истощенные паш­ни и переселяясь на новое место, они приводили в поря­док поселок — и сжигали его!

Хижина еще не успела догореть, как огонь стали за­брасывать комьями дерна и чернозема. Затем насыпь упорядочили, придав ей форму вытянутого с юга на север овала. Он, вероятно, соединил в себе образы праяй­ца и небесной обители, объединенных между собой устремляющимся кверху огнем.

Спустя некоторое время в восточную полу первичной насыпи впустили новое захоронение. В отличие от пре­дыдущего его перекрыли камнями и соорудили над ним не копию, а символ жизни. Этот символ представлял собой каменный столб и вход в виде разомкнутых ка­менной стенки и рва, расположенных юго-восточнее мо­гилы. Ворота и столб простояли недолго. Их завалили и одновременно справили тризну, от которой сохрани­лось кострище и обломки горшка. Соорудив следом земляную досыпку, участники ритуала разожгли еще один костер, на ее южном склоне.

Претерпев такие вот изменения, идея жилища пре­образовалась в кромлех — кольцо из камней, выложен­ное вокруг погребения на вершине кургана.

Интересно, что подобные преобразования прослеже­ны и английскими археологами. Каменному кромлеху Стоунхенджа предшествовал деревянный Вудхендж, ре­конструируемый специалистами как огромное круглое здание с конической кровлей. Рискованно, конечно, предполагать прямые связи между Солсберийской рав­ниной и междуречьем Днепра — Ингульца, но без опо­средованных связей тут никак не обошлось!.. Их мы по­пытаемся выявить в начале второй части книги.

Кромлехи были обнаружены на вершине III слоя Высокой Могилы, вокруг первого захоронения соседнего кургана № 4 и древнейших погребений Велико-Алек­сандровского кургана, заложенного в 8 километрах от двух предыдущих (рис.12).

То, что кромлехи символизируют годовой цикл Солн­ца и окруженное горизонтом пространство Вселенной, известно науке давно. Более ранний из двух велико-александровских кромлехов существенно детализировал эти познания. На нем была изображена зодиакальная сцена: красный бык — Телец шествует на юг вслед за парой собак (Большой и Малый Пес), изгоняющих чер­ного вепря (очевидно, Стрельца — Скорпиона).

В начале III тысячелетия до нашей эры, когда был заложен Велико-Александровский курган, в зоне его расположения такую сцену можно было наблюдать а период летнего солнцестояния. С закатом Солнца на не­бе появлялся Телец, скрывавшийся полгода за горизон­том, а Стрелец — Скорпион или Вепрь на полгода исчезал с небосвода. После солнцестояния добрый Телец с наступлением ночи все выше поднимался над горизон­том, чтобы в полночь осеннего равноденствия достичь кульминации (высшей точки) и начать затем опускать­ся, уступая в период зимнего солнцестояния небосвод злому Вепрю... Кульминации небесных светил в Север­ном полушарии происходят на юге. Здесь в I кромлехе Велико-Александровского кургана оставлен был щелевидный визир. С внутренней стороны эту щель блокиро­вали ямой с двукратным человеческим жертвоприноше­нием, которым отметили драматические календарные даты.

Зодиак в переводе с древнегреческого означает "зве­риный круг". Отсюда явствует, что созвездия издревле представлялись охотникам, а затем скотоводам и зем­ледельцам животными небесного свода. О сложившемся еще в ледниковый период представлении о Большом Не­бесном Олене мы говорили. В малоазиатских святили­щах VII тысячелетия до нашей эры прослежена замена этого образа домашними быками и овцами, шествую­щими уже не в центре небосвода, а над горизонтом.

К началу III тысячелетия до нашей эры уже суще­ствовали, наверное, развитые зодиакальные календари. Во всяком случае, на храмовых печатях Шумерского царства нередко встречаются сцены, подобные рассмот­ренной выше. В Поднепровье ее могли занести пред­ставители куро-араксской культуры, одно из погребений которой и было совершено в центре I Велико-Александ­ровского кромлеха. Затем в него впустили погребение трипольской культуры. Таким образом отразился пря­мой контакт выходцев из Передней Азии и Балканского полуострова.

На этих территориях, а также в куро-араксской и трипольской культурах было принято хоронить на посе­лениях и даже в домах. Так что какие-то представления о потустороннем жилище должны были перенестись и на I кромлех. А зодиакальные представления наполнили ею символикой Космоса — "миропорядка". И мы про­следили, что Космос здесь образуется в преодолении Хаоса: изгоняется Вепрь, а Телец встречается, наверное, человеческими жертвоприношениями.

II кромлех Велико-Александровского кургана имел человекоподобные очертания. Он окружал древнейшее погребение кеми-обинской культуры, сложившейся вследствие сосуществования тех групп населения, которые были представлены в первом кромлехе.

Характерной особенностью кеми-обинской культуры Нижнего Поднепровья и Крыма, а также близкой ей дольменной культуры Западного Кавказа являются гробницы из каменных плит. Нередко эти гробницы до­вольно отчетливо передают строение дома, особенно фа­сада: порога с навесом, обозначенного дырой или каким-либо символом входа, "прихожей" в виде предваряющей погребение камеры. Существенная разница между кав­казскими дольменами и кеми-обинскими ящиками за­ключалась в крайней редкости кромлехов и курганов над первыми: дольмены представляют собой наземные сооружения из плит весом до 14 тонн каждая, а вместо кромлехов ко входам иногда примыкают каменные оградки — "дворики" (рис.7). Снаружи вход в дольме­ны обрамлялся иногда знаками Солнца и струящегося с неба дождя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Космические тайны курганов"

Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Шилов

Юрий Шилов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"

Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.