Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели I – XII
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рядовое время: Недели I – XII"
Описание и краткое содержание "Рядовое время: Недели I – XII" читать бесплатно онлайн.
Третья книга из цикла «В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день» включает размышления на I–XII неделю рядового времени литургического года между пасхальным и рождественским периодами.
Читатели во всем мире оценили огромную духовную пользу этих размышлений и они многократно переиздавались на разных языках.
Любят только того, кого знают. По этой причине многие христиане посвящают ежедневно несколько минут чтению Евангелия и размышлению о прочитанном. Таким образом они познают Иисуса Христа. Евангелие показывает Его нам таким, каким Его видели апостолы. Мы можем наблюдать Его реакции, Его поведение. Мы можем слышать Его слова, исполненные мудрости и власти. Евангелие демонстрирует Его сочувствие страждущим, иногда – Его праведный гнев, Его снисходительность к грешникам и непримиримость к фарисеям, извращающим принципы религии, Его терпение по отношению к ученикам, не понимающим значения Его слов…
Как же трудно будет нам полюбить Иисуса, как же трудно будет познавать истину Его учения, если мы не будем часто слушать Божие слово, если не будем ежедневно читать Святое Евангелие. Чтение Евангелия, даже очень краткое – в течение нескольких минут – это пища нашего благочестия.
Заканчивая чтение Священного Писания, священник провозглашает: Слово Господне, а все верные отвечают: Благодарение Богу. На самом ли деле мы благодарны Ему? Господь не удовлетворится одними словами. Он ждет благодарности, выраженной в делах. Мы не можем позволить себе забыть о законе Божием. Мы не можем допустить, чтобы учение Церкви оставалось для нас набором туманных истин, едва ли находящих свое отражение в жизни, чтобы мы лишь поверхностно, время от времени, соприкасались с ним. В таком случае мы оказались бы “в изгнании”, куда худшем, нежели Вавилонское рабство. Величайшим врагом Божиим в мире является невежество – причина и корень всякого зла, отравляющего целые народы и тревожащего множество душ[232].
Мы хорошо знаем, что отсутствие религиозного образования – это серьезный недостаток, характерный для многих христиан. Более того, многие христиане заражены заблуждениями, а это зло – похуже, чем простое невежество. Было бы весьма печально, если бы мы сами, из-за отсутствия необходимых познаний в области веры, не смогли помочь окружающим нас людям познать Христа, не принесли им света, необходимого для понимания Его учения!
18.2 Во время сегодняшней Литургии мы читаем начало Евангелия от Луки[233]. Евангелист сообщает нам, что он решил описать жизнь Иисуса Христа, дабы мы как следует познали то учение, в котором были наставлены. Все мы, совершающие свое земное странствие, обязаны глубоко усвоить учение Христа. Нам не следует думать, будто мы уже достигли христианского совершенства. Мы не должны удовлетворяться уже достигнутым уровнем познания Христа и Его учения. Любовь побуждает нас все глубже узнавать того, кого мы любим. Врач, архитектор или адвокат, желающие стать по-настоящему компетентными в избранной ими профессии, не довольствуются окончанием университета, но учатся всю свою жизнь. Это прямо касается и христианина. Слова, когда-то сказанные Блаженным Августином: Ты сказал: с меня довольно? – Ты погиб![234], относятся и к углублению в истины веры.
Качество инструмента, – а мы все являемся инструментами в руках Божьих, – может становиться все выше и выше. Здесь постоянно могут открываться новые горизонты. Мы можем день ото дня становиться все более совершенными, любить все больше и больше. Однако мы никогда не достигнем этой цели, если наш разум не будет получать регулярной порции здравого учения. Сколько уже раз было сказано, что ирландский старик, не знающий ничего, кроме молитвы Розария, может быть несравненно более святым, чем я со всем своим образованием. Вполне вероятно, так оно и есть. Из уважения к упомянутому старику я готов согласиться, что так и должно быть. Однако если подобные утверждения высказываются лишь для того, чтобы поставить под сомнение необходимость знания богословия в той мере, в какой знаю его я, то они не убеждают меня. Я не могу согласиться с ними ни в отношении себя самого, ни в отношении ирландского старика. Что касается старика, то все ирландские старики, которых мне только довелось знать, с их Розарием, с их евхаристическим благочестием (…) жаждали более глубокого познания своей веры. Что касается меня самого, то стоит заметить, что хотя мало знающий человек и может быть добродетельным, невежество, все же, добродетелью не является. Правда, были такие мученики, которые не могли внятно изложить учение Церкви, а, между тем, мученичество – это вернейшее доказательство любви. Но и тут можно возразить: если бы они лучше знали Бога, их любовь была бы еще сильнее[235]. Так называемая “вера простолюдина” (верю во все, во что предписывает верить Церковь, хотя и не понимаю, что это значит) отнюдь не является идеалом христианина, живущего в мире, в котором ему ежедневно приходится сталкиваться с путаницей и незнанием учения Христа – единственного спасительного учения, а также с новыми и старыми нравственными заблуждениями, с которыми он имеет дело по месту своей работы, в своей семейной жизни, в своем окружении…
Христианин должен хорошо усвоить аргументы, которые помогли бы ему отразить атаки врагов веры и представить ее содержание в привлекательной форме (однако следует помнить: ничего не добьешься запальчивостью, ненужными спорами, раздражением), ясно, понятно (не разводя “турусы на колесах” там, где необходимо высказаться прямо) и точно (без тени сомнения и колебаний).
