» » » » Виталий Рябчук - Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование


Авторские права

Виталий Рябчук - Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование

Здесь можно купить и скачать "Виталий Рябчук - Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Рябчук - Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование
Рейтинг:
Название:
Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94201-535-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование"

Описание и краткое содержание "Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемая читателю книга представляет собой первое в России комплексное уголовно-правовое и криминологическое исследование преступлений против внешней безопасности Российской Федерации – государственной измены и шпионажа. В работе дается исторический обзор отечественного законодательства, устанавливавшего ответственность за измену и шпионаж, а также сравнительный анализ норм уголовного права большинства зарубежных стран, устанавливающих запрет на совершение преступлений против внешней безопасности. Выдвигаются аргументированные предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации.

Материалы исследования могут быть использованы в практической работе сотрудниками Федеральной службы безопасности Российской Федерации, судьями, прокурорами и адвокатами, а также студентами высших учебных заведений, изучающих уголовное право.






(2) Факты о нарушении свободного демократического конституционного строя или сохраняющиеся в тайне по отношению к партнерам Федеративной Республики Германии по договорам, согласованным на межгосударственном уровне ограничения вооружений, не являются государственной тайной»[183].

С учетом ранее высказанных замечаний в перевод абзаца (1), на наш взгляд, следовало бы внести уточнение, заменив выражение «от иностранного государства» словосочетанием «от чужого правительства» или «от чужих властей».

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце (1) пункта 1 статьи 7 4-го Закона об изменении уголовного права от 11 июня 1957 года, государственной тайне в смысле § 93 соответствует военная тайна союзных государств – членов НАТО. «Военной тайной, – говорится в этом разъяснении, – являются предметы или сведения, которые касаются обороны и держатся в секрете находящимися в пределах пространственной сферы данного закона (то есть на территории ФРГ. – В. Р.) или в пределах Земли Берлин учреждениями союзных государств в интересах их безопасности, безопасности их частей, дислоцированных в ФРГ, и частей, находящихся в Берлине. Исключением являются предметы и сведения, содержание которых в тайне является делом ФРГ».

В настоящее время в ФРГ существуют следующие грифы для обозначения степени секретности информации:

Streng Geheim – «совершенно секретно»;

Geheim – «секретно»;

Vertraulich – «не подлежит оглашению»;

Verschloβsache (VS) или Nur für der Dienstgebrauch – «для служебного пользования»[184].

Принимая положение, закрепленное в абзаце (2) § 93 УК, правящие круги ФРГ пытались выдать его за «ослабление» уголовно-правового преследования свободы печати и информации. При этом утверждалось, что закон больше не считает государственной тайной так называемую «нелегальную тайну», то есть противоречащее конституции засекречивание тех или иных сведений, а также «мозаичную тайну», то есть тайну, добытую путем научного и специального анализа и обобщения общедоступных фактов и сведений. Однако эти утверждения явно приукрашивают действительность, так как § 97а рассматривает в качестве измены выдачу фактов, касающихся нарушения правительством ФРГ согласованных в межгосударственном порядке ограничений вооружения.

Посягательства на государственную тайну преследуются согласно §§ 94–97 и 98 УК ФРГ. Их тексты даются в Приложении.

В § 94 УК установлено наказание за деяние, именуемое «измена стране». Оно состоит в сообщении государственной тайны иностранному государству (с учетом ранее высказанного замечания о неточности перевода термина “fremde Macht”) или одному из его посредников, либо в предоставлении ее неправомочному лицу, либо в публичном оглашении государственной тайны[185].

Анализ постановления, содержащегося в § 94 УК ФРГ, показывает, что в нем предусматривается ответственность за криминальное деяние, которое в Российской Федерации и в большинстве других стран именуется шпионажем первого вида.

Объектом этого преступления, как видно из текста параграфа, признаются общественные отношения, охраняющие внешнюю безопасность ФРГ. Предметом посягательства выступают факты, предметы и сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с определением, которое дается в абзаце (1) § 93.

Объективная сторона преступления заключается в совершении следующих действий:

а) сообщении государственной тайны чужим властям (иностранному государству – согласно опубликованному переводу) или их посредникам;

б) предоставлении доступа к государственной тайне неправомочному лицу иным способом (например, путем создания возможности ознакомления с документами, прослушивания аудиозаписи, просмотра кино-, видео– или компьютерных материалов);

в) публичном оглашении государственной тайны (например, в средствах массовой информации, на собрании, митинге и т. п.) с тем, чтобы она стала достоянием «чужих властей».

