» » » » Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации


Авторские права

Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Здесь можно купить и скачать "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации
Рейтинг:
Название:
Основы теории коммуникации
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-02524-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы теории коммуникации"

Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.



Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.

Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.






Наряду с уровнями, формами и видами социальной коммуникации существуют некоторые иные критерии ее классификации. Так, по способу связи и особенностям канала коммуникации выделяют непосредственные (лицом к лицу) и технические, опосредованные коммуникации: аудитивные (их можно слышать – радио), визуальные (их можно видеть – чтение прессы) и аудиовизуальные (в них задействованы зрение и слух – кино). По степени выраженности механизмов обратной связи между адресантом и адресатом выделяют аксиальные (от лат. axio – ось коммуникации, которая характеризуется тесной обратной связью, точным адресатом (межличностные коммуникации, коммуникации в семье, общение друзей) и ретиальные (от лат. retio – сеть, невод) коммуникации, для которых характерна слабая обратная связь, а адресатом является неопределенное, вероятностное множество реципиентов. Массовые коммуникации – реклама, журналистика, политический PR – это ретиальные централизованные коммуникации.

В рамках культурно-исторических форм массовой коммуникации выделяют синхронную коммуникацию – передачу сообщения во времени (гонец, голубь, глашатай, молва, тамтам) и диахронную коммуникацию – не только передачу сообщения в пространстве, но и сохранение его во времени от поколения к поколению, от культуры к культуре, от массы к массе (религия, обряд, обычай, образование, обучение, воспитание, письменность, игра, мода)[109]. Очень детальная авторская классификация коммуникаций – офисные, гендерные, специализированные, символьные, перформансные, множественные, дистанционная, локальная, культурно-духовная, конфликтная, моментальная и др. – без обоснования критериев такой классификации – предложена Ф.И. Шарковым[110].

3.3. Невербальная коммуникация: особенности, виды, характеристика открытых и закрытых сигналов

По форме, т. е. по используемым знаковым средствам при кодировании и декодировании полученной информации, выделяют невербальную (НВК) и вербальную (речевую) коммуникации. Средства общения делятся на вербальные (словесные) и невербальные (без слов). Формы коммуникации зависят от исторически сложившихся способов производства и распространения социальной информации, социально-экономического, технического и культурного уровней развития общества, этнокультурных особенностей, структур власти и форм управления.

В последнее время возрос интерес к изучению невербальной коммуникации, поскольку знание об НВК позволяет понять человека без слов. Существует много исследований о невербальной коммуникации: это работы австралийского антрополога Алана Пиза, американского теоретика межкультурной коммуникации Эдварда Холла, российских исследователей В.А. Лабунской, А. Меграбяна, Г.Е. Крейдлина, Н.И. Горелова и многих других[111].

Невербальные средства общения – все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильные воздействия, пространственная организация общения[112]. Особенности НВК заключаются в том, что это самая древняя форма коммуникации и общения, возникшая в ходе биологической эволюции, в процессе антропосоциогенеза. Высокая информативность НВК объясняется тем, что невербалика возникла гораздо раньше, чем коммуникация, опосредованная словом. Природа НВК раскрывается через соотношение сознательного и бессознательного, намеренного (интенционального) и ненамеренного. Самопрезентация человека, который даже бессознательно хочет произвести на окружающих благоприятное впечатление о себе, при первом контакте начинается ненамеренно, а далее может перейти в контролируемую игру.

Уже в эпоху жизни великого китайского философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.) китайские мудрецы по взглядам и мимике лица ребенка предсказывали его будущее. По мимическим складкам лица человека после 30 лет они могли многое сказать о его характере. Изучение НВК в Европе восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в Древнем Риме. Теорию жестов, осанки, мимики, правила движения плеч, рук и головы разработал в I в. до н. э. Марк Фавий Квинтиллиан. На важность специального изучения знаковых систем невербалики обратил внимание французский просветитель XVIII в. Жан-Батист Дюбо. Особую науку «НЕМА» он считал наукой, представляющей собой «искусство говорить, не раскрывая рта». В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Знание основ невербалики, т. е. понимания человека без слов, является важнейшей составляющей коммуникативной компетентности личности.

