Виктор Борисенко - Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В работе проводится комплексное исследование конституционно-правового статуса военных судов и законодательного обеспечения их деятельности в интересах национальной безопасности. Значительное внимание уделяется истории возникновения и развития военных судов, криминологической практике, анализу военно-уголовного и военно-процессуального законодательства. Рассматриваются актуальные вопросы судебной защиты прав и свобод военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов. На основе анализа правоприменительной практики предлагаются пути совершенствования законодательства об ответственности военнослужащих в интересах национальной безопасности РФ.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, курсантов и слушателей военных образовательных учреждений, а также судей, работников правоохранительных органов.
Отсутствие законодательных норм, регламентирующих вопросы организации и деятельности военных судов, а также подсудности им дел в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, может в указанные периоды существенно сказаться на национальной безопасности.
Глава 2
Практика судебной защиты конституционно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации
2.1. Гарантии и механизмы обеспечения конституционно-правового статуса военнослужащих как факторы, влияющие на боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации
Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической основой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, изложенных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.
Военнослужащие, наряду с общим правовым статусом, обладают специальным статусом, который не просто дополняет общий, но и изменяет (ограничивает) его. Специальный статус определяется совокупностью предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией РФ, так и специальным (военным) законодательством прав, свобод, обязанностей и ответственности.
Так, профессор Александровской военно-юридической академии А. М. Добровольский в своих трудах отмечал, что правовое положение военнослужащих в государстве является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие природа военной службы, и определяющими при этом являются:
– особый публичный характер армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы;
– особенность взаимных отношений и составляющих их элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом;
– существо военной службы как службы государственной[140].
Особенности правового статуса военнослужащих в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»[141] определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрепятственного выполнения задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п. 2 ст. 1).
Таким образом, военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы вступают в многосторонние и взаимообусловленные правоотношения, требующие от них строгого соблюдения требований Конституции РФ, законов и других нормативных правовых норм, возложенных на них обязанностей по военной службе, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
С учетом важности выполняемых военнослужащими обязанностей государство должно не только законодательно определить их статус, но и предусмотреть гарантии, а также четкие и действенные механизмы обеспечения их конституционно-правового статуса в части прав, свобод, социальных гарантий и компенсаций, связанных с условиями несения ими военной службы[142].
Федеральным законом «О статусе военнослужащих», определяющим статус военнослужащих как совокупность прав, свобод, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, закреплено, что их права и свободы гарантируются государством (ст. 1).
Определено также, что правовая защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах их прав, социальных гарантий, компенсаций и иных мер социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Являясь функцией государства, социальная защита военнослужащих должна предусматривать:
– реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
– совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;
– охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализация прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (ст. 3).
Из этого следует, что, как и во всякой системе, в правовом положении личности, в том числе военнослужащего, все составляющие его элементы не только связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, каждый из них имеет свое предназначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям как одному из элементов правового статуса военнослужащих. В рамках целого – системы – назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в Конституции и законах юридический статус военнослужащих и особенно их права и свободы становились бы фактическим положением каждого отдельного военнослужащего.
Гарантии, таким образом, служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый в правовом статусе личности переход от общего к частному, от декларируемой в законе возможности к действительности. Из всех предшествующих элементов правового статуса военнослужащего гарантии представляются как идеальная модель, в соответствии с которой должно формироваться юридическое и фактическое положение конкретного военнослужащего. Но для этого процесса нужны благоприятные условия, эффективные средства, и все это объединяется весьма емким понятием «гаран тия»[143].
Для правового статуса, отмечает Л. Д. Воеводин, гарантии необходимы в целом и для каждого его элемента. Однако прежде всего в них нуждаются права и свободы. Более того, без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции РФ и предусмотренные в законах права и свободы – пустой звук[144].
Права и свободы особенно нуждаются в гарантиях, поскольку составляют самый подвижный, динамичный элемент правового статуса военнослужащих. Их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих военнослужащих.
Между тем следует согласиться с утверждением Д. А. Керимова о том, что «гарантии, как бы они ни были важны для правового статуса личности, тем не менее, не являются только их внутренней проблемой. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему»[145].
Анализ практики рассмотрения военными судами заявлений (жалоб) военнослужащих на действия (бездействие) органов военного управления позволяет утверждать, что гарантии – один из главных вопросов правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности.
Реализация прав, свобод и обязанностей военнослужащих, по существу, лишь часть общей проблемы – применения норм права и соблюдения законности. Ведь права, свободы и обязанности изложены в правовых нормах – значит, правильное применение норм, неуклонное соблюдение законности включают в себя осуществление прав, свобод и обязанностей. Отсюда проблемы гарантий применения правовых норм, соблюдения законности и реализации прав, свобод и обязанностей имеют между собой много общего. Это, прежде всего, проявляется в общности тех обстоятельств, которые обусловливают во всех указанных случаях необходимость гарантий, в единстве их целей.
Гарантии прав, свобод и обязанностей военнослужащих имеют немало особенностей, обусловленных спецификой их реализации. Говоря о претворении в жизнь прав и свобод, обычно этот процесс, с чем нельзя не согласиться, обозначают такими терминами, как «обладание», «пользование», «осуществление», «реализация». Из этого следует, что в общем и целом каждый из упомянутых терминов выражает суть гарантий.
Из всего изложенного, по нашему мнению, следует, что реализация прав и свобод военнослужащих может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими в защите, восстановлении прав в случае их нарушения. Обладание, пользование и распоряжение, а в случае нарушения – и восстановление прав и свобод, составляют содержание юридического процесса претворения их в жизнь.
Таким образом, гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав, свобод и обязанностей военнослужащих. Функциональное значение гарантий обычно усматривают в охране их прав. Поэтому если под словом «охрана» понимать не только их защиту от возможных посягательств и нарушений, но и обеспечение обладания и пользования этими правами, то следует определить назначение гарантий как в обеспечении, так и в охране прав и свобод военнослужащих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Книги похожие на "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Борисенко - Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.