Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"
Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.
В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.
83
Ср. о нем у Муравьева: «…восьмидесятилетний Мисаил <…>. Долгое время архиепископом Болгарским на Дунае он выучился несколько говорить языком славянским и был духовником всех соотечественников в Иерусалиме, во многих случаях доказав свою приверженность к России; но уже его слабые силы не позволяли ему входить в управление церкви» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 123). Норов также застал Мисаила в Иерусалиме, он называет его «столетним» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 162): «Греческий монастырь уже более 40 лет управляем нынешним вековым старцем Мисаилом, имеющим титул митрополита Петры Аравийской и наместника Иерусалимского. Этот муж строгого и святого жития пользуется всею любовью и доверенностью своих единоверцев» (там же, c. 168).
Ср. у Парфения: «Сего митрополита русские поклонники обычай имеют называть св. Петр. Такожде именовали и прежде его бывших наместников патриарха Иерусалимского, митрополитов Петры, или Заиорданских. Но сие имя Петр несть настоящее их имя, а так называются от страны, в которую они поставляются в митрополиты, и именуемой Петра. Настоящие же имена их – другие: нынешний называется Мелетий, а прежде его был Михаил» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 146; Михаил у Серапиона назван Мисаилом).
Вторично побывав в Иерусалиме в 1849–1850 гг., Муравьев добавляет подробности о смерти Мисаила и о его титуловании: «Добродетельный муж сей, доживший до глубокой старости свыше ста лет, пользовался чрезвычайным уважением от народа и его даже не иначе называли как святым Петром, от сбивчивого наименования его епархии Петрской. По свойству греческого языка, архиереям дают титул вместо преосвященного: «святой» такого-то города или области; таким образом, преосвященный Петры Аравийской называется для краткости святым Петры, из чего вышло святый Петр <…>. Замечательна была кончина старца Мисаила: он никогда не оставлял Иерусалима, ни во время смут политических, ни при часто повторявшейся чуме. В последний только раз, в 1836 году, когда голод и болезни опять свирепствовали в Сирии <…> убедили старца искать убежища в монастыре пророка Ильи. Не хотя, он их послушался и, не доезжая обители, упал с лошади…» (Письма с Востока в 1849–1850 годах, ч. 2, с. 190–191).
84
Вероятно, о нем же пишет А. С. Норов в 1835 г.: «Отец Антоний <…> ведет также уже несколько лет келейную жизнь в самом храме» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 149).
85
Вероятно, ошибка автора, храм строился в 326–335 гг., освящен 14 сентября 335 г.
86
Ошибочное написание, надо: in hoc signo vinces (сим победиши).
87
Евсевий (260–339) – один из отцов церкви, архиепископ Кесарийский (с 313 г.), автор многочисленных теологических и исторических трудов, в том числе: «Хроника», «Житие Константина», «История церкви», «Ономастикон» (ок. 324) и др.
88
Ликиний, или Лициний (Licinius) (ок. 250–325) – римский император в 308–324, соправитель Галерия (308–311), с 312 г. – Константина Великого, правил в восточной части империи. Сестра императора Константина была женой Ликиния. В 313 г. издал вместе с Константином эдикт о свободном исповедании христианства (Миланский эдикт), но в 319 г. начал новые гонения на христиан. В борьбе за власть с Константином был побежден им в сражениях близ Адрианополя, затем близ Хризополя, против Византия (323), сослан в Фессалоники и затем казнен, после чего император Константин стал единоличным правителем Римской империи.
89
В древнем, но недостоверном сказании «Об обретении креста» рассказывается, что родственник первомученика Стефана иерусалимский еврей Иуда (а не Руда, как у Серапиона) вынужден был показать царице Елене место, где, как он слыхал, был закопан Крест Господень. При виде чудес Иуда решает принять крещение, получает имя Кириак и становится епископом Иерусалима. Легенда утверждает также, что Иуда Кириак погиб под пытками при Юлиане Отступнике (361–363) в годовщину воздвижения Креста. См. подробнее: Пигулевская Н. В. Мартирий Кириака Иерусалимского.
90
Св. Макарий – Иерусалимский патриарх (314–333).
