Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы теории коммуникации"
Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.
Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.
Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.
11. СМК возникают на строго определенной стадии развития того или иного общества, в конкретных исторических обстоятельствах и в связи с появлением социальных потребностей. «Функциональный эквивалент техники», те или иные каналы коммуникации объективно взаимосвязаны с теми потребностями, которые данные виды техники и средства коммуникации способны удовлетворить. По мнению английского ученого К. Черри, письменность и затем книгопечатание явились мощным средством удовлетворения жизненной потребности людей в записи, хранении и передаче информации. Почта, телеграф и телефон увеличили скорость передачи сведений, облегчили задачу поддержания связей общества и ускорили развитие экономических, торговых и финансовых отношений. Пресса стимулировала развитие чувства социальной сопричастности, развивала интерес к многообразию мира, расположенного за пределами личного окружения человека. Радио и позже телевидение усилили процессы социальной интеграции, позволили аудитории стать соучастницей событий в момент их свершения. Все они явились источниками распространения культуры, новых форм досуга, расширили возможности для образования и просвещения[92].
12. В истории социальной коммуникации появляются полифункциональные социально-коммуникационные институты, реализующие коммуникативную, информационную, интегративную, экономическую и другие функции: институт жречества, церковь, монастыри, библиотеки, институты образования (университеты, школа), правовые и политические институты, институты культуры (музеи и др.), редакции, издательские дома, институты СМИ, журналистики и PR, рекламные агентства и рекламные подразделения компаний. Во многом благодаря развитию институтов политических коммуникаций, журналистики, бизнес-коммуникаций формировалось гражданское общество – общество, основанное на политических свободах и праве, с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Гражданское общество имеет по крайней мере три важнейших признака: 1) плюрализм – сосуществование различных идеологий, многочисленных и разнообразных общественных организаций, выражающих различные групповые интересы; 2) консенсус по поводу базовых ценностей между идеологиями и организациями, несмотря на конкуренцию интересов; 3) наличие механизма для мирного разрешения социальных конфликтов[93].
13. Объективный процесс развития социальной коммуникации повлиял на изменение социогуманитарных и технических наук, на формирование междисциплинарного характера коммуникативного знания – теории коммуникации, или коммуникологии. Французский структуралист Клод Леви-Стросс высказывал справедливое предположение о том, что социальные и гуманитарные науки движутся «к коперниковой революции, которая сведется к интерпретации общества в целом через использование теории коммуникации»[94]. Американский «классик» паблик рилейшнз Э. Бернайз подчеркивал, что базой PR являются не журналистика, а социогуманитарные науки, включая теорию коммуникации, поскольку влиять на поведение людей и объяснять социальные процессы можно, только опираясь на весь спектр социогуманитарных наук.
14. В функционировании современной социальной коммуникации можно выделить несколько уровней, что становится устойчивой тенденцией ее эволюции. Коммуникация, которая использует человека как «фрагмент», является современной социальной технологией. В практическом плане большинство людей включены именно на первый уровень коммуникации – уровень технологии – в качестве исполнителей и участников ее программ: публичных, рекламных, пиаровских, коммерческих, партийных и иных. Технологии пиара, маркетинга, журналистики, рекламы – это первый уровень конструируемой социальной коммуникации. Второй уровень коммуникации – это идеологии, которые разрабатывают для себя все действующие в социально-политическом пространстве акторы. Сегодня это политики, бизнесмены, журналисты, аналитики пиара и рекламы. Высший уровень коммуникации – это философия коммуникации – более глубокий пласт, связанный с архетипами, алгоритмами, языковыми дискурсами, «археологией» и историей социального знания и действия.
Философия – идеология – технологии – это три составляющие коммуникации, отвечающей интересам корпоративных стратегий, нити которой сосредоточены в руках у высшего уровня управления[95].
Контрольные вопросы
1. Какую роль для изучения развития социальной коммуникации сыграл Г.М. Маклюэн? В чем суть методологии технологического детерминизма для исследования эволюции социальной коммуникации и коммуникационных революций?
