Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"
Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.
В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.
22
Об истории вопроса до начала XVIII в. см., например: Восточный вопрос во внешней политике России; Носенко Т. В. Конфликт вокруг Святых мест в Иерусалиме и политика России, с. 613–616; Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. М., 1997; Rock A. The Status Quo in the Holy Places.
23
См.: Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский договор 1774 г. М., 1955, с. 352–353.
24
Век Екатерины II, с. 212.
25
Татищев С. С. Внешняя политика императора Николая I, с. 604.
26
Дибич Иван Иванович (1795–1831) – граф, генерал-фельдмаршал, с начала 1829 г. главнокомандующий русской армией на Балканах, за победу в русско-турецкой войне 1827–1829 гг. удостоенный почетного звания «Забалканский».
27
Восточный вопрос во внешней политике России, с. 94.
28
Собрание трактатов и конвенций, т. 4, ч. 1, с. 339.
29
См. подробнее, например: Anderson M. Russia and the Eastern Question; Восточный вопрос во внешней политике России; История внешней политики России; Киняпина Н. С. Внешняя политика России. Первая половина XIX в. М., 1963; Фадеев Л. Н. Россия и восточный кризис 20-х гг. XIX в. М., 1958; Шеремет В. И. Турция и Адрианопольский мир; Шпиро О. Б. Освобождение Греции и Россия.
30
Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 104.
31
Под стягом России: Сборник архивных документов. М., 1992. Цит. по: http://www.hronos.km.ru/dokum/1829 adrian.html.
32
Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле, с. 56. Д. Дашков указывает сумму «до семи миллионов левов (более 4,5 млн. рублей)», возможно, эта сумма включает и деньги на подкуп должностных лиц (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 22). «В письме К. М. Базили А. Н. Муравьеву от 3 июня 1839 г. указаны следующие данные: долги Святого Гроба «ростирались до 16 миллионов пиастров (более трех миллионов рублей) и коих теперь остается менее 2 миллионов пиастров». – Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева // Православный Палестинский сборник, вып. 3. М., 2005, с. 42.
33
См.: Гоцкалюк Д. Пространная история Иерусалимской церкви, с. 3.
34
Хитрово В. Н. Православие в Святой земле, с. 56. Ср. с данными в работе Д. Гоцкалюка (перевод с греч. книги Хризостома I «История Иерусалимской церкви»): в Палестине арестовывали имущество Братства Святого Гроба и паломников, требуя уплаты долга; с помощью Вселенского патриарха Констанция I (1830–1834) удалось добиться полного снятия процентного роста под обязательство погасить задолженность в течение 10 лет. В 1832 г. патриаршим указом на каждого православного грека был наложен налог в размере 1 гроша для уплаты долгов Братства Святого Гроба, почти всех иноков Братство разослало для сбора милостыни в православных державах (Пространная история Иерусалимской церкви, с. 3–4).
35
Дашков Д. В. Русские поклонники в Иерусалиме, с. 27.
36
Муравьев А. Н. Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 126–127.
37
См. подробно в статье В. Н. Хитрово Православие в Святой Земле, с. 8–10.
38
Armstrong K. A History of Jerusalem, p. 353.
39
См. о ней в Письмах с Востока в 1849–1850 годах А. Муравьева: «Новая церковь англиканская, в готическом вкусе, возвышается подле так называемой крепости Давида, или цитадели средних веков…» (ч. 2, с. 225); «Против ворот замка („башни Давида“. – Е.Р.), на высокой площади Сионской <…> горделиво выстроили теперь свою нарядную готическую церковь англичане…» (там же, c. 252).
40
Y. Ben-Arieh в Jerusalem in the 19th Century указывает в качестве даты открытия французского консульства в Иерусалиме 1843 год (p. 61). 1843 г. указывает также I. Ben-Zvi в Eretz-Israel under Ottoman Rule, p. 449. «И. Ю. Смирнова в статье «Переписка А. Н. Муравьева с российским генконсулом в Бейруте К. М. Базили как источник по истории связей России с Православным Востоком в 1830–1840-х гг.» указывает следующие даты: британское консульство появилось в 1838 г., французское – в 1843, австрийское – в 1849 и испанское – в 1854 г.» (Православный Палестинский сборник, вып. 103, с. 22).
41
Ben-Arieh Y. Jerusalem in the 19th Century, p. 31–32 (перевод с иврита мой. – Е.Р.). О консульстве США – см. p. 65.
42
Цит. по статье В. Н. Хитрово. Православие в Святой Земле, с. 11–12.
43
Цит. по статье В. Н. Хитрово. Православие в Святой Земле, с. 13.
44
Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849–1850 годах. Ч. 2, c. 186–187.
45
Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849–1850 годах. Ч. 2, c. 45.
