Вадим Петров - Философия. Курс лекций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. Курс лекций"
Описание и краткое содержание "Философия. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.
В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии.
Курс лекций профессора В. П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории.
Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ.
Учебник предназначен для студентов вузов.
Для овладения истиной вещей необходимо прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующим успех. Как родоначальник эмпиризма Бэкон недооценивал значение разума. Сила разума как раз и проявляется в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом – «паук», «муравей», «пчела».
Бэкон Фрэнсис (1561–1626 гг.), английский философ, юрист, родоначальник английского материализма и эмпиризма, экспериментирующей науки Нового времени. Родился в Лондоне в семье Николаса Бэкона – лорд-канцлера хранителя Большой печати Короля, а его тёткой была жена сэра Уильямса Сесила, впоследствии лорда Бэрли. Знания Френсис получил в Кембриджском университете. В 12 лет становится членом парламента и советником графа Эссекса – одного из лидеров пресвитериан. При Короле Якове I получил должность своего отца, став лорд-канцлером (1618–1621 гг.), однако через два года был предвзято обвинён во взяточничестве (подношения чину такого ранга были в Англии неким «правилом») и предан суду, оштрафован на 40 тысяч фунтов стерлингов, заключен в Тауэр и впоследствии выслан из Лондона без права занимать государственные должности. Находясь в изгнании, занимался экспериментальной наукой и написанием теоретических трудов. Автор трактата «Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620 г.) [часть незаконченного трактата «Великое восстановление наук» (по аналогии с аристотелевским «Органоном»)], в котором развил новое понимание задач науки – увеличение могущества человека над природой и основы научной индукции, базой которой должен быть эксперимент. Интересен цикл работ, касающихся «естественной истории отдельных явлений и процессов природы»: «Приготовление к естественной и экспериментальной истории» (1620 г.) В утопической повести «Новая Атлантида» изложил проект государственной организации науки.
Будучи в изгнании в своём имении Ф. Бэкон, проводил зимой опыты по консервации кур, путём замораживания их в снегу, простудился, тяжело заболел и умер.
Декарт Рене – один из планетарных представителей Нового времени в истории. В отличие от эмпирических приоритетов Ф. Бэкона он заложил рационалистическую традицию познания мира. Р. Декарт поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта.
Рационализм (лат. ratio – разум) – философское воззрение, признающее мышление источником познания и критерием его истинности.
Декарт стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врождённых идей, которые во многом определяют результаты познания (например, «две величины, равные третьей, равны между собой»).
В истории философии Р. Декарт остался как философ-дуалист: в основании бытия он выделял две самостоятельных субстанции – материальную и духовную (дуализм от лат. dua – два). Они существуют параллельно, независимо друг от друга.
Мышление Р. Декарта механистично и это объективно в силу существующих на тот момент научного знания. Мир, Вселенная у Декарта – огромный механизм, они имеют свою историю и изменчивы. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дал Бог, но впоследствии его развитие определяется самостоятельной творческой силой материи.
Декарт одним из первых, хотя и на механистической основе, разработал идеи эволюции и провёл их через все области учения о природе – от появления светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Образование звёзд и планет и их систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. В этом Декарт одним из первых философов вплотную подошел к идее о материальном единстве универсума (мира). Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики.
В теории научного познания метод Р. Декарта представляется аналитическим или рационалистическим. Он индуктивен: движение мысли от простого к сложному. Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идёт к достоверности бытия вещей. «Я мыслю, следовательно, я существую» – известное декартовское метафизическое положение «cogito ergo sum», которым он первым из мыслителей предложил рационалистический метод в познании.
Декарт Рене (латинизированное имя Картезий, Cartesius, 1596–1650 гг.), французский философ, математик, физик. Родился в знатной семье, его отец был членом совета парламента Бретани. В 1604–1612 гг. воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш, где получил хорошие знания по математике. После смерти отца, Рене продал землю, оставленную ему в наследство, и некоторое время жил на проценты. С некоторыми перерывами проходил воинскую службу в армиях Голландии и Баварии, участвовал в 30-летней войне (первая общеевропейская война между двумя коалициями за господство в Европе 1618–1648 гг.). В 1629 г. оставил службу и уехал в Нидерланды, где 20 лет занимался наукой. Преследуемый нидерландскими богословами, переехал в Швецию и принял приглашение Королевы Кристины о помощи в организации Академии наук, однако не перенёс жесткого режима дня и сурового климата Швеции, заболел пневмонией и умер. Декарт никогда не был женат, у него была внебрачная дочь (умерла в 5-летнем возрасте).
Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). В математике – один из создателей аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввёл многие алгебраические обозначения. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия. Основные сочинения: «Рассуждения о методе» (1637 г.), «Страсти души» – этико-психологическое сочинение (1640 г.), «Геометрия» (1637 г.), «Размышления о первой философии» (1644 г.), «Первоначала философии» (1644 г.). На русском языке основные произведения Р. Декарта были опубликованы в 1950 г. в «Избранных произведениях».
Материалистическую сторону учения Р. Декарта развил нидерландский философ Спиноза Бенедикт, создатель геометрического метода в философии, то есть перенесения аксиом геометрии на философскую почву. За религиозное свободомыслие был подвергнут руководителями еврейской церковной общины Амстердама «великому отлучению» (херем в 1656 г.).
Спиноза отвергал представление о мышлении как об основной субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя.
Бог, идеальное и материальное слились у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.
Бог у Спинозы неотделим от природы и полностью лишён качеств личности. В своём определении природы как единой основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из её сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как её творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Данью времени было лишь то, что природу Спиноза называл Богом, а Бога – Природой.
Кроме огромного достоинства философии Спинозы, заключавшегося в обосновании тезиса о субстанциальном единстве мира, в его воззрениях содержались элементы диалектического понимания мира: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.
Именно Б. Спинозе принадлежит классическая формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632–1677 гг.), нидерландский философ, натуралист-пантеист, стремился, опираясь на геометрический метод, создать целостную картину мира, ядром которой является тождество Бога и природы. Родился в семье купца, принадлежащего к еврейской общине. После смерти отца продолжил его дело, одновременно занимаясь наукой вне общины, а в среде лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. После отлучения от общины Спиноза жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, затем – в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. Учение Спинозы сложилось в объективной исторической обстановке в Нидерландах после освобождения её от испанской феодальной монархии и бурного развития капитализма в стране. По своей идейно-политической позиции он был сторонником республиканского правления, а в своей борьбе с олигархическим руководством еврейской общины стал противником иудаизма. Основные сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670 г.), «Этика» (1677 г.) и «Политический трактат» (1677 г.). Спиноза противопоставил дуализму материалистический монизм [монизм, греч. monos – единственный, философское воззрение, согласно которому всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – либо материи, либо духа].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. Курс лекций"
Книги похожие на "Философия. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Петров - Философия. Курс лекций"
Отзывы читателей о книге "Философия. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.