Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы теории коммуникации"
Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.
Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.
Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.
В эпоху Средневековья и зарождения феодальных отношений (конец V – середина XVII в.) развиваются торговля, устный фольклор, эпос. Формируются национальные языки, появляются исторические хроники, рыцарские романы, песни трубадуров, геральдика и эмблематика, «правды», летописи, правовые корпоративные кодексы. Центрами культуры, общения, производства и передачи знаний, науки и информации становятся университеты, монастыри и города, в которых проходили ярмарки и базары, ставшие не только средоточием торговли, но и центрами формирования общественного мнения среди крестьян и городских низов. Первые университеты появляются в XII–XIII вв. в Италии (Болонья), Испании, Франции, Англии. Монастыри были центрами не только «летописания», но и рукописной книги. Монастыри кроме своих непосредственных задач долгое время выполняли такую общественную функцию, как передача, распространение и хранение информации, т. е. им принадлежала роль информационно-коммуникативных центров. Летописи сообщают о «знаменах», применявшихся для обозначения границ княжеских угодий в Древней Руси. В результате раскопок археологи обнаружили остатки гончарных изделий, помеченных клеймами мастеров. В качестве основных изобразительных приемов при создании этих клейм использовались такие знаки, как круг, крест, звезда. Исследователи сфрагистики, науки о печатях, установили, что чем ниже ранг пользователя, тем клейма лаконичнее, проще. С повышением ранга эти знаки, как правило, усложнялись: на великокняжестких печатях домонгольского периода нередко изображались лики святых[74].
До появления книгопечатания роль письма как универсального средства общения и единственного способа воспроизводства текста была особенно велика. Монахи в монастырях переписывали книги, переплетали рукописи, обрабатывали дорогой пергамент. История рукописной книги делится на монастырский период (с начала Средневековья до конца XII в.) и светский период (с начала XIII до конца XV в.). С середины XIV в. книги уже создавались не по заказу, а для свободной продажи и были очень дорогими: девушка могла иметь в качестве приданого книгу[75].
Изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания с помощью набора из отдельных литер в середине 1440-х гг. в городе Майнц (Германия) ознаменовало революцию в средствах социальной связи, в распространении и циркуляции достижений письменной культуры и стало началом истории массовой коммуникации. Книгопечатание быстро распространилось и появилось в главных европейских городах – Риме и Кёльне (1467 г.), Аугсбурге (1468 г.), Венеции и Милане (1469 г.), Париже (1470 г.), Лондоне (1474 г.). Почти через столетие в Москве была выпущена первая датированная книга «Апостол» (1564 г.).
В XVII в. появляется институт прессы (газет, журналов, еженедельников, которые выходят регулярно, с определенной периодичностью – ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т. д.). Первая газета была напечатана в Германии, в Аугсбурге, в 1609 г. («Awizo Relation, oder Zeitung»), затем в 1618 г. в Амстердаме, в 1631 г. в Париже (La Gazette, цензор кардинал Ришелье), в Англии («Weekly News…»). Первый журнал – «Журнал ученых» – был напечатан во Франции в 1665 г. В 1740 г. на территории современных США насчитывалось 14 газет. В 30—40-х гг. XIX в. в разных странах почти одновременно появляется так называемая «грошовая» пресса, или «пенни-пресс», которая распространялась среди рабочих и способствовала росту их гражданского самосознания. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1702 г. по указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание, которое пропагандировало Петровские преобразования[76].
Постепенно совершенствуются и каналы коммуникации, ее материальные «носители»: папирус; шнурки, которые древние инки использовали в роли письма; берестяные грамоты на Руси; перья птиц, которыми писали 12 веков; глиняные дощечки; кожаные свитки; бумага из рисовых волокон, хлопка и древесины; металлические перья. Чернила сменили авторучка, а позже – шариковая ручка. Появилась копировальная бумага, новейшие технологии тиражирования информации. В 1847 г. была сконструирована типографская машина, в 1873 г. Кристофер Скоулз изобрел клавиатуру печатной машинки.
Буржуазная эпоха ознаменовалась бурным развитием всех видов массовой коммуникации – рекламы, PR, журналистики, политических коммуникаций, а на рубеже XIX–XX вв. и в начале ХX в. – появлением электронных средств массовой информации. Рост торговли, урбанизация, индустриализация, расширение информационных потребностей, зарождение массового и появление компьютерного общества, в котором системы теле- и радиовещания интегрировались с сетью Интернета, с производством, политикой и социальной сферой, – все эти процессы были обусловлены бурным развитием средств коммуникации и новых социальных институтов – рекламы, паблик рилейшнз и др.
