Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы теории коммуникации"
Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.
Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.
Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.
6. Анализ средств распространения культуры приводит к выводу о различении двух типов коммуникации: 1) синхронных коммуникаций, обеспечивающих передачу моментальной информации (гонец – дорога – глашатай – молва); 2) диахронных коммуникаций, гарантирующих передачу, трансляцию консервированной информации (печать, мода, обряд, обычай, обучение, традиции). Первый тип коммуникации ориентирован на пространственное перемещение сообщений, используется в межличностном общении и коммуникациях в группах. Главное в нем – увеличение скорости и дальности передачи информации. Второй тип коммуникации ориентирован на временное историческое передвижение сообщения, на его сохранение, консервацию[82].
7. Динамика эволюции социальной коммуникации свидетельствует о том, что качественно изменяются не только каналы коммуникации, но и ее реципиент. Тенденция: «от эзотеризма к просветительству: изменение типа реципиента» – свидетельствует о том, что по мере расширения гласности, эмансипации личности, демократии и доступности пользования коммуникационными институтами (библиотеками, СМИ, образовательными учреждениями) меняются не только коммуникаторы (субъекты, социальные группы и институты, формирующие, передающие информацию и ее контролирующие), не только традиционные формы передачи опыта, но и тип реципиента, который также становится все более массовым. Исчез сакральный институт жречества, сегодня книги могут покупать даже школьники, а не представители привилегированных сословий, как это было ранее.
Процесс усложнения средств коммуникации повлиял на увеличение свободного времени человека, что сделало возможным тратить его не только на удовлетворение базовых физиологических потребностей, но и на образование, творчество. Так, первобытный человек более семи лет своей жизни (из приблизительно 18 лет) тратил на еду, шесть лет – на труд, а на творчество и свободное время всего три года. Человек феодальной эпохи из 35 лет своей жизни 13 лет спал, год ел, 10 лет работал, восемь лет занимался творческими видами деятельности. Человек индустриальной эры (средняя продолжительность жизни – 70 лет) 24 года тратит на сон, более двух лет – на еду, около восьми лет – на сугубо трудовую деятельность, а остальное время – на образование, творческие виды деятельности и досуг[83].
Средства массовой коммуникации (СМК) – это мощные каналы пропагандистского и агитационного воздействия и влияния на изменение общественного и индивидуального сознания человека как существа «коммуникационного». На смену человеку «разумному», «общественному», «прямоходящему», «умелому» («работающему»), «говорящему», «понимающему», «играющему», «экономическому», «потребляющему», «политическому» пришел человек «семиотический». Наращивание скорости переработки и накопления информации привело к появлению человека не только как «коммуникативного», но и как «семиотического» существа, живущего в паутине новых культурных смыслов и значений[84].
Массовые коммуникации повлияли и на изменение облика и состава не только образованной общественности, но и «публичного сословия», публики. Публика – это регулятивный идеал демократической формы правления, центральное понятие либерально-демократических теорий. В истории социально-философской и социологической мысли понятие публики получило развитие в виде понятий «публичного пространства» (Ханна Арендт), «публичной сферы», или «публичности» («общественности») (Ю. Хабермас) и общественного мнения. Публичная сфера поддерживается гражданским обществом – сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов[85].
В социологии культуры публика понимается иначе: так, с начала до конца XIX в. публика как общность, имеющая общие духовные ценности, формировалась в рамках литературной практики (XIX в. – век литературы). Первая треть ХХ в. – это период театральной публики. С 1950-х гг. публику формирует кино, а на рубеже 1980–1990 гг. «публичное сословие» формируется не только под воздействием «контента» телевидения, но и Интернета. Более того, интернет-коммуникации изменили личность, опыт и формы ее виртуального общения, интеракции и персонализации. Зарубежные исследователи У. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт по результатам самоописаний на основе самоидентификации подразделяют пользователей Интернета на «хакеров», «любителей» и «прагматиков». «Хакеры» идентифицируются с группой пользователей интернет-сети. «Прагматики» идентифицируются с общими социальными ролями и моделями поведения, в том числе семейными. Для «любителей» интернет-коммуникации имеют значимость с точки зрения недостатков межличностного общения со сверстниками[86].
