» » » » Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации


Авторские права

Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Здесь можно купить и скачать "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации
Рейтинг:
Название:
Основы теории коммуникации
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-02524-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы теории коммуникации"

Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.



Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.

Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.






В 1903 г. появилась двухсторонняя пластинка, в 1920-е гг. – патефон, в 1940 г. – электропроигрыватели, в 1940–1950 гг. – магнитофон, в 1970-е гг. – видеокамеры, в 1982 г. – компакт-диски. С 1990-х гг. быстро развиваются цифровые технологии[77].

Первые реально действующие ЭВМ (электронно-вычислительные машины) были изобретены в США (1946 г.), Англии (1949 г.) и СССР (1950 г.). Основоположником работ по созданию ЭВМ в СССР был академик С.А. Лебедев. Под его руководством в 1966 г. была создана БЭСМ-6, которая производила 1 млн операций в секунду. В 1961 г. в Киеве под руководством В.М. Глушкова была сконструирована полупроводниковая машина «Днепр», и в этом же году в Киеве создан Институт кибернетики АН УССР.

«Взрывом» средств коммуникаций можно считать появление компьютеров. Первое поколение компьютеров (на вакуумных лампах) появилось в 1940-х—1950-х гг., второе (на транзисторах) – в начале 1960-х гг., третье (на интегральных схемах) – в конце 1970-х гг., четвертое (высокой степени интеграции) – в 1990-х гг., пятое, связанное с очень высокой степенью интеграции схем и цифровых технологий, – в стадии разработки. Первый персональный компьютер создал в 1981 г. Стив Джобс, основатель фирмы Apple. Этому предшествовали разработки в 1953 г. первого в мире высокоскоростного принтера, в 1963 г. – манипулятора («мыши»), а в 1977 г. – цветного графического монитора. В СССР опытные образцы первых персональных ЭВМ (компьютеров) «Агат» были произведены в 1982 г. В 1985 г. компания Microsoft представила Microsoft Windows по доступной цене в 100 дол. В 1990 г. эта компания выпустила MS Windows 3.0. В 1996 г. Intel производит процессор Pentium MHZ. В 1999 г. в продажу поступает Microsoft Office-2000, и на веб-сайте компании Microsoft становится доступной бесплатная версия Internet explorer 5.0. Работа над концепцией новой Всемирной сети «Интернет» началась в 1973 г., и в этом же году появился термин Internet – сокращение от Interconnected Network – «соединенные сети». В 1996 г. число пользователей сети «Интернет» вырастает до 50 млн человек, доля женщин среди пользователей в 2000 г. составила более половины – 50,4 %. 20 марта 1998 г. впервые проводился Всемирный день Интернета, с 1999 г. в его сети появляются музыкальные файлы. Уже в 1999 г. число его пользователей выросло до 300 млн человек. Международная компьютерная сеть стала общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, средством социализации, информационным ресурсом, местом проведения досуга и даже религиозных действий[78].

2.4. Основные закономерности развития социальной коммуникации

Основные закономерности развития социальной коммуникации связаны с устойчивыми тенденциями, главными «трендами» в ее эволюции от первобытной эпохи до современного общества. Закономерности развития социальной коммуникации имеют всеобщий, объективный характер. Существуют динамические закономерности коммуникации (они отражают жестко детерминированную связь явлений) и статистические закономерности (они отражают нелинейные зависимости явлений, основанные на статистических данных). Закономерности социальной коммуникации действуют во взаимосвязи с социальными законами – экономическими, политическими, социокультурными, во взаимосвязи с основными тенденциями развития науки и техники.

На наш взгляд, можно выделить несколько основных закономерностей эволюции человеческой коммуникации:

1) увеличение количества коммуникационных каналов;

2) закон кумуляции коммуникационных каналов;

3) превращение средств коммуникации в средства массовой коммуникации;

4) появление электронных коммуникаций вызвало ускорение изменений поведенческих моделей, форм и стилей общения;

5) различение двух уровней коммуникативной системы: внутреннего и внешнего;

6) различение двух типов коммуникации: синхронных и диахронных;

7) качественное изменение типа реципиента, появление и развитие новых коммуникационных институтов и др.

Рассмотрим перечисленные закономерности подробнее.

1. Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов (материальной стороны, материальных средств социальной коммуникации): от человеческих голосовых связок, мимики, жестов до графических документов на камне, дереве; от сакральных амулетов до телефонных аппаратов и Интернета. При этом в эволюции социальной коммуникации наблюдается явная тенденция перехода от естественных (врожденных) каналов к искусственно созданным: сначала – традиционным искусственным каналам (письменность, книгопечатание и пресса), а впоследствии – к электронным искусственным средствам массовой коммуникации (радио, кино, ТВ, компьютеры). Анализ эволюции коммуникационных каналов детально осуществлен Г.М. Маклюэном, А.В. Соколовым[79].

2. В эволюции социальных коммуникаций действует закон кумуляции (накопления) коммуникационных каналов[80]. Это значит, что по мере появления новых средств и каналов передачи информации старые каналы также активно используются. Видеокассеты и компьютеры не вытеснили ни кинотеатры, ни телевидение, ни прессу. И вряд ли инновационные технологии дистанционного образования заменят учебники, лекции, личное общение с преподавателями. Две основные закономерности в развитии каналов СМИ проявляются в том, что: а) каждое новое средство, внося свою специфику в массовую коммуникацию, в то же время наследует многие черты своего предшественника (так, радио переняло от газеты четкий ритм информации и в то же время повысило оперативность); б) новые СМИ не «отменяют» старых[81].

3. В развитии социальной коммуникации наблюдается тенденция, закономерность превращения средств коммуникации (СК) в средства массовой коммуникации (СМК): СК становятся СМК. Благодаря СМК неуклонно происходит ускорение доставки сообщений (гонцы, эстафеты, голубиная почта, лошади, посыльные – факсы, электронная почта). При этом возрастает возможность размножения и тиражирования сообщений (изготовления большого числа дубликатов сообщений, например фотокопий любой картины) и расширяется гласность при распространении сообщений. Уникальность носителей информации заменяется их универсальностью (авторское живое исполнение романсов – грампластинкой, магнитофонной лентой, радио- и телетрансляцией).

4. Особенно быстрыми темпами изменяются облик социума, стандарты потребления, вкусов и предпочтений, поведенческих моделей, возможности образования, формы и стили общения, а также образ жизни и тип реципиента с появлением электронных коммуникаций в ХХ в. Так, трехстадийная модель развития основных СМК Д. Мерилла и Р. Ловенстайна (см. главу 4) построена на идее постоянного расширения массовой аудитории под влиянием таких социальных факторов, как грамотность, высшее образование, благосостояние населения. Она позволила выявить закономерности развития СМК, подтвердила тот факт, что по мере роста информационных потребностей массовая аудитория из «массы», «толпы», феномен которой изучали Гюстав Лебон, Габриэль Тард, Хосе Ортега-и-Гассет, Серж Московичи и др., постепенно превращается в публику, общественность и специализированные аудитории, имеющие разнообразные информационные потребности.

5. Каждая развитая коммуникативная система имеет два уровня: внутренний, фиксирующий содержание информации, и внешний, ориентированный на ее форму, на эстетику ее выражения и художественное воплощение. План содержания – это информация; план выражения – это знаково-символическая форма информации, закодированной и имеющейся в содержании. Каждая развитая коммуникационная система стремится стать художественно-эстетической (стенография и каллиграфия, техника и эстетика – два взаимосвязанных момента в каждой коммуникативной системе). Искусство рождалось как определенная информационно-коммуникативная и художественно-образная система. Бусы из зубов льва или тигра в традиционном обществе имели информативное значение как средство выражения удачливости охотника. Развитие элементов кинесики (жестов, поз, мимики) и художественных потребностей первобытных людей создали танец, длительная история развития которого привела к появлению искусства балета. Телевидение первоначально возникло для технических целей, но уже в середине ХХ в. оно стало одним из видов искусства. Сегодня быстро развиваются компьютерные дизайн и мультипликация, веб-реклама и промоушн.

6. Анализ средств распространения культуры приводит к выводу о различении двух типов коммуникации: 1) синхронных коммуникаций, обеспечивающих передачу моментальной информации (гонец – дорога – глашатай – молва); 2) диахронных коммуникаций, гарантирующих передачу, трансляцию консервированной информации (печать, мода, обряд, обычай, обучение, традиции). Первый тип коммуникации ориентирован на пространственное перемещение сообщений, используется в межличностном общении и коммуникациях в группах. Главное в нем – увеличение скорости и дальности передачи информации. Второй тип коммуникации ориентирован на временное историческое передвижение сообщения, на его сохранение, консервацию[82].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы теории коммуникации"

Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Гнатюк

Ольга Гнатюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"

Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.