Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы теории коммуникации"
Описание и краткое содержание "Основы теории коммуникации" читать бесплатно онлайн.
Раскрыты особенности междисциплинарного предмета курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии), его структура и методология исследования, сущность и уровни социальной коммуникации, ее формы и виды: межкультурная, корпоративная, PR- и рекламная. Отдельные главы посвящены личностным коммуникациям и проблемам эффективного общения. Рассмотрены основные виды массовой коммуникации: PR, реклама, журналистика, политические коммуникации.
Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов коммуникативных направлений (реклама и связи с общественностью, журналистика), социологов, психологов, культурологов, педагогов, политологов.
Коммуникология является теоретической основой для изучения теории и практики связей с общественностью.
Классическое определение понятия «связей с общественностью» было дано более 30 лет назад американскими исследователями Д. Форрестолом и Р. Диленшнайдером: «PR – это использование информации для влияния на общественное мнение»[56]. PR-процесс включает определенный набор действий, направленных на повышение информированности общественности об инициаторе, обеспечение на этой основе его лучшей узнаваемости (идентификации) и более позитивного восприятия его образа (имиджа). Пиар – это регулирование отношений социального субъекта с целевыми группами, от которых в существенной степени зависит решение этим субъектом актуальных или прогнозируемых инструментальных проблем[57].
Паблик рилейшнз – это прикладная коммуникативно-управленческая социально-гуманитарная междисциплинарная сфера научного знания. Полионтологичность PR проявляется как его способность существовать в различных онтологических статусах: как коммуникации, как управленческой функции, как деятельности, как технологии, как социального института. Синтетичность PR: с одной стороны, это специально спроецированная коммуникация с определенной (управленческой) целью, с другой – непредсказуемая коммуникация, так как объектом ее воздействия является человеческое сознание (или подсознание), обладающее свободой реакций. Многомерность PR – в его «измеряемости» рамками различных парадигм и теорий (см. главу 7). Амбивалентность PR – в его возможностях воздействовать на человеческое сознание и общественные отношения как конструктивно, так и деструктивно[58].
Нередко PR определяется как социально-коммуникативно-управленческий феномен. Хоакин Маэстре образно сравнил связи с общественностью с «проводником стратегии доверия». Тот, кто умеет правильно ими пользоваться, опережает своих менее коммуникабельных конкурентов[59].
PR как социальный институт – это «функционирующая в социуме устойчивая, нормативно закрепленная совокупность ролей и статусов, предназначенная для обеспечения эффективных публичных коммуникаций социальных субъектов и направленная на оптимизацию их отношений с общественностью». Актуальным остается вопрос о том, каким социальным институтом является институт PR: экономическим? политическим? По мнению авторов петербургской школы PR, это социальный институт духовной сферы[60]. В связи с использованием неоинституционального подхода в социологии, политической и экономической науках, который предложили Д. Норт, В. Меркель, А. Круассан, активизировалось изучение новых форм солидарности, социальной идентичности, гражданского общества и «гражданского сознания», новых форм социальной ответственности бизнеса, государства и наемных работников и общественности. В контексте неоинституционализма и современной трактовки новых «неформальных» институтов, каковым является и институт связей с общественностью, возрастает потребность в осмыслении его новых моделей и форм. В российских условиях институт паблик рилейшнз – это один из новых «солидарных» институтов, своего рода институт символического капитала (норм, структур доверия, «доверительности», «уверенности»), имеющего интегративный потенциал, стремление к сотрудничеству и социальному партнерству[61].
В жизни современного российского общества возрастает роль экономического, политического PR, включая государственный PR всех ветвей власти, культурного PR и PR в социальной (некоммерческой) сфере.
Социальный PR понимается как «прикладной PR для гражданского общества», как налаживание благоприятных отношений в обществе, создание позитивного общественного фона. Социальный PR взаимодействует с социальной рекламой – видом коммуникации, ориентированным на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям. Назначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей; ее миссия – изменение поведенческой модели общества[62].
