Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели I – XII
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рядовое время: Недели I – XII"
Описание и краткое содержание "Рядовое время: Недели I – XII" читать бесплатно онлайн.
Третья книга из цикла «В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день» включает размышления на I–XII неделю рядового времени литургического года между пасхальным и рождественским периодами.
Читатели во всем мире оценили огромную духовную пользу этих размышлений и они многократно переиздавались на разных языках.
3. Уважение к тайне личной жизни.
19.1 Простосердечные люди были изумлены чудесами и учением Господа. Однако иные, несмотря на необычайность всего происходящего, отказывались верить в Божественность Иисуса. Евангелие сегодняшней святой Мессы[237] повествует, что сразу же после успешного изгнания Господом злого духа, в то время, как весь народ изумлялся[238], книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. Вследствие предубеждения оппоненты воспринимают служение Иисуса как дело злого духа. Если помрачена совесть, все является в ложном свете! В своем безмерном ослеплении люди говорят об Иисусе: в Нем нечистый дух[239]. И это – об Иисусе, Который был самой Святостью!
Из любви к Богу и ближнему, ради любви к правде, христианин, живущий в мире, в котором слова причиняют столько зла, должен быть крайне осмотрительным в своих речах. Человек имеет право на доброе имя, уважение, почет и славу, если он ее заслужил. По мере того, как мы все больше узнаем человека, нам открываются его личность, его характер, его ум и его сердце. Тем яснее для нас становится критерий, согласно которому его следует оценивать. Мы начинаем понимать, что значит: поступать по отношению к нему справедливо[240]. Нередко неумение обуздать свой язык, легкомыслие в речах и поступках является следствием отсутствия самообладания и памятования о Боге. Сколько же зла можно причинить, безответственно рассуждая о поступках тех, с кем мы живем, работаем и общаемся! Апостол Иаков называл в этой связи язык прикрасой неправды[241].
Любой человек имеет право на доброе имя, если только он не дискредитировал его своими недостойными совершенными публично поступками. Клевета, злоречие, оговор – все это серьезнейшие прегрешения против истины, прямо касающиеся наших отношений с ближними. Доброе имя лучше большого богатства[242], поскольку, утратив его, человек лишается возможности сделать очень много благого и полезного. Чаще всего поводом для клеветы, неконструктивной критики, оговора бывает зависть: кому-то очень трудно примириться с достоинствами ближнего, с престижем и удачей, сопутствующей отдельной личности или целой организации.
Нередко очернителями становятся работники средств массовой информации. Речь идет о тех случаях, когда в прессе или по иным информационным каналам распространяются или воспроизводятся непроверенные или заведомо ложные слухи. Очернением можно считать и молчание перед лицом ложных обвинений, выдвигаемых против кого-то: ведь часто молчание воспринимается как знак согласия. Иногда очернять можно даже “одобряя”, если такое “одобрение” связано с умышленным преуменьшением реальных заслуг человека. Пересказ неизвестно откуда взявшихся сплетен – это также проступок против справедливости, прямо затрагивающий доброе имя ближнего.
Если дискредитация проводится при посредстве изданий, газет, радио, телевидения и т. д., то становится более широкой ее аудитория, а, следовательно, совершенный при этом грех является еще более тяжким. Заметим, что право на доброе имя имеют не только отдельные лица, но и организации. Клевета против организации является столь же серьезным грехом, как и клевета против отдельного человека, а иногда – из-за характера возможных последствий – еще более тяжким.
Во время сегодняшнего размышления нам следует спросить самих себя: считают ли нас в ближайшем окружении (семья, трудовой коллектив, друзья…) людьми, от которых никогда не услышишь худого слова в чей-либо адрес? Придерживаемся ли мы принципа: Не можешь похвалить – промолчи[243]?
19.2 Нам необходимо много молиться, чтобы Господь научил нас говорить всегда только то, что нужно, не пустословить, знать, когда и что сказать, говорить в меру, вступать в разговор, только если это на самом деле полезно, и давать собеседнику исчерпывающий ответ. Когда говоришь, не кричи; не допускай, чтобы в невоздержании твоего языка слова сыпались без удержу, как град[244]. К сожалению, во многих общественных кругах как раз кричат и обрушивают друг на друга целый поток ничего не значащих слов. Вспомни Богодухновенное слово: “Смотри, огради владение твое терновником… Берегись, чтобы (…) не пасть перед злоумышляющим” (Сир 28,27.30). Иначе говоря, не слушай того, что причиняет зло и вред. Не слушай оговоров, клеветы, речей нескромных, скользких, двусмысленных и льстивых. Все это – стрелы, ранящие сердце. Не слушай обвинений против веры и Божьего Провидения, ропота против начальствующих или против Церкви. Все это – жало ядовитой змеи. Не слушай плоских шуток, глупых анекдотов, пустословия и чувственных излияний, сомнительных откровений. Все это рассеивает внимание и разрушает душевный мир[245].
