Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космические тайны курганов"
Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.
Космические тайны курганов.
Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».
В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.
Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.
На этих территориях, а также в куро-араксской и трипольской культурах было принято хоронить на поселениях и даже в домах. Так что какие-то представления о потустороннем жилище должны были перенестись и на I кромлех. А зодиакальные представления наполнили ею символикой Космоса — "миропорядка". И мы проследили, что Космос здесь образуется в преодолении Хаоса: изгоняется Вепрь, а Телец встречается, наверное, человеческими жертвоприношениями.
II кромлех Велико-Александровского кургана имел человекоподобные очертания. Он окружал древнейшее погребение кеми-обинской культуры, сложившейся вследствие сосуществования тех групп населения, которые были представлены в первом кромлехе.
Характерной особенностью кеми-обинской культуры Нижнего Поднепровья и Крыма, а также близкой ей дольменной культуры Западного Кавказа являются гробницы из каменных плит. Нередко эти гробницы довольно отчетливо передают строение дома, особенно фасада: порога с навесом, обозначенного дырой или каким-либо символом входа, "прихожей" в виде предваряющей погребение камеры. Существенная разница между кавказскими дольменами и кеми-обинскими ящиками заключалась в крайней редкости кромлехов и курганов над первыми: дольмены представляют собой наземные сооружения из плит весом до 14 тонн каждая, а вместо кромлехов ко входам иногда примыкают каменные оградки — "дворики" (рис.7). Снаружи вход в дольмены обрамлялся иногда знаками Солнца и струящегося с неба дождя.
Росписи кеми-обинских гробниц встречаются чаще. Это, как правило, нанесенные охрой вертикальные "елочки" с чередованием ветвей вверх и вниз. Такое сочетание можно понимать как сопоставление "древа жизни" с его потусторонним антиподом, что соответствует сочетаниям бревенчатой вымостки и опорного столба в кургане у селения Цнори, "восходящей и нисходящей" воронок и тому подобное. С. А. Дворяниновым установлено, что числовое соотношение "елочек" на стенках гробниц отражают лунные календари.
Отчетливая календарная роспись покрывала стены кеми-обинского ящика 3 из Высокой Могилы (рис.14). Однообразие в чередовании "елочек" местами нарушено, и тогда можно судить о конкретных датах годового цикла; наиболее выделено летнее солнцестояние. Справа от уложенного головой на восток погребенного было запечатлено весенне-летнее, а слева — осенне-зимнее полугодие; торцовые же стенки гробницы были сплошь окрашены охрой. Важно, что к южной, левой относительно покойника, стене примыкала воронка с имитацией Хаоса: с жертвенными останками растений, животных (?), людей, освященных огнем и покрытых затем водой и землей. Ритуал включал костер из соломы и жира, в который бросили обломки черепа взрослого человека, и все это залили илом... В этом случае противостояние Космоса (гробницы) и Хаоса (воронки при ней) вполне очевидно.
Менее очевидно такое противостояние в следующем кеми-обинском погребении 4. Однако невыразительность воронки была восполнена весьма содержательной росписью ящика (рис.15).
Гробница ориентирована по оси север — юг. Ее продольные стенки сложены из шести плит, поперечные из четырех, две образовали дно и кровлю гробницы, еще одна малая плита была уложена сверху и не несла никакой конструктивной нагрузки. Очевидно, что даже в количестве плит отражен календарь — подобный выявленному и в росписи погребения 3. Особенностью календаря в обоих случаях является тринадцатый дополнительный месяц, характерный для 354+11 (12)-суточного лунно-солнечного календаря.
В отличие от предшествующей стены гробницы 4 расписаны были не полностью. Изобразительный фриз располагался вдоль потолка, а снизу, на середине высоты стен, ограничивался общей горизонтальной чертой. На центральной плите восточной стены фриз был расширен и книзу и кверху семью и двумя косыми черточками. Общее их количество соответствует сроку беременности, а местоположение — направлению восходов солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия. Черточки означали, по-видимому, "возрождение" покойника на рассвете весеннего равноденствия.
Над выходом, на большой плите перекрытия изобразили семь точек — обозначивших, вероятно, месяцы благоприятного полугодия. А на нижней стороне малой плиты перекрытия нанесен был П-образный знак, как бы защищающий гробницу с юга, где при погребении 3 находилась воронка с имитацией Хаоса (при погребении 4 воронку устроили с севера). В вертикальной композиции росписи заметно стремление отмежеваться от Хаоса: изображение есть на перекрытии — "небе" (см. выше) и на фризе под потолком (см. ниже); отсутствие изображений на нижней половине стен и на дне указывает на исключение из годового и других циклов Вселенной "нижнего" или "потустороннего" мира.