91
Существует несколько вариантов легенды, по одному из них, чтобы установить, на каком из крестов был распят Иисус, кресты подносили поочередно к больной «именитой жене», исцелившейся при поднесении третьего креста, который и был признан животворящим (см.: Феодорит, еп. кирский. Церковная история / Пер. с греч. М., 1993, гл. 18). По другому преданию, изложенному и Серапионом, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Ср. у Парфения: «На сем месте воскрес мертвец, когда наложили на него обретенный в земле Господень Крест…» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 142).
92
Возможно, ошибка автора, надо – в 325 г. Церковь, построенная над пещерой Гроба Господня по повелению царицы Елены, была освящена 14 сентября 335 г., эта дата отмечается православной церковью как праздник Воздвижения Креста Господня. Считается, что святая Елена предприняла свое знаменитое путешествие в Палестину в 325 г. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 22, с. 598), «Encyclopaedia Britannica» указывает годы жизни царицы Елены 247–327 и сообщает, что она посетила Палестину в преклонном возрасте: «It is certain that, at an advanced age, she undertook a pilgrimage to Palestine, visited the holy places, and founded several churches. The name of Helena is intimately connected with the commonly received story of the discovery of the Cross. But the account which connect her with the discovery are much later than the date of the event» (London; Toronto, 1953. Vol. 11, p. 393).
93
Иосиф Аримафейский – тайный ученик Христа, богатый человек из Аримафеи (Рамле), который после распятия просил и получил у Понтия Пилата разрешения похоронить Христа (Мф. 27, 57–60; Мк. 15,43; Лк. 23,50–53; Ин. 19,38). Норов в записках о первом путешествии пишет, что греческий Патриарший монастырь находится на месте «вертограда Никодимова», а не Иосифа Аримафейского: «Греческий монастырь занимает частью место вертограда Никодимова: оттуда сходят по нескольким ступеням на квадратную площадку; одну ее сторону занимает византийская фасада храма…» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 130–131). То же у французского путешественника: греческий монастырь «занимает то самое место, где был вертоград Никодимов…» (Путешествие с детьми по Святой Земле, ч. 1, с. 121). Никодим – член Синедриона, тайный ученик Христа, участвовавший в его погребении вместе с Иосифом Аримафейским (Ин. 3,1–10, 7,50–51, 19,39).
94
Ср. у Муравьева в Письмах с Востока в 1849–1850 годах: «…средняя церковь Воскресения, или жен мироносиц, где явился им Господь, служила прежде соборною и в ней стоит поныне мраморная кафедра апостола Иакова, в которую вставлена деревянная новая; но немногие знают здесь о существовании сей кафедры <…>. Хотя с кафедральной средней церкви сорван был купол землетрясением, обрушившим и колокольню в 1562 году, и с тех пор она остается обнаженною, однако в ней, как в древней патриархии, совершается, под деревянным навесом, обедня Великого четверга и вечерня пред Богоявлением, и она слывет старым Воскресением. Посредине церкви малою часовнею обозначено место явления Господа мироносицам, а с ними и Пречистой своей Матери, по преданию иерусалимскому; но по ошибке икона в сей часовне изображает явление Господа Магдалине Марии» (Ч. 2, c. 169–170).
95
Иаков Алфеев, или Иаков Меньший – один из 12 апостолов, сын Алфея или Клеопы, назывался братом Господним, т. к. принадлежал к числу двоюродных братьев Иисуса по матери, Марии Клеоповой. Первый епископ иерусалимской церкви, по свидетельству Иосифа Флавия, побит камнями в 62 г.
96
Ср. у Дашкова и Муравьева: «Ключи в руках у турков, кои отпирают двери не иначе как в присутствии мутевелли (надзирателя), назначаемого Акрским пашою, и драгоманов греческого, католического и армянского» (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 23). Муравьев: «…ключи, к стыду христиан, находятся в руках неверных. Несколько семейств искони откупили себе право владеть оными и получают по шести левов платы за каждое открытие Святых Врат. Медленно собираются они со всех концов Иерусалима с различными принадлежностями замыкания: лестницею, веревкою, воском и печатью, которые все разделены между ними, и, угощаемые кофеем во время литургии, они сидят с трубками в преддверии» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 164).
97
Дмитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) – митрополит Ростовский, писатель, составил новую редакцию Четьих миней, посвятив этому более 20 лет жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"
Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"
Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.