2.3. Развитие электронных средств коммуникации
Каковы важнейшие вехи в развитии электронных технических средств аудиальной, визуальной и аудиовизуальной коммуникации?
Электронные технические каналы, средства массовой коммуникации обязаны появлению электричества, открытию в 1888 г. электромагнитных волн Генрихом Герцем. На появление электронных визуальных коммуникаций (фотографии, современных средств полиграфии) во многом повлияли научные достижения в химии; на появление новых каналов аудиальной коммуникации (радио) – открытия в физике, а аудиовизуальной коммуникации (кино, телевидение, компьютеры) – научные открытия в химии, физике, электронике.
В 1835 г. Самуэль Морзе изобрел телеграф. В 1876 г. Александр Белл изобрел телефон. В 1877 г. Том Эдисон изобрел фонограф, механическое устройство для звукозаписи. В 1837 г. Луи Жак Дагерр изобрел и запатентовал дагерротип, т. е. была изобретена фотопечать, фотография, исследования по созданию которой были связаны с давними опытами с камерой-обскурой. В 1869 г. был отпечатан первый цветной фотоснимок. В 1895 г. братья Луи и Огюст Люмьеры, работавшие на фабрике своего отца по производству фотопластинок, запатентовали изобретенный ими аппарат и назвали его кинематографом. Первый публичный платный киносеанс состоялся в Париже 28 декабря 1895 г., на котором были показаны фильмы продолжительностью одна-три минуты: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьюта», «Выход рабочих с завода Люмьер» и комикс «Политый поливальщик». Братья Люмьеры быстро организовали выпуск киноаппаратов и кинопленки. В 1916 г. появилось звуковое кино, сменившее немое, а в 1930-е гг. появилось цветное кино. Россия стала одной из первых стран, где с начала ХХ в. быстро развивался кинематограф.
В 1895 г. в Петербурге состоялся первый сеанс беспроволочной радиосвязи, осуществленный инженером Александром Степановичем Поповым (1859–1905), который, как и многие русские инженеры, не запатентовал свое изобретение радиоприемника и радиосвязи. В 1901 г. он достиг дальности расстояния радиосвязи около 150 км. Зато официально изобретателем радио считается радиотехник и предприниматель, итальянец Гульельмо Маркони, получивший в 1897 г. патент на изобретение радиоприемника, тождественного изобретенному А.С. Поповым. В 1920 г. появилось систематическое радиовещание в городах США, в 1922 г. – в Англии, Франции и в Москве (17 апреля 1922 г.), в 1923 г. – в Германии. В сентябре 1922 г. газета «Правда» писала, что в столице «сделан какой-то ларец, который с помощью «елехтричества» поет, играет и говорит чистым голосом».
У истоков создания телевидения (ТВ) как мощнейшего аудиовизуального средства, способа связи и канала массовой коммуникации стояли наши соотечественники, инженеры Борис Львович Розинг и Владимир Кузьмич Зворыкин. Идея телевидения как способа передачи изображения на большом расстоянии была обоснована в 1907 г. и впервые осуществлена в 1911 г. Б. Розингом. Выпускник Санкт-Петербургского технологического института В.К. Зворыкин в 1916 г. изобрел электронно-лучевую трубку (кинескоп). В 1918 г. он эмигрировал в США, а в 1933 г. запатентовал электронно-лучевую трубку, что способствовало массовому промышленному производству телевизоров. Даже термин «телевидение» родился в России: он был введен в научный оборот военным инженером Константином Бельским. В 1930 г. в Ленинграде во Всесоюзном электротехническом институте была создана лаборатория во главе с П.В. Шмаковым, а в апреле 1931 г. в СССР состоялась первая телевизионная передача изображения. В конце 1938 г. начал свою работу Московский телецентр, а первая крупная общественно-политическая передача из студии этого телецентра состоялась 11 ноября 1939 г. Таким образом, в 1930-е гг. СССР явно лидировал в области радио и телевидения. Напомним, что первый спутник был также запущен в СССР в 1957 г. Это веха в развитии технических коммуникаций открыла космические возможности телевидению, радио, телефону для мгновенной передачи информации в любую точку земного шара.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы теории коммуникации"
Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"
Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.