46
Униатская церковь – греко-католическая, создана постановлением об унии церквей Ферраро-Флорентийского собора в 1439 г., подчиняется Папе Римскому, признает основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов. Подтверждение унии состоялось на Брестских соборах 1590, 1594, 1596 гг.
47
Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849–1850 годах. Ч. 2, c. 187.
48
Носенко Т. В. Конфликт вокруг Святых мест в Иерусалиме и политика России, с. 618 со ссылкой на: Tuchman B. Bible and Sword. NY, 1956, p. 212.
49
См.: Отношение вице-канцлера графа К. В. Нессельроде к обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову (от 31 марта 1843 г.); Инструкцию (советы) министерства иностранных дел архимандриту Порфирию (от 2 ноября 1843 г.) // Россия в Святой Земле, т. 2, с. 14–15.
50
См.: Записка архимандрита Порфирия посланнику в Константинополе В. П. Титову с проектом предложений по созданию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (от 6 января 1845 г.) // Россия в Святой Земле, т. 2, с. 16–18.
51
Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле, с. 40–42.
52
Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле, с. 30.
53
Вяземский П. А. Путешествие на Восток (1849–1850), с. 264–265.
54
См. подробнее: Виноградов В. Н. Великобритания и Балканы: от Венского конгресса до Крымской войны. М., 1985; Международные отношения на Балканах 1830–1856. М., 1990; Очерк истории министерства иностранных дел 1802–1902 (СПб., 1901); Тарле Е. В. Крымская война; Татищев С. С. Внешняя политика императора Николая I; Шеремет В. И. Османская империя и Западная Европа; Якушев М. Иерусалимский патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики России накануне Крымской войны.
55
Тарле Е. В. Крымская война, т. 8, с. 21.
56
Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1937, т. 5, с. 94; Дегоев В. В. Кавказ в системе международных отношений 30–60-х годов XIX в. Владикавказ, 1992, с. 80.
57
Цит. по приложению к: Тарле Е. В. Крымская война, т. 9, с. 611.
58
См. подробнее: Лисовой Н. Н. Палестинский комитет (1859–1864) и Палестинская комиссия (1864–1889) // Россия в Святой Земле, т. 1, с. 208–215.
59
Эссен Петр Кириллович (1772–1844) – генерал от инфантерии, санкт-петербургский военный генерал-губернатор, член Государственного Совета, граф (с 1833).
60
Всеволодский (Всеволожский) Всеволод Андреевич (1769–1836) – астраханский вице-губернатор, камергер, петербургский домовладелец, ему принадлежал дом по адресу: Екатерингофский пр, д. 35 (дом в 1845–1847 гг. перестроен); отец Никиты Всеволожского (1799–1862), приятеля Пушкина, одного из основателей общества «Зеленая лампа» (которое собиралось в его доме по указанному адресу).
61
Воронцов Михаил Семенович (1782–1856) – генерал-фельдмаршал, новороссийский генерал-губернатор (1823–1853) и наместник Бессарабской области, князь (с 1845). Принадлежал к одному из древнейших дворянских родов, герой Отечественной войны 1812 г., в 1815–1818 гг. командовал русским оккупационным корпусом во Франции.
62
Российско-Императорская Коммерческая канцелярия существовала при Российской дипломатической миссии, рассматривала гражданские и торговые дела между подданными России.
63
В 1830 г. Иерусалимским патриархом был Афанасий IV, который занимал патриаршую кафедру с 1827 по 1844 г. Иерусалимская православная церковь получила права патриархата в 451 г., после завоевания Палестины арабами (в 638) начала приходить в упадок. Иерусалимские патриархи проживали с XVII в. в основном в Константинополе, даже открыли там в 1640 г. подворье (в квартале Фанар). Избрание их происходило также в большинстве случаев в Константинополе. В Иерусалиме делами патриархии управляли два наместника – епитропа. Такое положение вещей продолжалось до времени правления патриарха Кирилла II (1845–1872), сделавшего Иерусалим постоянной резиденцией патриархов. Ср. у Муравьева: «…все дела решают оба наместника с драгоманом и секретарем и даже иногда один наместник. Он посылает от себя монахов в разные города Востока собирать милостыню для Святого Гроба отдельно от патриарха, который действует из Константинополя более как защитник и глава духовная, нежели как совершенный хозяин и владыка дому, и никогда не посещает своей паствы, чтобы не платить слишком большой дани шейхам. В случае смерти его Синод иерусалимский, избрав одного из среды своей, посылает принять благословение от Патриарха Вселенского (титул патриарха Константинопольского. – Е.Р.) и жить навсегда в удалении от Святого Гроба» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 126). И у него же: «Патриархи переселились в Царьград: ибо от Феофана, принужденного оставить Иерусалим в начале XVII века, и до Кирилла, в течение более 200 лет, почти все они большею частию жили вне своей кафедры, исключая однако Нектария и Досифея» (Письма с Востока в 1849–1850 годах, ч. 2, c. 172).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"
Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"
Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.