Каждая из 10 плит, образующих стены, украшена особым символом. Изображения на поперечных южной и северной стенах организованы вертикально, на продольных же восточной и западной — горизонтально. Причем заметны соответственно подобия с человеческими фигурами и лежащими деревьями. В символике фриза, таким образом, заложено сопоставление циклов человеческой жизни и времен года.
Наиболее реалистичны две человекоподобные фигурки на южной стене, перед лицом погребенного. Они имеют стреловидные головы, точки-бусы под ними и схематично обозначенные конечности. Пару фигурок на противоположной стене можно назвать человекоподобными только при внимательном сопоставлении с первой. "Бусы", да и то не на шее, а сбоку, имеет лишь одна из фигур. Главное же отличие заключено в том, что эта пара изображена вверх ногами — известный прием передачи зависимости или смертности. В целом же цикл из четырех фигурок можно трактовать как символ детства и юности, зрелости и старости.
К первой паре примыкают две боковые плиты с наиболее реалистичными изображениями дерева. Западное, примыкающее к "детству", изображение максимально упрощено, а восточнее подобно ему, но соединено с женским и мужским символами. Очевидно, что это знаки зимы и весны. За "весной" следует рассмотренная выше плита с символикой выхода и возрождения — это, наверное, "лето". Затем были установлены и расписаны две малые плиты, примыкающие ко второй, перевернутой паре. На восточной малой плите представлена точка с лучами — знак "жаркого солнца" или "зноя". На западной же плите изображено две группы черточек, обращенных друг к другу сверху и снизу — "дождь и растения". Затем следуют плиты со знаками "осени" и отмеченной выше "зимы".
Календарные основы росписи открываются при подсчетах точек и черточек, ее составляющих.
Точек на стенах 13:12 в виде "бусин" на поперечных стенках и 1 в знаке "зноя" на восточной стене. Это соответствует количеству плит и также отражает лунно-солнечный календарь. Количество черточек на южной и северной стенках равно 27 и 29, что соответствует драконическому и синодическому месяцам. Важно, что первая, вверх головами изображенная пара антропоморфных фигур связана с драконическим месяцем, исчисляемым по узлам (моментам пересечения земной и лунной орбит) "вечной" Луны, тогда как опрокинутая пара — с фазами "рождающейся и умирающей" Луны. Бессмертие и смертность неких человекоподобных божеств — вот что, оказывается, лежит в основе противопоставления фигур на южной и северной стенах!
В отличие от предшествующего погребения 3 календарь погребения 4 был не детализирован, а лишь обозначен. Приведенные выше числовые соотношения исчерпывают конкретные его проявления, а дальше следует магия календарных чисел. Так, количество черточек на продольных восточной и западной стенках равно 112, то есть (27+29) X 2; общее же количество черточек 168, то есть 56+112, что соответствует числу суток в шести усредненных лунных месяцах: ((27+29)/2)х6.
Если увеличить 168 вдвое, то есть довести число месяцев до 12, то получим 336. Это магическое число мудрецов древности; вместе с тем оно соответствует количеству лунных ночей по лунному календарю из 354 суток...
Пример кеми-обинских погребений 3 и 4 из Высокой Могилы, особенно росписи гробницы последнего, показывает глубину и детальность разработки образа Космоса в "пирамидах степей" середины III тысячелетия до нашей эры. В высших своих проявлениях они ничуть не уступали разработкам египтян и шумеров. Осмелюсь даже утверждать — превосходили! Ибо в отличие от наиболее развитых первобытнообщинных (или, как еще говорят, первобытнокоммунистических) культур тогдашних Европы и Азии, Шумер и Египет находились уже на стадии рабовладельческого строя. Эта и последующие классовые формации весьма преуспели в разработке содержания, в совершенствовании форм, но они все далее отходили от сути: от тесных связей общественного бытия с мирозданием, от умения снимать накапливающиеся между ними противоречия... Ниже, до конца этой книги, мы будем стараться понять, как первобытные мудрецы блюли сущность культуры и чего удалось им достигнуть.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космические тайны курганов"
Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"
Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.