» » » » Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации


Авторские права

Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Здесь можно купить и скачать "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации
Рейтинг:
Название:
Основы теории коммуникации
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-02524-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы теории коммуникации"

Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.



Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.

Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.






В рамках биологии и зоологии с конца ХIX в. и особенно в середине ХХ в. развивалось направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, в том числе высокоорганизованных млекопитающих, ведущих коллективный стадный или семейный (прайдовый) образ жизни (львов, обезьян). Появляются работы «Социобиология: новый синтез» Э. Уилсона, исследования австрийского зоолога и эволюциониста Конрада Лоренца (1910–1986), работы Николаса Тинбергена, в которых изучены инстинкты агрессии животных, правила установления иерархии в стае, правила охоты, групповой конкуренции, брачных игр и спаривания, контроля над территорией, забота о потомстве, формы научения животных, их игры[99]. В 1973 г. К. Лоренц, Н. Тинберген, а также автор работ о поведении пчел М. Фриш стали лауреатами Нобелевской премии. Эти ученые исходили из того, что понимать поведение животного во всей полноте можно, лишь «освободив его из клеток и экспериментальных станков». Сущность этологического подхода к изучению поведения состоит в сравнительном описании инстинктивных действий и выяснении их приспособительного значения, в определении роли врожденных и приобретенных компонентов при формировании целостного поведения, в исследовании значения инстинктивного поведения животного в естественной для него среде обитания. В России исследования этологов до середины 60-х гг. ХХ в. были практически неизвестны. В отечественной физиологии господствовали ортодоксальные последователи условно-рефлекторной теории И.П. Павлова. Лишь некоторые работы (В.А. Вагнера, А.Н. Промптова, профессора МГУ Л.В. Крушинского) по своим целям соответствовали классической этологии. В 60—70-е гг. появляются работы по этологии А.С. Слонима, К.Э. Фабри, Е.Н. Панова[100].

Коммуникации у животных, которые зачастую более развиты по сравнению с пределами возможностей человеческих органов чувств, основаны на врожденных наследственных биологических факторах, поэтому они очень эффективны для адаптации и выживания животных. Известно, что орел с высоты полета 18 метров видит жука, а рысь чувствует шорох мыши за 70–75 метров. Кошки и собаки имеют очень сильное обоняние. Сова может до одного градуса точности определить, где находится мышь. Тигр лучше лучше всего различает звуки парнокопытных. У некоторых видов рыб как бы четыре глаза: для воды и для воздуха. Животные устанавливают между собой взаимодействие при помощи специфических (химических, оптических, акустических, механических, электрических) и неспецифических (сопутствующих дыханию, питанию) сигналов. Именно благодаря исследованию этих сигналов возникли бионика – наука, применяющая эти знания для решения инженерно-технических задач, и биоакустика, которая использует исследования акустических сигналов и ориентации у животных для практических технических и военно-технических целей[101].

3.2. Уровни социальной коммуникации. Публичная коммуникация. Глобальная коммуникация

Типологизация – это метод исследования, позволяющий установить устойчивые сочетания свойств какого-либо объекта на основании определенного критерия, позволяющего его идентифицировать и отличить от другого объекта.

В типологии социальной коммуникации различаются прежде всего ее уровни, формы и виды.

Уровни коммуникации выделяются по характеру, количеству субъектов и по масштабности коммуникационного процесса: сколько и кто – отправитель информации (коммуникатор, адресант), и сколько и кто – ее получатель (адресат, реципиент). Инициатором коммуникации (общения) может выступать личность, социальная группа, инстанция, институт, общество в целом. Поэтому выделяют следующие уровни коммуникации:

• внутриличностная (аутокоммуникация, или интраперсональная) – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой: самоанализ, самопознание, самооценка «Я», сны, беседа с самим собой, рефлексия, интроспекция (см. главу 5);

• межличностная (или интерперсональная) коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; взаимодействие двух или нескольких коммуникаторов, интеракционный процесс между двумя или несколькими людьми: беседа, общение с подругой, родителями. (Интеракция – от англ. interaction – взаимодействие) (см. главу 5);

