Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы теории коммуникации"
Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.
Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.
Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.
Прагматическая – пожатие рук означает установление контакта; кивок головы – согласие (за исключением болгар); поеживание означает, что человеку холодно; стоять со скрещенными руками на груди означает демонстрацию независимости или отчужденности.
Эмоциональная, или экспрессивная, – знаки, дополняющие информацию об эмоциональном состоянии партнера по общению или подменяющие его речевую коммуникацию: нахмуренные брови, громкий крик. Суетливые движения, сопровождающие речь, означают волнение выступающего[113].
Классификация невербальных средств общения, выделяемая прежде всего по критерию органов чувств человека, включает в себя следующие виды: кинесику, вокалику, такесику (хаптику, или гаптику), проксемику, ольфакторы (одорику), артефакты. Некоторые авторы выделяют хрономику и хемофакторы (густику), физические характеристики (формы тела, размеры, цвет волос), эстетику (музыку, цвет)[114].
Кинесика, кинетика (кинема – движение) – зрительно воспринимаемые движения тела, лица и глаз, выполняющие выразительно-регулятивные функции в общении: жесты, позы, походка, мимика, взгляды. Кинесика – один из невербальных кодов на основе культурно специфических движений тела человека. Минимальной единицей жестового языка является херема (греч hejr – рука). «Открытые», т. е. позитивные сигналы-кинемы, которые располагают к общению – это ладони, повернутые вверх, естественная, a не «деланная» улыбка, которая длится лишь 3–5 секунд. Это также контакт глазами с говорящим, приподнятые уголки губ, лицо не застывшее, а динамическое, руки на столе ладонями вверх. Открытые сигналы: человек стоит, слегка подавшись вперед, при этом уголок правой или левой ступни непроизвольно повернут к собеседнику. «Закрытые», негативные сигналы кинесики: отвернуться от собеседника, отвести взгляд, ухмыльнуться, погрозить указательным пальцем, сжать пальцы в кулак, руки оставить за спиной, встать в «позу Наполеона» и т. п.
Для повседневных коммуникаций полезно знать некоторые невербальные проявления, характерные для того или иного психологического состояния. Состояние неуверенности и раздражения передают такие сигналы, как частое покашливание, постукивание ногой по полу, ручкой по столу, позвякивание предметами в кармане, покусывание ручки. Состояние напряженности проявляется в крепко сжатых руках, их потирании, расхаживании взад и вперед, развернутости тела (головы) по направлению к окну или двери (желание уйти). Состояние закрытости – это скрещенные на груди руки, скрещенные ноги, сжатые ладони. Интерес к собеседнику проявляется в наклоне к нему корпуса, в наклоне головы набок; в руке, собранной в кулак, подпирающий щеку с вытянутым вверх пальцем. Скрытость, сомнение выражаются в прикрытом руками ртом, касании кончика носа, потирании глаз, дотрагивании до уха, почесывании шеи[115].
Вокалика – характеристики голоса. Она включает просодику (просодос – от греч. ударение), т. е. ритмико-интонационные стороны речи: тембр и ритм речи, громкость, интонация, тональность, модуляции и артикуляция голоса, и экстралингвистику, т. е. включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека: вздохи, кашель, плач, рыдания, придыхания, нытье, смех. «Закрытые», негативные сигналы вокалики: крики, ворчание; усталость передает мягкий и приглушенный голос с пониженной интонацией.
Такесика (хаптика, или гаптика) – коммуникация посредством прикосновения. Это динамические касания, прикосновения в форме похлопываний, поглаживаний, рукопожатий, поцелуев, объятий. Такесика – это один из невербальных кодов, организующих сведения о мире, полученные по осязательному сенсорному каналу. Такесические средства НВК более, чем другие, выполняют функции статусно-ролевых отношений и служат индикатором степени близости общающихся. Среди незнакомых лиц, кто имеет право прикасаться к телу другого человека кроме жестов приветствия-рукопожатий, – это врач и священник. Прикосновения к начальнику фамильярны и некорректны. Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений или равенства положения общающихся. Существует три типа рукопожатий: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
Проксемика – это пространственное расположение и ориентация партнеров по общению, дистанция между ними; это один из невербальных кодов, основанный на культурно-специфической организации пространства между партнерами по общению. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Американцев удивляет наша «скученность» в переполненном транспорте, а русских – расстояние между американцами до 0,5 метров в очереди при посадке на транспорт. Теоретик межкультурной коммуникации и автор термина «проксемика» американский антрополог Эдвард Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры: интимная дистанция (до 45 см) возможна между самыми близкими; персональная (45—120 см) допустима при общении со знакомыми; социальная (120–400 см) предпочтительна при официальном общении; публичная (от 400 до 750 см) желательна при публичном выступлении. Так называемые круглые столы имеют архетип овала, круга – прообраза Вселенной, космоса, амфитеатров Колизея. Имея равное расстояние от центра окружности, столы без углов способствуют свободному обсуждению спорных проблем. Соперничающий или оборонительный характер общения предполагает садиться за столом напротив друг друга, кооперативное или дружеское общение – занятие позиции с одной стороны стола или рядом друг с другом.