Информационное общество все более становится джойнеровым. Джойнеровая (от англ. to join – присоединяться) коммуникационная сеть – это неформализованная самоформирующаяся информационная система, создаваемая активистами клубов и обществ, вносящих в Интернет свое субъективное и не всегда профессиональное мнение. Тем не менее они активно влияют на выборку опросов и зачастую искажают сущность профессиональных сообществ. В научный оборот вводится концепция процесса инфосоциализации посредством овладения «юзеровской» субкультурой пользователей интернет-сети[87].
8. Общей закономерностью эволюции является закономерность информационная: противостояние информации и энтропии (неопределенности) – это закономерность прогресса в природе и в обществе. Развитие сложных систем определяется устойчивой и усиливающейся в ходе отбора тенденцией к наращиванию скорости переработки и накопления информации, что наиболее ощутимо реализуется в постиндустриальном обществе. Основными составляющими интенсификации информационных процессов являются: неуклонное возрастание скорости передачи сообщений; увеличение объема передаваемой информации; ускорение ее обработки; все более полное использование обратных связей; увеличение объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения; рост технической оснащенности управленческого труда. Скорость передачи информации определяется характеристикой канала и способом кодирования информации. Совершенствование системы кодирования создает культурный потенциал для информационного прорыва.
Иллюстрацией информационного отбора является историческая трансформация института связи, задачей которого с древних времен является передача информации (световой, акустической, почтовой, телеграфной, телефонной и т. п.). Накопление и синтез технико-культурных элементов приводит к появлению новых средств массовой коммуникации. Самым действенным способом повышения плотности информации является движение к новым, синтетическим, полисенсорным, многоканальным видам искусства[88].
9. Для понимания закономерностей развития средств связи и каналов коммуникации важно отметить, что интервалы между научными открытиями и его техническим использованием все более сокращаются. Например, практическая реализация принципа, на котором основана фотография, была осуществлена более чем через столетие (1727–1837), для создания телефонной связи потребовалось немногим более 50 лет (1820–1876). Для радио – 35 лет (1867–1903), радиолокации – 15 лет (1925–1940), телевидения – 12 лет (1922–1934), атомной бомбы – шесть лет (1939–1945), транзистора – пять лет (1949–1953), для интегрирующих схем – три года (1958–1961)[89].
10. Одним из условий смены способов коммуникации и закономерностью эволюции социальной коммуникации было рождение новой техники в результате прогресса культуры в целом. Технический прогресс порождал также новые социальные потребности, и в частности потребности в накоплении информации, которая не умещалась в предшествующих способах фиксации и коммуникации. Так, содержание тысяч томов книг, хранящихся в библиотеках, умещается на интегральных схемах компьютеров. С другой стороны, причины возникновения новых способов коммуникации лежат в социальных потребностях изменившегося образа жизни и форм жизнедеятельности человека, возникающих на основе развития способа производства[90]. Таким образом, движущими силами развития коммуникационной истории были потребности людей: в более быстрой передаче информации (скорость); в больших объемах (количество); на более дальние расстояния (дальность); в более совершенном виде (качество); с наименьшими затратами (экономичность); в равенстве доступа к информации (информационное равенство)[91].
11. СМК возникают на строго определенной стадии развития того или иного общества, в конкретных исторических обстоятельствах и в связи с появлением социальных потребностей. «Функциональный эквивалент техники», те или иные каналы коммуникации объективно взаимосвязаны с теми потребностями, которые данные виды техники и средства коммуникации способны удовлетворить. По мнению английского ученого К. Черри, письменность и затем книгопечатание явились мощным средством удовлетворения жизненной потребности людей в записи, хранении и передаче информации. Почта, телеграф и телефон увеличили скорость передачи сведений, облегчили задачу поддержания связей общества и ускорили развитие экономических, торговых и финансовых отношений. Пресса стимулировала развитие чувства социальной сопричастности, развивала интерес к многообразию мира, расположенного за пределами личного окружения человека. Радио и позже телевидение усилили процессы социальной интеграции, позволили аудитории стать соучастницей событий в момент их свершения. Все они явились источниками распространения культуры, новых форм досуга, расширили возможности для образования и просвещения[92].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы теории коммуникации"
Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"
Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.