Мы сможем должным образом воплотить в жизнь обсуждаемый здесь аспект любви и справедливости, если в течение всего дня, с помощью благодати Божией, будем сохранять в душе климат Богоприсутствия и избегать осуждающих высказываний. Справедливость и любовь – это добродетели, которые, прежде всего, следует укоренить в нашем сердце, ибо от избытка сердца говорят уста[246]. Именно здесь – в глубинах нашего сердца – нам следует поддерживать атмосферу благожелательности по отношению к ближним, отказавшись от односторонних суждений и ханжества. К сожалению, многие люди, – даже те, которые считают себя христианами, – ведут себя так: сначала думают о зле, предполагая его без всяких доказательств. И не только думают, но и заявляют о своих смелых суждениях публично[247].
Средства социальной коммуникации (и, в частности, средства массовой информации) могут породить в пользователях некоторую пассивность, делая из них не слишком осмотрительных потребителей вестей или зрелищ. Читатели и зрители должны выработать умеренность и благоразумие по отношению к средствам массовой информации. Надо воспитать в себе просвещенное и крепкое сознание для того, чтобы без большого усилия сопротивляться влиянию наименее добропорядочных явлений в этой области[248]. Любовь к истине должна побудить нас к воздержанию от поспешных, основанных на непроверенной информации, мнений о людях и событиях. Имея дело с тенденциозной или неполной информацией, необходимо придерживаться позиции здорового скептицизма. Объективные факты всегда подаются в обертке чьих-то личных мнений. Информация о Церкви, вере, папе, епископах, если она распространяется неверующими или сектантами, может быть весьма существенно искажена.
Любовь к истине должна побудить нас к отказу от конформизма и сделать наши суждения более взвешенными. Следует избегать односторонних упрощений, не черпать сведения из информационных каналов, известных своей тенденциозностью. Необходимо искать и защищать истину, активно распространяя правдивую информацию о тех, кого оклеветали. Это можно делать, посылая письма протеста или письма-пояснения в органы массовой информации, использовать факт появления тенденциозной или неполной информации для того, чтобы говорить на затронутую тему в кругу нашего общения и давать при этом информацию объективную, звучащую позитивно. Кроме того, необходимо отказаться от любой, даже самой незначительной материальной поддержки тех изданий (газет, журналов, бюллетеней), в которых помещаются ложные или клеветнические сведения. Если бы так вели себя все христиане, можно было бы в кратчайшие сроки положить конец позорным кампаниям, ставящим своей целью оскорбление достоинства невинных людей. К сожалению, подобные явления до сих пор имеют место во многих странах.
Начать же необходимо с самих себя, стремясь к правдивости собственных слов и суждений. Затем следует, по мере возможности, прививать добродетель правдивости нашему окружению, пресекая в зародыше всякие попытки очернить, дискредитировать, оклеветать кого бы то ни было. Еще одним проявлением добродетели справедливости и любви к истине является публичный отказ от своих прежних (даже сделанных из лучших намерений) суждений, если выяснилась их ошибочность или если они должны быть изменены в свете вновь появившихся данных.
19.3 Давно известно, что человек с поврежденным зрением, видит все окружающее искаженным. Так и тот, у кого повреждено “око души”, подозревает коварные и темные намерения там, где имеет место лишь искреннее стремление служить Богу, а также приписывает другим свои собственные пороки и недостатки. Еще Блаженный Августин предлагал следующий совет: Старайтесь приобрести те добродетели, которых, по вашему мнению, лишена ваша братия. Тогда вы не увидите ее пороков: ведь вы и сами не будете их иметь[249]. Будем усиленно молить Господа помочь нам оценить добрые стороны тех людей, вместе с которыми мы живем. Таким образом мы сможем простить им их недостатки и помочь от них освободиться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рядовое время: Недели I – XII"
Книги похожие на "Рядовое время: Недели I – XII" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели I – XII"
Отзывы читателей о книге "Рядовое время: Недели I – XII", комментарии и мнения людей о произведении.