В основе НВК – два источника. Первый источник НВК – биологический, врожденный (человек – и биологическое, и социальное, и психологическое, и культурное существо). Некоторые жесты, телодвижения и мимика лица являются врожденными, действующими автоматически. В этом и кроется причина непосредственных, мгновенных, менее контролируемых реакций человека, по которым можно понять, насколько он искренен или лжет. Например, покраснение лица, когда человек стыдится, прикрывание ребенком рта ладошкой, когда он хочет обмануть, расширение зрачков – самого информативного индикатора НВК (при отсутствии линз и атропина в глазах), когда человек испытывает приятные или положительные эмоции: радость, удовольствие, удивление, и сужение зрачка – при негативных эмоциях. В связи с асимметрией мозга, открытой физиологами Р. Сперри и В.П. Морозовым, было установлено, что левое полушарие мозга обеспечивает вербальную функцию психики, а правое – невербальную. Вот почему менее контролируема левая часть лица, а по искривленным в левой части лица губам, подергиванию слева бровей можно более адекватно понять истинность намерений и искренность партнера по общению.

Второй источник НВК – социальный, социокультурный, приобретенный. Улыбка человека, связанная с позитивными чувствами, – это не только невербальный (измененный оскал агрессии приматов), но и культурный код. Полисенсорная природа НВК обеспечивает человеческое восприятие биологически и социально значимой информации из внешнего мира. Позитивные, открытые, т. е. располагающие к доверительному общению сигналы НВК, как например, открытые ладони и поклоны, – это видоизмененные, культурно обусловленные ритуалы, означающие, что партнеры по общению не имели оружия, и что темя их непокрытой головы не защищено.

Невербальное коммуникативное поведение личности полифункционально. Оно создает образ партнера по общению; выражает и формирует взаимоотношения партнеров по общению; является индикатором актуальных психических состояний личности (гнева, радости, удивления, страха, страдания, негодования, презрения и др.); выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости общающихся. Основные функции практически всех видов НВК следующие.

Информационная – жесты приветствия, указание руки на ориентир направления; жесты адорации – молитвы с возведенными вверх к Богу руками; потирание ладоней – начало нового дела. Информация, которая воспринимается в НВК, может быть: биофизической (пол, возраст, рост, вес); эмоциональной (радость, сдержанность, страх, негодование); эстетической (нравится – не нравится, высокий – низкий голос); психологической (воля, характер, темперамент, самооценка); медицинской (общее состояние здоровья).

Прагматическая – пожатие рук означает установление контакта; кивок головы – согласие (за исключением болгар); поеживание означает, что человеку холодно; стоять со скрещенными руками на груди означает демонстрацию независимости или отчужденности.

Эмоциональная, или экспрессивная, – знаки, дополняющие информацию об эмоциональном состоянии партнера по общению или подменяющие его речевую коммуникацию: нахмуренные брови, громкий крик. Суетливые движения, сопровождающие речь, означают волнение выступающего[113].

Классификация невербальных средств общения, выделяемая прежде всего по критерию органов чувств человека, включает в себя следующие виды: кинесику, вокалику, такесику (хаптику, или гаптику), проксемику, ольфакторы (одорику), артефакты. Некоторые авторы выделяют хрономику и хемофакторы (густику), физические характеристики (формы тела, размеры, цвет волос), эстетику (музыку, цвет)[114].

Кинесика, кинетика (кинема – движение) – зрительно воспринимаемые движения тела, лица и глаз, выполняющие выразительно-регулятивные функции в общении: жесты, позы, походка, мимика, взгляды. Кинесика – один из невербальных кодов на основе культурно специфических движений тела человека. Минимальной единицей жестового языка является херема (греч hejr – рука). «Открытые», т. е. позитивные сигналы-кинемы, которые располагают к общению – это ладони, повернутые вверх, естественная, a не «деланная» улыбка, которая длится лишь 3–5 секунд. Это также контакт глазами с говорящим, приподнятые уголки губ, лицо не застывшее, а динамическое, руки на столе ладонями вверх. Открытые сигналы: человек стоит, слегка подавшись вперед, при этом уголок правой или левой ступни непроизвольно повернут к собеседнику. «Закрытые», негативные сигналы кинесики: отвернуться от собеседника, отвести взгляд, ухмыльнуться, погрозить указательным пальцем, сжать пальцы в кулак, руки оставить за спиной, встать в «позу Наполеона» и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы теории коммуникации"

Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Гнатюк

Ольга Гнатюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"

Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.