• коммуникации в группах – коммуникация внутри группы, между группами, между индивидом и группой. Группы могут быть по числу членов малыми, средними и большими; по характеру – профессиональными, дружескими, семейными, формальными и неформальными. Существует межгрупповая коммуникация с выделением лидеров (переговоры, деловое совещание), внутригрупповая коммуникация (съезд, профсоюзное собрание). В данном учебном пособии групповые коммуникации специально не рассматриваются;

• личностно-групповая – урок, лекция[102];

• организационная коммуникация (как правило, более 100 участников, однако может быть и меньше – на небольших предприятиях и в организациях). На этом уровне появляется иерархия коммуникации – от высшего управленческого уровня до низших (подчиненных)[103];

• публичная коммуникация нацелена на передачу информации, затрагивающей общественные интересы и имеющей публичный статус (т. е. открытость обсуждения, нацеленность на общее благо) для определенной аудитории. Субстанциональным субъектом публичной сферы является «public» – общественность в современном понимании этого термина. Паблик рилейшнз – феномен публичной сферы, а диалог является ключевым методом функционирования субъектов в публичном пространстве. В общественно-политической сфере – это диалог власти и народа, в социально-экономической сфере – это диалог субъектов рыночных отношений, который на потребительском рынке принимает форму маркетинговых коммуникаций между продавцом и покупателем, в сфере занятости – это форма диалога работодателя и работника, в социальной сфере (в узком смысле) – форма взаимоотношений субъекта распределительной системы и его клиентов. Примеры публичной коммуникации – выступление одного человека перед коллегами по работе, по радио и телевидению (лекция, доклад, выступление артиста)[104];

• межсоциумная, межгосударственная коммуникация – обособление, война, международная торговля, дипломатия, различные формы межгосударственной интеграции.

• массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории (см. главу 6). Массовая коммуникация как совокупность процессов трансляции обширным аудиториям многочисленными социальными субъектами множества сообщений с помощью специализированных технологичных СМК порождает информационное пространство и массовое сознание. Информационное пространство – множество сообщений, которые транслируют социальные субъекты, используя технологии массовых коммуникаций, а именно: фабрикацию слухов, размещение рекламы, прокат кинофильмов, театральные постановки, шоу-бизнес и публикации в СМИ. Множества сообщений СМИ составляют медиапространство как область информационного пространства[105] (см. главу 6);

• медиакоммуникация – это термин, позволяющий синтезировать массовую и межличностную коммуникации и выделить особый тип коммуникации, который дает возможность говорить о коммуникации внутри медиаполя[106];

• глобальная коммуникация связана с процессами глобализации, с появлением новейших технических средств передачи информации. Это коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. Одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.

По мнению немецкого социолога, теоретика парадигмы «общества риска» Ульриха Бека (род. в 1944 г.), глобальная информационная структура может быть представлена в виде следующего ландшафта: 1. Technoscapes – выходящее за государственные границы движение технологий – развитых и устаревших, механических и информационных. 2. Financescapes – движение денежных потоков через валютные рынки, национальные биржи и спекулятивные сделки, минуя национальные преграды. 3. Mediascapes – распределение возможностей производства и передачи медиатизированных и дигитализированных (цифровых) образов. 4. Ideascapes – образование различных комбинаций образов, часто в связи с государственными и (или) оппозиционными идеологиями[107]. Глобализация коммуникации характеризуется энвайронментами (от англ. environment – окружение, окружающая среда) – специально организованными неутилитарными артпространствами, инфотейнментами (от англ. information – информация и entertainment – развлечение) – информационными программами, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме, а также эдютейнментами (от англ. education – образование и entertainment развлечение) – цифровым контентом, соединяющим образовательные и развлекательные элементы, например компьютерные обучающие игры, интерактивные игровые энциклопедии. Информирование аудитории и анализ событий в них максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии инфотейнменту соответствует термин «таблоизация», описывающий аналогичные явления применительно к газетному рынку[108].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы теории коммуникации"

Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Гнатюк

Ольга Гнатюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"

Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.