Ольфакторы (ольфактика, или одорика) – это естественные или искусственные запахи человека и окружающей среды, сопровождающие процесс коммуникации; это один из невербальных кодов на основе запахов, обоняния. Ольфакторы имеют огромное практическое значение в межкультурной коммуникации. Многие восточные народы не воспринимают запах вареных яиц, а европейцы – запах жареной просоленной рыбы, что является деликатесом для вьетнамцев. Для эффективной деловой коммуникации важно знать, что в публичных местах (больницах, библиотеках, в транспорте) нежелательно пользоваться духами, которые могут быть раздражающим фактором для окружающих.
Хемофакторы, или густика, – это вкусовые ощущения, один из невербальных кодов, организующих информацию, связанную со вкусовыми ощущениями. Они также различаются в разных культурах, что необходимо учитывать в межкультурной и этнокультурной коммуникациях, в практике паблик рилейшнз, в туристическом и гостиничном бизнесе, в кейтеринге.
Хрономика – это структурирование времени в коммуникациях. Хрономика (реже – хронемика) – совокупность культурных и коммуникативно значимых представлений о времени, его структуре, культурных и семиотических функциях. Разные этносы по-разному воспринимают время. Известна пунктуальность немцев, американцев, а вот в арабских странах опоздание на личные встречи – это почти норма. Правила современной бизнес-культуры в серьезных российских компаниях не допускают опозданий без уведомления или предупреждения об этом.
Артефакты – неприродного происхождения предметы, созданные в конкретной культуре. Это не врожденные, а созданные, искусственные элементы, визуально воспринимаемые и во многом влияющие на самопрезентацию в общении и на восприятие образа партнера по общению. Артефакты – это одежда, украшения, косметика, аксессуары (галстук, шарф, сумка, перчатки, курительная трубка, пояс и т. п.). Одежда и косметика должны функционально и уместно соответствовать обстановке (деловая, домашняя, праздничная, карнавальная одежда и соответствующий макияж), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному статусу и стилю. При собеседовании в приличной и уважаемой компании следует избегать следующих элементов одежды и аксессуаров: шорты или пляжные брюки; красные портфели, галстуки, рубашки; кожаная куртка; потрепанная одежда и несвежая рубашка; чрезмерное увлечение ювелирными украшениями; использование крупных браслетов и серег, серьги в носу, губах; обувь с открытыми задниками или без задника; летом недопустимы голые женские ноги, обязательны чулки или колготки нейтральных цветов; галстук – «бабочка» у мужчин[116].
Профессиональные стилисты выделяют более десяти стилей одежды, но основных стилей четыре. Традиционный стиль: при таком отношении к одежде удовлетворяется потребность принадлежности к большинству («Быть как все»). Для людей, придерживающихся такого стиля, характерно избегание крайностей и авангардизма, они – потребители ширпотреба, женщины часто меняют одежду. Престижный стиль: одеваясь в престижных магазинах, покупая вещи с фирменными знаками, выбором дорогой одежды, люди хотят подчеркнуть свое социальное и материальное положение, особый статус. Демонстрация престижного стиля, материального достатка далеко не всегда свойственна реально богатым людям. Оригинальный стиль: при выборе одежды люди, придерживающиеся такого стиля, воплощают собственные идеи, не повторяя одежду других. Оригинальность может быть достигнута не погоней за модой, эксклюзивными дорогими моделями, а редкостью ткани, кроя, отделки, сочетания цветов. Модный стиль: стремление к новому, переменам, незнакомым ощущениям. Такой стиль противостоит как традиционному, так и оригинальному. Далеко не всем последователям изменчивой моды удается критично соотнести все это со своей внешностью[117].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы теории коммуникации"
Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"
Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.