“Вера простолюдина” может спасти простолюдина. Но у большинства христиан незнание вероучения обусловлено, как правило, недостатком веры, духовной леностью, недостатком любви. Невежество – дочь лени, – часто говорил Иоанн Златоуст. В борьбе с неверием точные и обширные познания в области католического богословия имеют огромное значение. По этой причине любой мальчик, хорошо знающий Катехизис, является настоящим миссионером, хотя, возможно, и не подозревает об этом[236]. Изучая Катехизис – квинтэссенцию истин веры, читая литературу, рекомендованную духовным руководителем, мы искореним невежество и заблуждение во многих случаях и у многих людей. Они, в свою очередь, смогут успешно противостоять многим ошибочным учениям и многим лжеучителям.
18.3 Углубление в вероучение требует времени и настойчивости. Постоянное обучение помогает понять и усвоить содержание истин веры, принять их в свое сознание. А потому мы должны приложить максимум усилий, чтобы здравое учение поступало к нам по всем возможным каналам. Нам следует должным образом позаботиться о своем образовании. Огромное значение при этом имеет регулярное духовное чтение, подчиненное тщательно разработанному плану. Таким образом его содержание “выпадет в осадок” в нашей душе.
Чтобы излечить больного, достаточно быть врачом. Совсем необязательно страдать от той же болезни. Нельзя быть настолько наивным и думать, что для приобретения богословского образования необходимо глотать без разбору всевозможные микстуры, даже отравленные… Об этом нам свидетельствует разум. Подобные свидетельства могут привести и многие из нас. Приступая к чтению, нам необходимо посоветоваться с духовным руководителем. Готовность прислушаться к его советам является важным моментом добродетели мудрости. Сказанное относится, прежде всего, к богословским и философским сочинениям, которые прямо влияют на нашу веру и духовную жизнь. Как раз поэтому Церковь призывает христиан избегать печатной продукции, способной причинить вред вере и нравственности. Как важно найти и прочитать хорошую книжку! Но еще важнее подобрать книги, могущие сформировать нашу духовную жизнь.
Если мы будем настойчивы, если мы позаботимся о средствах, способных обеспечить нам должное наставление в истинах вероучения (духовное чтение, духовные упражнения, группы духовного образования, духовные беседы, духовное водительство), то приобретем, может быть, даже не догадываясь об этом, огромное духовное богатство. Постепенно оно преобразит всю нашу жизнь. С другой стороны, мы уподобимся сеятелю, стоящему с полной корзиной зерна на вспаханном, готовом принять семя склоне: ведь все, что мы таким образом приобретем, послужит не только благу нашей души, но и благу многих иных душ – тех, кому мы сумеем передать нашу веру. Семя, не дающее всходов, мертво. Между тем, наш мир – это огромная борозда, которую мы, в соответствии с волей Христа, должны засеять Его учением.
Третья рядовая неделя – Понедельник
19. Взвешенность в словах и суждениях
1. “Грехи языка”. Не можешь похвалить – промолчи.
2. Избегать поспешных суждений. Любовь к истине побуждает нас стремиться к распространению правдивой информации и способствовать объективности средств массовой информации.
3. Уважение к тайне личной жизни.
19.1 Простосердечные люди были изумлены чудесами и учением Господа. Однако иные, несмотря на необычайность всего происходящего, отказывались верить в Божественность Иисуса. Евангелие сегодняшней святой Мессы[237] повествует, что сразу же после успешного изгнания Господом злого духа, в то время, как весь народ изумлялся[238], книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. Вследствие предубеждения оппоненты воспринимают служение Иисуса как дело злого духа. Если помрачена совесть, все является в ложном свете! В своем безмерном ослеплении люди говорят об Иисусе: в Нем нечистый дух[239]. И это – об Иисусе, Который был самой Святостью!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рядовое время: Недели I – XII"
Книги похожие на "Рядовое время: Недели I – XII" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели I – XII"
Отзывы читателей о книге "Рядовое время: Недели I – XII", комментарии и мнения людей о произведении.