Кроме того, объективная сторона деяния, предусмотренного § 94 УК ФРГ, включает создание указанными действиями опасности причинения тяжкого ущерба внешней безопасности ФРГ. Для ответственности по данному параграфу не требуется, чтобы такой ущерб был реально причинен: достаточно, чтобы действия субъекта лишь создавали опасность причинения вреда. Таким образом, § 94 УК ФРГ предусматривает ответственность за деяние, относящееся к числу «формальных» составов.

Субъектом «измены стране» может быть любое физическое лицо независимо от его гражданства, достигшее 14-летнего возраста (§ 19 УК ФРГ). Сказанное относится также к субъектам преступлений, предусмотренных §§ 95, 96, 97, 97a, 97b, 98, 99 и 100а.

Субъективная сторона состава характеризуется прямым умыслом и специальной целью: ответственность по § 94 УК ФРГ наступает, если действия, образующие объективную сторону деяния, совершаются, чтобы нанести ущерб Федеративной Республике Германии или оказать пособничество «чужим властям». Употребленный при этом термин «пособничество» показывает, что речь идет о помощи в проведении враждебной деятельности против ФРГ. Согласно абзацу (1) § 27 УК ФРГ «как пособник наказывается тот, кто преднамеренно содействовал другому лицу в преднамеренном совершении противоправного деяния»[186].

Абзац (2) § 94 УК ФРГ устанавливает уголовную ответственность за «особо тяжкие случаи» измены. В этом абзаце разъясняется, что под особо тяжким случаем понимается совершение измены при наличии одного из квалифицирующих обстоятельств: во-первых, злоупотребление виновным своим ответственным положением, которое обязывает его особо хранить государственные тайны; либо, во-вторых, создание этим деянием опасности особо тяжкого вреда внешней безопасности ФРГ.

Наказание, согласно абзацу (1) § 94 УК ФРГ, предусмотрено в виде лишения свободы на срок не менее одного года. В соответствии с абзацем (2) § 38 УК ФРГ это означает, что за совершение данного преступления может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до 15 лет[187]. За деяние, о котором говорится в абзаце (2) анализируемого параграфа, может быть назначено пожизненное лишение свободы либо лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

На наш взгляд, заслуживают внимания следующие особенности рассматриваемой нормы.

Во-первых, формулировка объективной стороны «измены стране»: она охватывает не только прямое сообщение государственной тайны «чужим властям» или их посредникам, но и опосредованное доведение указанной информации до этих «адресатов» путем предоставления доступа к государственной тайне неправомочного лица или публичного ее оглашения. С точки зрения германского законодателя, важен не способ ознакомления «чужих властей» с государственной тайной, а содержание субъективной стороны виновного: наличие прямого умысла и специальной цели – причинить ущерб интересам ФРГ или содействовать «чужим властям» во враждебной Германии деятельности. Представляется, что судебно-следственной практике в Российской Федерации следует идти таким же путем. Правда, случаи квалификации как государственной измены действий по доведению до иностранных «адресатов» государственной тайны путем ее публичного оглашения или обнародования в средствах массовой информации в практике правоохранительных органов России имеются, однако предварительное следствие и суды действуют в данном вопросе еще весьма непоследовательно.

Во-вторых, интерес представляет подход законодателя ФРГ к установлению меры наказания за данное преступление в зависимости от квалифицирующих обстоятельств, в частности, ужесточение ответственности за совершение деяния лицом, злоупотребившим своим ответственным положением, которое обязывало его особо хранить государственные тайны. В связи с этим вызывает сомнение справедливость нормы, изложенной в статье 275 УК РФ, согласно которой выдача государственной тайны, совершаемая, как правило, лицами, имеющими допуск к этой информации, наказывается так же, как и остальные формы государственной измены. По-видимому, германский законодатель более правильно оценивает общественную опасность такого рода деяний.

В-третьих, следовало бы, по нашему мнению, изучить практику судов ФРГ по применению максимальной меры наказания за совершение измены. Представляется, что установление в России пожизненного лишения свободы за совершение государственной измены при отягчающих обстоятельствах было бы вполне справедливым и целесообразным.

В-четвертых, обоснованной считаем позицию германского законодателя, который признает субъектами анализируемого деяния всех лиц независимо от их гражданства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование"

Книги похожие на "Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Рябчук

Виталий Рябчук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Рябчук - Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование"

Отзывы читателей о книге "Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.