Виктор Борисенко - Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В работе проводится комплексное исследование конституционно-правового статуса военных судов и законодательного обеспечения их деятельности в интересах национальной безопасности. Значительное внимание уделяется истории возникновения и развития военных судов, криминологической практике, анализу военно-уголовного и военно-процессуального законодательства. Рассматриваются актуальные вопросы судебной защиты прав и свобод военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов. На основе анализа правоприменительной практики предлагаются пути совершенствования законодательства об ответственности военнослужащих в интересах национальной безопасности РФ.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, курсантов и слушателей военных образовательных учреждений, а также судей, работников правоохранительных органов.
Таким образом, гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав, свобод и обязанностей военнослужащих. Функциональное значение гарантий обычно усматривают в охране их прав. Поэтому если под словом «охрана» понимать не только их защиту от возможных посягательств и нарушений, но и обеспечение обладания и пользования этими правами, то следует определить назначение гарантий как в обеспечении, так и в охране прав и свобод военнослужащих.
Более полное претворение в жизнь прав и свобод военнослужащих зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод.
В широком плане понятием «гарантия» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод военнослужащих, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких нарушений. Поэтому под гарантиями следует понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.
Реализацию субъективных прав необходимо, по нашему мнению, рассматривать как процесс достижения результата и как конечный итог – фактическое обретение военнослужащим соответствующего блага, пользование, распоряжение им.
Осуществление прав и свобод для военнослужащих означает возможность требовать от других лиц действий, соответствующих праву управомоченного лица. Требование это адресуется к государству. Государство же должно создать условия и предоставить такие средства, возможности, условия, чтобы военнослужащие свободно и беспрепятственно имели возможность реализовать закрепленные за ними Конституцией и другими законодательными актами права, а в случае их нарушения – восстановить их.
Корреспондирующая обязанность государства находит свое юридическое выражение в виде установленных гарантий. Под гарантиями прав и свобод военнослужащих, по нашему мнению, следует понимать экономические, политические, социальные, культурные, идеологические и юридические средства, которые обеспечивают постоянное совершенствование этих прав и интересов, их реальное осуществление, а в необходимых случаях – и эффективную защиту от возможных нарушений[146].
На основе установленных государством гарантий у других субъектов – органов государства, общественных организаций – возникают конкретные обязанности, в своей совокупности направленные на обеспечение соответствующих прав и свобод военнослужащих.
Таким образом, из изложенного следует, что субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство.
Это вытекает и из содержания статьи 45 Конституции РФ, согласно которой гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания статей 2, 7, 13, 17, 19, 25, 28, 37, 39, 40, 43, 45–53 Конституции РФ, а также статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Таким образом, государство осуществляет защиту прав и свобод военнослужащих через всю систему государственных органов.
Однако данные судебной практики военных судов по защите прав и свобод военнослужащих свидетельствуют, что для реального воплощения субъективных прав требуются определенные условия. Важно, чтобы в арсенале гарантий более четко определялись условия и средства реализации прав и свобод. Успешное претворение в жизнь конституционно-правового статуса военнослужащих связано с благоприятной обстановкой, которая слагается из множества объективных и субъективных факторов. Они должны обеспечить благоприятный режим, среду для реализации прав и свобод военнослужащих.
В сложившейся практике принято различать экономические, политические и юридические гарантии (см. таблицу 1).
Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающую свободное использование прав и свобод. Это и социальная стабильность, и соответствующие производственные возможности, и широкая сложившаяся система учреждений, дающих возможность обслуживать и удовлетворять все виды социальных потребностей общества и граждан.
Под политическими гарантиями понимается соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, должный уровень политической культуры граждан, возможность отстаивать, защищать свои политические права.
Из анализа содержания Конституции Российской Федерации следует, что все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод военнослужащих, и прежде всего в судебном обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции РФ и до конца ее второй главы, конституционными нормами закреплены принципы и способы защиты.
Между тем данные судебной практики военных судов по рассмотрению заявлений военнослужащих об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления или командиров свидетельствуют, что юридические гарантии не следует ни отрывать, ни тем более противопоставлять другим видам гарантий. Роль и значение указанных гарантий можно правильно понять и оценить, анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая их как часть единого целого. С одной стороны, не следует преувеличивать роль юридических гарантий в охране и защите прав и свобод, выдвигая их на решающее место, с другой же стороны, было бы в равной мере ошибкой рассматривать юридические гарантии в качестве некоего «довеска» к другим гарантиям.
Каждый из отмеченных видов гарантий по-своему важен, и лишь в совокупности они могут обеспечить полную и всестороннюю реализацию прав и свобод военнослужащих. Отсюда – значение юридических гарантий прав и свобод так же велико, как и других гарантий. Более того, чем прочнее основы конституционного строя, экономическое и социальное положение государства, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод.
Данные о рассмотрении военными судами заявлений (жалоб) военнослужащих в 1993–2005 годах (см. таблицу 5) показывают, что с улучшением социально-экономического положения и стабилизацией политической ситуации в стране уменьшилось и число обращений военнослужащих в военные суды за судебной защитой.
В литературе под юридическими гарантиями справедливо понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод[147].
Юридические гарантии прав и свобод военнослужащих выражаются, прежде всего, в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют права и свободы и, что наиболее важно, устанавливают порядок их осуществления. При этом, с нашей точки зрения, необходимо иметь в виду, что не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод военнослужащих, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигаются беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление в случае их нарушения.
Поскольку же все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, постольку, по нашему мнению, можно с уверенностью говорить о существовании конституционно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантий[148].
Нельзя не согласиться с утверждением Л. Д. Воеводина о том, что юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан[149]. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это вытекает и из положений статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Из этого следует, что права и свободы военнослужащих эффективно могут быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной практикой работы государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений, которые в целом обеспечивают военнослужащим пользование правами и свободами, предотвращают их возможные нарушения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Книги похожие на "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Борисенко - Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.