Актуальными для коммуникологии остается исследование личностных (межличностной и внутриличностной) коммуникаций, включая внутри- и межличностные конфликты, индивидуальную «карту коммуникации» (термин В. Шрамма), изучение влияния СМИ на процессы общения, воспитания, образования и социализации, проблемы коммуникативной компетенции личности, разработка моделей имиджа учителя, имиджа высшего учебного заведения.
В условиях новых информационных технологий и создания мощных информационно-коммуникативных сетей (Интернета) расширяются возможности манипулирования массовым сознанием. Появляются новые понятия и термины, объясняющие новые коммуникационные процессы и технологии и требующие научного осмысления в гуманитарно-социальной коммуникологии и смежных коммуникативных дисциплинах. Необходимо более детальное для коммуникативных практик осмысление таких понятий, как «симулякр» (Ж. Делез), «стэндинг» человека (Ж. Бодрийяр), «фрейм» как некий образец, цепь последовательных процедур и типичный способ действий, способ создания значений с помощью театральных средств (И. Гоффман), «консциентальное оружие» (Ю.В. Громыко). Неоднозначным является термин Д.И. Дубровского «журнализм», определяемый как способ отображения, имитации и фабрикации реальности, размывания критериев истинности, правды, подлинной ценности в тиражировании информации[63].
Сравнительно новой для теории коммуникации становится разработка моделей целостного имиджа территориально-государственного субъекта (государства/региона) для внешних и внутренних аудиторий. Существуют различные подходы к формированию внешнего и внутреннего имиджа государства как политического сообщества, ограниченного рамками определенной страны: геополитический, брендинговый, маркетинговый, собственно имиджевый[64]. Появилось понятие «геополитика образов (имиджей)» как целенаправленное позиционирование и (или) манипулирование специализированными политико-культурными, экономико-географическими и другими образами в ментально-географическом пространстве. Целью такой политики является создание структурированного пространства содействия позитивному восприятию национальных интересов страны, а также целенаправленной поддержке решений политического, экономического и военного характера[65]. Учитывая в целом антироссийский дискурс в СМИ стран Евросоюза, создание позитивного внешнего имиджа России в зарубежных (и некоторых российских) СМИ предполагает управление информационными потоками, что связано с обеспечением информационной безопасности Российской Федерации. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной среде, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»[66].
Эти и многие другие проблемы и понятия предполагают новый уровень их осмысления в процессе интеграции знаний о социальной коммуникации, что, в частности, заявлено и в новом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению объединенной подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Контрольные вопросы
1. Дайте определения и сравните объем понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация».
2. Сравните обыденное и научное понимание категории «коммуникация».
3. Приведите наиболее общее, универсальное понятие «коммуникации».
4. Почему социальная коммуникация в англоязычной традиции называется «human communication»?
5. В каком случае уместно употребление слова «коммуникация» во множественном числе?
6. Предложите свою дефиницию «социальной коммуникации».
7. Существуют ли различия в понимании сущности социальной коммуникации ведущими зарубежными и отечественными теоретиками коммуникологии?
8. Назовите необходимые элементы коммуникации, приведите примеры, в которых они будут охарактеризованы.
9. Что такое адресант? адресат? коммуникатор? коммуникант? код? сообщение? контекст коммуникации?
10. Что такое объект и предмет науки?
11. Что является объектом и предметом теории коммуникации?
12. Назовите основные понятия, раскрывающие специфику предмета «Основы теории коммуникации», или гуманитарно-социальной коммуникологии.
13. Каковы основные общенаучные методы и методологические подходы, используемые в теории коммуникации?
14. В чем специфика предмета теории коммуникации? С какими научными дисциплинами соотносится теория коммуникации и почему?
15. Раскройте значение основных функций теории коммуникации и объясните, почему и для чего ее важно изучать специалистам по связям с общественностью и рекламе, межкультурной коммуникации и лингвистики, журналистам, менеджерам организации и персонала, социологам, психологам, педагогам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы теории коммуникации"
Книги похожие на "Основы теории коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Гнатюк - Основы теории коммуникации"
Отзывы читателей о книге "Основы теории коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.