2. Каковы важнейшие исторические вехи в развитии социальной коммуникации?
3. Когда появились письменность, газеты, телефон, радио, телевидение, кино, компьютеры, Интернет, персональные компьютеры?
4. Чем отличается пиктография, иероглифика и алфавит как исторические формы письменности?
5. Каково значение письменности в эволюции социальной коммуникации?
6. Что такое коммуникационные революции? Какие коммуникационные революции вы можете назвать?
7. Охарактеризуйте основные закономерности эволюции социальной коммуникации.
8. Объясните закон кумуляции коммуникационных каналов и механизм его действия.
9. Почему массовая коммуникация появляется с изобретением технических каналов коммуникации, а не в эпоху античности?
10. Кто изобрел фотографию, телефон, телеграф, радио, кинематограф, телевидение, персональный компьютер?
11. Назовите основные коммуникационные институты, возникающие в процессе эволюции социальной коммуникации.
12. Какими каналами коммуникации вы повседневно пользуетесь?
13. Какие социальные факторы детерминировали (определяли) появление тех или иных каналов и средств коммуникации?
14. Почему паблик рилейшнз и реклама являются социальными институтами?
15. Почему философия, идеология и технология являются тремя составляющими коммуникации?
16. Когда впервые праздновали Всемирный день Интернета?
Глава 3. Уровни, формы и виды социальной коммуникации
3.1. Отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций
Прежде чем рассуждать о типологии социальной коммуникации (ее формах, уровнях и видах), кратко остановимся на характеристике биокоммуникаций и зоокоммуникаций – т. е. коммуникаций, способов связи в мире флоры и фауны, в мире растений и между животными. Растения и животные используют информацию, обмениваются ею, но только в рамках невербальной коммуникации.
Фундаментальное отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций состоит в том, что социальная коммуникация характеризуется наличием речевой (вербальной) коммуникации.
В XVIII в. шведский естествоиспытатель, автор «Философии ботаники» (1751) и «Системы природы» (1735) Карл Линней (1707–1778) описал каталог и дал классификацию около 1500 видов растений, которые, имея причудливые цвета и запахи, связываясь с энергией солнца, питаясь влагой, расцветают, растут, увядают, тянутся к солнцу, меняя расположение своих лепестков и головок. Это подтверждают знаменитые «цветочные часы» К. Линнея.
Великий Аристотель (384–322 гг. до н. э.) отмечал, что у человека есть чувственная и разумная душа, а у животных – только чувственная душа, и что животные обладают душевной жизнью. Немецкий философ И.Г. Гердер (1744–1803) подчеркивал, что «лишь язык превращает человека в человека; чудовищный поток аффектов язык сдержал дамбами и поставил им разумные памятники в словах»[96]. Мартин Хайдеггер писал, что «человек говорит, и он говорит языком; язык – это человеческая деятельность. Характеристике языка как человеческой деятельности противопоставляется учение о божественном происхождении языка»[97]. Российский психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) отмечал, что главное отличие человеческой коммуникации от зоокоммуникации состоит в «единстве общения, опосредованного речью, и обобщения»[98].
Чарлз Дарвин (1809–1882) изучал закономерности эволюции животных, механизмы изменчивости, естественного отбора и наследственности, стремился понять язык животных и стал одним из основоположников зоопсихологии, изучающей их поведение. Он считал, что удивительная приспособленность поведения животного к окружающему его миру обеспечивается не только способностью к обучению, но и инстинктивными, наследственно обусловленными формами поведения. Ч. Дарвин даже допускал, что животным доступна и элементарная «способность к рассуждению», или зачатки мышления. Наука, изучающая поведение животных в естественных условиях, называется этологией (от греч. «этос» – характер, нравы). Термин «этология» был введен в 1859 г. И.Ж. Сент-Иллером.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы теории коммуникации"
Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"
Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.