Виктор Борисенко - Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В работе проводится комплексное исследование конституционно-правового статуса военных судов и законодательного обеспечения их деятельности в интересах национальной безопасности. Значительное внимание уделяется истории возникновения и развития военных судов, криминологической практике, анализу военно-уголовного и военно-процессуального законодательства. Рассматриваются актуальные вопросы судебной защиты прав и свобод военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов. На основе анализа правоприменительной практики предлагаются пути совершенствования законодательства об ответственности военнослужащих в интересах национальной безопасности РФ.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, курсантов и слушателей военных образовательных учреждений, а также судей, работников правоохранительных органов.
При отправлении правосудия военные суды руководствуются не специальными нормами материального и процессуального законодательства, а едиными для всех судов страны Уголовным, Гражданским, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным кодексами и другими законами.
Вынесенные военными судами решения по уголовным и гражданским делам, а также по административным правонарушениям в отношении военнослужащих, так же как и решения иных судов общей юрисдикции, могут быть обжалованы в установленном процессуальном порядке.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военные суды, как и иные суды общей юрисдикции, создаются и упраздняются только федеральным законом. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации.
Анализ конституционно-правового статуса военных судов свидетельствует о том, что на законодательном уровне установлена обязательность принятых ими решений по рассматриваемым делам и это обеспечивается силой закона, что делает наиболее эффективной их деятельность по укреплению военной дисциплины, правопорядка в частях, боеготовности и боеспособности воинских частей и обеспечению национальной безопасности.
Так, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение распоряжения судьи (ст. 17.3) и непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4). Неисполнение приговора или решения суда либо иного акта влечет уголовную ответственность по статье 315 УК РФ. За неуважение к суду установлена уголовная ответственность по статье 297 УК РФ.
Основополагающими в деятельности военных судов по обеспечению национальной безопасности являются положения статьи 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» о том, что все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом, основаниям.
Таким образом, проведенный анализ положений норм международного права, практики деятельности Европейского суда по правам человека, Конституции РФ, другого законодательства и установленного порядка его применения, позволяет нам сделать вывод о том, что система военных судов в нашей стране отвечает международным стандартам как по организации их деятельности, так и по механизму осуществления правосудия в вооруженных силах. Военные суды в России, как ни в каком другом государстве, отвечают требованиям международных правовых норм в части обеспечения их независимости и беспристрастности, предоставляют участникам процесса реальные гарантии соблюдения и обеспечения их прав и законных интересов[127].
Военные суды во взаимодействии с военным командованием способны наиболее эффективно участвовать в укреплении воинской дисциплины, обеспечении законности, боеготовности и боеспособности армии и национальной безопасности. Это вытекает из существующего опыта функционирования военных судов нашей страны в различных исторических и общественно-политических условиях и объясняется объективной необходимостью. Как показывает практика, военные суды окончательно утвердились также как органы защиты прав военнослужащих. Действуя в условиях армии, они владеют сложившейся в ней обстановкой и способны своей деятельностью оказывать эффективное воздействие на безопасность государства. Будучи максимально приближенными к частям и подразделениям, военные суды обеспечивают там важнейшую государственную функцию – правосудие, делая его доступным. Военные судьи, являясь военнослужащими, надлежащим образом владеют военным законодательством и практикой его применения. Военные суды отличаются высокой степенью мобильности, что в современный период для армии является крайне актуальным[128].
Поэтому неприемлемыми, на наш взгляд, являются вносимые в последнее время предложения о том, чтобы военными судьями назначались судьи, не являющиеся военнослужащими. При этом бытует мнение, что с рассмотрением дел, подсудных военным судам, способен справиться любой юрист.
Более чем 300‑летняя деятельность военных судов России свидетельствует о том, что такие рассуждения демонстрируют лишь незнание предмета и исторических фактов[129]. По нашему мнению, для эффективной деятельности по отправлению правосудия в армии, обеспечению национальной безопасности военные суды должны комплектоваться военнослужащими, а судьи военных судов должны иметь опыт военной службы.
О необходимости и принципиальной важности наличия профессиональных военных знаний при осуществлении гражданского контроля в армии, в том числе и при рассмотрении судебных жалоб, заявлений и исков военнослужащих, говорилось и на прошедшем 2 октября 2003 года в Министерстве обороны РФ совещании по вопросам реформирования и модернизации Вооруженных Сил РФ в интересах обеспечения национальной безопасности[130]. Отсутствие у судей профессиональных военных знаний и военной подготовки будет приводить к необъективности и ошибкам при принятии ими решений.
В заключении на один из проектов упразднения военных судов Правительством Российской Федерации (от 19 августа 2003 года № 5694П-П4) было обоснованно указано, что осуществление в войсках правосудия требует соответствующих практических знаний о жизни и деятельности войск, военного законодательства и воинских уставов. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь специальные знания и военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволили бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.
В заключении также отмечено, что упразднение военных судов неизбежно повлечет за собой уничтожение отлаженной системы деятельности по отправлению правосудия в Вооруженных Силах. Такая реорганизация негативно повлияет не только на состояние законности в войсках, снижение воинской дисциплины, но и на их боеготовность и боеспособность в целом, что непременно скажется на национальной безопасности.
Следует также иметь в виду, что практика создания и деятельности специализированных судов является достаточно распространенной. Во многих странах мира существуют, помимо военных (о чем сказано выше), и такие специализированные суды, как административные, экономические, морские, ювенальные, суды по трудовым делам и др. В России в настоящее время проводится работа по созданию ювенальных и административных судов.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что принятие Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» явилось важным этапом проводимой в России судебной реформы, а поэтому предложения о его отмене либо изменении противоречат конституционным положениям о месте и роли судов, а также общей концепции самой реформы и способны причинить серьезный ущерб безопасности страны.
Между тем представляется, что как в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», так и в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации», на основании положений Закона РФ «О безопасности», необходимо более четко сформулировать задачи судов в области обеспечения национальной безопасности. В частности, в статье 4 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» следовало бы указать, что задачами военных судов является борьба с посягательствами на безопасность Российской Федерации, боеспособность и боеготовность ее Вооруженных Сил и других воинских формирований, воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы, а затем уже изложить способы защиты прав и законных интересов основных объектов безопасности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Книги похожие на "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Борисенко - Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.